Этапы ФГ
- 1-й этап (конец 1960-х – начало 1970-х гг.);
- 2-й этап (середина 1970-х – начало 1980-х гг.);
- 3-й этап (середина 1980-х – конец 1990-х гг.) ;
- 4-й этап (начало ХХI века).
273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Приказ Министерства
образования
и науки РФ от 15 декабря 2016 г.
№ 1598 П ( открыть )
ст. 59
ст. 2
ст. 95
ст. 97
Указ Президента Российской Федерации
№ 204 от 07.05.2018 ( открыть )
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ
Постановление № 662
от 05.08.2013
с изменениями от 25.05.2019 ( открыть )
- Умение формулировать ситуацию на языке математики ;
- Умение применять математические понятия, факты, процедуры ;
- Способность интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.
Математическая
грамотность
• принимать задачу, представленную в форме, отличной от формы, типичной для российских учебников;
• работать с информацией, представленной в различных формах: текстовой, табличной, графической, а также переходить от одной формы к другой;
• привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условии задачи, особенно в тех случаях, когда для этого требуется использовать бытовые сведения, личный жизненный опыт;
• отбирать информацию, необходимую для решения, в частности, если условие задачи содержит избыточную информацию; удерживать в процессе решения все условия, необходимые для решения проблемы;
• владеть навыками самоконтроля за выполнением условий (ограничений) при нахождении решения и интерпретации полученного результата в рамках ситуации; • определять самостоятельно точность данных, требуемых для решения задачи/
- Общая ориентация в содержании;
- Умение находить информацию в тексте;
- Умение интерпретировать текст;
- Рефлексия на содержание;
- Рефлексия на форму.
Читательская г рамотность
Понимание
- описать
- объяснить
- привести примеры
- интерпретировать
Рефлексия
- оценить
- составить мнение
- доказать
- различить
Применение
- решить
- использовать
- иллюстрировать
Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
➢ научно объяснять явления;
➢ понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
➢ интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
«Физические системы» – это преимущественно материал физики и химии,
«Живые системы» – биология, «Науки о Земле и Вселенной» – география, геология, астрономия. Однако с точки зрения содержания задания по ЕНГ, используемые в PISA, часто имеют межпредметный характер.
Финансовая г рамотность
понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
Комплекс заданий по направлению «финансовая грамотность» ориентирован на содействие решению мотивирующих и обучающих образовательных задач в области функциональной грамотности, в частности, на содействие развитию понимания учащимися ситуаций, требующих финансового решения, содействие освоению ими моделей разумного финансового поведения и умения применять их в ситуациях собственного выбора.
Г лобальные компетенции
Учебные задачи связаны с освоением опыта взаимодействия между представителями разных поколений, носителями отличающихся типов культуры и осознанием отношения к общепринятым социальным нормам.
Комплексное задание формирует готовность вступать во взаимодействие и достигать взаимопонимания с другими людьми, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
Охрана природы, ответственное отношение к живой природе;
Освоение приемов работы с актуальной социально значимой информацией;
Учимся давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.
Креативное мышление
под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения
Международные сравнительные исследования функциональной грамотности
PISA (Programme for International Student Assessment) – оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознанияю. PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)– Международный проект "Исследование качества чтения и понимания текста" учащимися начальной школы (4 класс) TIMSS – оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы)
Выделяют следующие основные признаки функциональной грамотности педагога:
- готовность к непрерывному образованию , овладению современными информационными и образовательными технологиями;
-способность к самостоятельному решению значительной части возникающих проблем в профессиональной сфере, к защите своих прав и ориентации в своих обязанностях;
-готовность к жизни в современном мире , ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях для удовлетворения и развития своих духовных запросов;
-ориентация в научном понимании мира ; обладание критическим и творческим мышлением;
-способность к коммуникативной деятельности в различных средах, владение яркой, убедительной и грамотной речью.
Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
Сенека