СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеологические единицы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает учащимся 10 класса вспомнить и закрепить тему "Фразеология", используя групповую форму работы.

Просмотр содержимого документа
«Фразеологические единицы»

Урок русского языка в 10-м классе по теме "Русская фразеология"

Цель: систематизировать знания по теме “Фразеология”, закрепить навыки правописания.

Техническое оборудование: мультимедийная система.

Ход урока

I. Словарный диктант.

Ни шатко, ни валко, не чуя ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.

Самопроверка: (на экран выводится словарный диктант)

- Объясните написание НЕ и НИ в записанных словах,

- В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания?

Ответ: это фразеологизмы.

Дополнение учителя: фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка.

II. Сообщается тема и цель урока.

Ученики заранее готовили сообщения.

План сообщений появляется на экране.

  1. Фразеология как раздел науки о языке.

  2. фразеологизм и его признаки

  3. Происхождение фразеологизмов русского языка

  4. Источники русских фразеологизмов

III. Практическая часть (учащиеся самостоятельно выполняют тест)

1. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?

А) 1. Белый танец.
2. Белый стих.
3. Белое вино.
4. Белая рубашка.

2. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?



Б) 1. Золотое дно.
2. Золотые серьги.
3. Золотые горы.
4. Золотая свадьба.

3. В каком предложении нет фразеологического оборота?

а) Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.
б) Сию минуту верните мне сумочку!
в) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.
г) На часах десять минут одиннадцатого.

4. Какой фразеологический оборот имеет значение “совершать необдуманные поступки”?

а) Курить фимиам.
б) Петь дифирамбы.
в) Терять голову.
г) Биться как рыба об лед.

5. Имеет значение “наиболее уязвимое место”?

а) Авгиевы конюшни.
б) Вавилонское столпотворение.
в) Ахиллесова пята.
г) Прокрустово ложе

IV. Работа в группах.

Класс поделен на пять групп. Каждая группа выполняет задание 5 минут. Затем идёт оценивание и выставление оценок проверяющими ещё 5 минут. Всего этот этап урока занимает 10 минут.

Задания:

1 группа. Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам (что для них является общим), определите значения фразеологизмов.

1.Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белого каления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует. 6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Метать громы и молнии. 9. Моя хата с краю. 10. Ноль внимания. 11. Под горячую руку. 12. Рвать и метать. 13. Стоять в стороне. 14. Устроить сцену. 15. Хоть бы что. 16. Хоть трава не расти.

Злиться

Быть равнодушным

Вне себя - разозлиться

Выйти из себя - разозлиться

Довести до белого каления - разозлить

Метать громы и молнии - злиться

Под горячую руку – не ко времени

Рвать и метать - злиться

Устроить сцену – устроить скандал

И бровью не шевельнул – остался невозмутимым

И в ус не дует - спокоен

Как с гуся вода - равнодушен

Махнуть рукой - разочароваться

Моя хата с краю – не вмешиваться

Ноль внимания - равнодушен

Стоять в стороне – не вмешиваться

Хоть бы что - равнодушен

Хоть трава не расти – всё равно


2 группа. Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Перепишите их по группам.

1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Длинный язык. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец ударить. 8. Переливать из пустого в порожнее. 9. Перемывать косточки. 10. Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон. 13. Точить лясы. 14. Чесать язык.

  1. Бить баклуши, валять дурака, сидеть сложа руки, считать ворон

  2. Брать быка за рога, горит в руках, засучив рукава, палец о палец ударить, своротить гору

  3. Длинный язык, перемывать косточки, переливать из пустого в порожнее, точить лясы, чесать язык

3 группа. Подберите фразеологические обороты (см.2), синонимичные данным словам и словосочетаниям (см.1)

1. Весь день; вылечивать; главный помощник; вдоволь, без ограничения; искренне; наедине; очень быстро; сразу, в один прием; немедленно; обмануть; отчаиваться; унывать; привлекать к себе внимание, быть особо заметным; очень близко, рядом; осмеять, сделать предметом насмешки; очень крепко (уснуть); самым серьезным образом; моментально появиться; некстати, невпопад.

2. В два счета; одним духом; от всей души; от зари до зари; падать духом; по горячим следам; поднимать на ноги; бросаться в глаза (кому-либо); поймать на удочку; правая рука; сколько душе угодно; с глазу на глаз; в нескольких шагах; поднять на смех; мертвым сном; не на шутку; тут как тут; ни к селу ни к городу.

В два счёта – очень быстро

Одним духом – в один приём

От всей души – искренне

От зари до зари – весь день

Падать духом – отчаиваться

По горячим следам – сразу

Поднимать на ноги – вылечивать

Бросаться в глаза – привлекать к себе внимание

Поймать на удочку – обмануть

Правая рука – главный помощник

Сколько душе угодно – вдоволь

С глазу на глаз – наедине

В нескольких шагах – очень близко

Поднять на смех – осмеять

Мёртвым сном – очень крепко

Не на шутку- самым серьёзным образом

Тут как тут – моментально появиться

Ни к селу ни к городу – некстати, невпопад

4 группа. Запишите фразеологизмы по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение.

1. Вон оно что! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот так штука! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран на новые ворота. 6. Наверху блаженства. 7. Не укладывается в голове. 8. Подумать только! 9. Развести руками. 10. Почувствовать себя на седьмом небе. 11. Родился в сорочке. 12. Ума не приложу. 13. Хорошенькое дело! 14. Скажи на милость. 15. Вот так номер!

Выражающие радость, счастье

Выражающие недоумение

Воспрянуть духом

Наверху блаженства

Почувствовать себя на седьмом небе

Родился в сорочке

Хорошенькое дело!

Вот оно что!

Вот так штука!

Вот так номер!

Глазам своим не верить

Как баран на новые ворота

Не укладывается в голове

Развести руками

Ума не приложу

Скажи на милость

Подумать только!


5 группа. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.

1. Рукой подать. 2. С первого взгляда. 3. С горем пополам. 4. С первых слов. 5.Засучив рукава. 6. Затаив дыхание. 7. На каждом шагу. 8. Остаться с носом. 9. Опустить руки. 10. Так себе. 11. Черным по бел II. Сообщается тема и цель урока.

Ученики заранее готовили сообщения.

План сообщений появляется на экране.

  1. Фразеология как раздел науки о языке.

  2. фразеологизм и его признаки

  3. Происхождение фразеологизмов русского языка

  4. Источники русских фразеологизмов

III. Практическая часть (учащиеся самостоятельно выполняют тест)

1. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?

А) 1. Белый танец.
2. Белый стих.
3. Белое вино.
4. Белая рубашка.

2. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?



Б) 1. Золотое дно.
2. Золотые серьги.
3. Золотые горы.
4. Золотая свадьба.

3. В каком предложении нет фразеологического оборота?

а) Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.
б) Сию минуту верните мне сумочку!
в) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.
г) На часах десять минут одиннадцатого.

4. Какой фразеологический оборот имеет значение “совершать необдуманные поступки”?

а) Курить фимиам.
б) Петь дифирамбы.
в) Терять голову.
г) Биться как рыба об лед.

5. Имеет значение “наиболее уязвимое место”?

а) Авгиевы конюшни.
б) Вавилонское столпотворение.
в) Ахиллесова пята.
г) Прокрустово ложе

IV. Работа в группах.

Класс поделен на пять групп. Каждая группа выполняет задание 5 минут. Затем идёт оценивание и выставление оценок проверяющими ещё 5 минут. Всего этот этап урока занимает 10 минут.

Задания:

1 группа. Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам (что для них является общим), определите значения фразеологизмов.

1.Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белого каления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует. 6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Метать громы и молнии. 9. Моя хата с краю. 10. Ноль внимания. 11. Под горячую руку. 12. Рвать и метать. 13. Стоять в стороне. 14. Устроить сцену. 15. Хоть бы что. 16. Хоть трава не расти.

Злиться

Быть равнодушным

Вне себя - разозлиться

Выйти из себя - разозлиться

Довести до белого каления - разозлить

Метать громы и молнии - злиться

Под горячую руку – не ко времени

Рвать и метать - злиться

Устроить сцену – устроить скандал

И бровью не шевельнул – остался невозмутимым

И в ус не дует - спокоен

Как с гуся вода - равнодушен

Махнуть рукой - разочароваться

Моя хата с краю – не вмешиваться

Ноль внимания - равнодушен

Стоять в стороне – не вмешиваться

Хоть бы что - равнодушен

Хоть трава не расти – всё равно


2 группа. Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Перепишите их по группам.

1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Длинный язык. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец ударить. 8. Переливать из пустого в порожнее. 9. Перемывать косточки. 10. Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон. 13. Точить лясы. 14. Чесать язык.

  1. Бить баклуши, валять дурака, сидеть сложа руки, считать ворон

  2. Брать быка за рога, горит в руках, засучив рукава, палец о палец ударить, своротить гору

  3. Длинный язык, перемывать косточки, переливать из пустого в порожнее, точить лясы, чесать язык

3 группа. Подберите фразеологические обороты (см.2), синонимичные данным словам и словосочетаниям (см.1)

1. Весь день; вылечивать; главный помощник; вдоволь, без ограничения; искренне; наедине; очень быстро; сразу, в один прием; немедленно; обмануть; отчаиваться; унывать; привлекать к себе внимание, быть особо заметным; очень близко, рядом; осмеять, сделать предметом насмешки; очень крепко (уснуть); самым серьезным образом; моментально появиться; некстати, невпопад.

2. В два счета; одним духом; от всей души; от зари до зари; падать духом; по горячим следам; поднимать на ноги; бросаться в глаза (кому-либо); поймать на удочку; правая рука; сколько душе угодно; с глазу на глаз; в нескольких шагах; поднять на смех; мертвым сном; не на шутку; тут как тут; ни к селу ни к городу.

В два счёта – очень быстро

Одним духом – в один приём

От всей души – искренне

От зари до зари – весь день

Падать духом – отчаиваться

По горячим следам – сразу

Поднимать на ноги – вылечивать

Бросаться в глаза – привлекать к себе внимание

Поймать на удочку – обмануть

Правая рука – главный помощник

Сколько душе угодно – вдоволь

С глазу на глаз – наедине

В нескольких шагах – очень близко

Поднять на смех – осмеять

Мёртвым сном – очень крепко

Не на шутку- самым серьёзным образом

Тут как тут – моментально появиться

Ни к селу ни к городу – некстати, невпопад

4 группа. Запишите фразеологизмы по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение.

1. Вон оно что! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот так штука! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран на новые ворота. 6. Наверху блаженства. 7. Не укладывается в голове. 8. Подумать только! 9. Развести руками. 10. Почувствовать себя на седьмом небе. 11. Родился в сорочке. 12. Ума не приложу. 13. Хорошенькое дело! 14. Скажи на милость. 15. Вот так номер!

Выражающие радость, счастье

Выражающие недоумение

Воспрянуть духом

Наверху блаженства

Почувствовать себя на седьмом небе

Родился в сорочке

Хорошенькое дело!

Вот оно что!

Вот так штука!

Вот так номер!

Глазам своим не верить

Как баран на новые ворота

Не укладывается в голове

Развести руками

Ума не приложу

Скажи на милость

Подумать только!


5 группа. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.

1. Рукой подать. 2. С первого взгляда. 3. С горем пополам. 4. С первых слов. 5.Засучив рукава. 6. Затаив дыхание. 7. На каждом шагу. 8. Остаться с носом. 9. Опустить руки. 10. Так себе. 11. Черным по белому. 12. Не ому. 12. Не


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!