Фразеологизмы
и их употребление
Словарная
работа
Фразеологический оборот
Устойчивые словосочетания, имеющие определенное лексическое значение, постоянный компонентный состав или наличие грамматической категории, которые не создаются в процессе речи, а воспроизводятся, извлекаются из памяти. Например: намылить шею, заморить червячка, бить в набат и т.п.
Фразеологический
оборот -
Фразеология
это раздел языкознания, изучающий устойчивые обороты, а также состав фразеологических единиц и устойчивых сочетаний языка.
Фразеология –
Фразеологические единицы
фразеологические
фразеологические
сращения
сочетания.
фразеологические
единства
Фразеологические сращения –
это абсолютно неделимые фразеологизмы, значение которых совершенно не зависит от слов, составляющих фразеологизм. Например: бить баклуши, как пить дать.
Фразеологические единства , как и фразеологические сращения, семантически неделимы, но в них целостное значение, чаще всего обратное, мотивировано значением составляющих слов. Например: вылететь в трубу, закинуть удочку.
Фразеологические сочетания –
это такие обороты, целостное значение которых вытекает их значений слов, составляющих фразеологизм. Например, одержать победу, кромешный ад.
Выражения произведений устного народного творчества –
Профессиональные выражения –
сказка про белого бычка, наливное яблочко, По-Щучьему велению.
тянуть лямку, стричь под одну гребенку, сойти со сцены, достичь потолка;
Церковная литература –
иерихонская труба, камень преткновения, заблудшая овца.
Научная и художественная
литература –
Античная мифология –
живой труп, власть тьмы, плоды просвещения, человек в футляре, дворянское гнездо.
ахиллесова пята, яблоко раздора, дамоклов меч, ариаднина нить.
Фразеологизмы по своему происхождению классифицируются на:
- исконно русские;
- заимствованные из старославянского;
- заимствованные из других языков.
Фразеологизмы имеют свои особенности:
1) Сложность состава.
2) Семантическая неделимость.
3) Постоянство состава.
4) Непроницаемость структуры.
5) Устойчивость грамматической формы компонентов.
6) Закрепленный порядок слов.
«Убить двух зайцев»
«Погнаться за
двумя зайцами»
Жить припеваючи –
жить без забот, без проблем.
Заруби себе на носу –
запомни.
Делить шкуру неубитого медведя -
спорить, делить то, что еще не смогли получить (добиться).
Белая ворона -
значит быть не таким как все, выделяться среди остальных.
Воду мутить –
вносить неразбериху, умышленно запутывать что-либо ясное.
Наврать с три короба –
очень много наговорить, пообещать.
Сесть в лужу –
ставить себя в нелепое, глупое положение.
Одна нога здесь, другая там –
очень быстро сбегать, сходить куда-либо.
Ариаднина
Бочка
Меч
Троянский
Нить
Дамоклов
Гомерический
Чулок
Прометеев
Труд
Хохот
Синий
Огонь
Мамаево
Конь
Диогенова
Сизифов
Побоище
1. Наш класс успешно закончил полугодие, проделав сизифов труд.
( Сизифов труд – это бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах.)
2. Ему воскуряли дифирамбы.
( Смешанные части двух фразеологизмов: воскурять фимиам и петь дифирамбы.)
3. Мы идем в ногу со своим временем.
( Нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм « в ногу со временем слова «свой».)
4. Решение задачи привело в тупик.
( Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «зашло в тупик».)
5. Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы.
( Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш.)
6. Затея лопнула, как карточный домик.
( Смешение двух фразеологических оборотов: «разлететься, как карточный домик» и «лопнуть, как мыльный пузырь».)
7. Он работал, опустив рукава.
( Нарушение целостности фразеологического оборота «работать спустя рукава».)
1. Что такое фразеологизмы?
2. Назовите разряды фразеологических единиц.
3. Найдите фразеологизм:
А) спрятать нос
Б) вымыть нос
В) повесить нос
Г) сломать нос
4. Найдите фразеологизм:
А) как аршин съел
Б) как грабли проглотил
В) как сажень проглотил
Г) как аршин проглотил
5. Антонимом к фразеологизму «Бить баклуши» является:
А) трудиться
Б) обижать
В) бездельничать
Г) играть на музыкальном инструменте
6. Найдите фразеологические синонимы:
А) Кот наплакал
Б) Играть в молчанку
В) Семи пядей во лбу
Г) Витать в облаках
1) Набрать в рот воды
2) Ума палата
3) Строить воздушные замки
4) Всего ничего
7. Укажите предложение с фразеологизмом:
А) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.
Б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.
В) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!
Г) Так он и стоял, ни жив, ни мёртв, до заката.
8. Закончите фразеологизм «ящик…»:
А) с золотом
Б) Пандоры
В) Ариадны
Домашнее задание:
придумайте и запишите историю, которую можно было бы озаглавить одним из следующих фразеологизмов:
1. Капля камень точит.
2. Волк в овечьей шкуре.
3. Медвежья услуга.