СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
в работе представлены задания на проверку функциональной грамотности
Задание «Термос» (банк открытых заданий)
Когда Алеша идет на лыжные тренировки, то берет с собой термос с горячим чаем. В термосе чай почти не остывает даже за несколько часов в морозную погоду. На рисунке показано устройство термоса.
Задание 1. Почему не остывает горячий чай в термосе? Выберете один ответ.
а) Безвоздушное пространство между стенками почти не проводит тепло.
Стенки термоса подогревают чай, когда он остывает
Холодный воздух не проникает внутрь термоса.
Чай не остывает, потому что пар над чаем не может выйти из термоса.
На заводе изготовленные термосы подвергаются следующему испытанию. Термос полностью заливают водой, температура которая 95 С, закрывают пробкой и крышкой и выдерживают при температуре окружающего воздуха 18 С в течение 6 часов. В хорошем термосе температура воды после этого испытания не должна становиться ниже, чем те величины, которые показаны в таблице.
Минимально допустимая температура воды после испарения термосов с внутренней стеклянной колбой.
Вместимость термоса, см | Время испытания, ч | Температура воды в термосах после испытания, С, не ниже |
250 | 6 | 54 |
500 | 6 | 56 |
1000 | 6 | 60 |
1500 | 6 | 62 |
2000 | 6 | 64 |
|
| |
Компетенция
|
| Объяснять принцип действия технического устройства или технологии |
Тип задания
|
| Выбор одного правильного ответа |
Контекст
|
| личный |
Познавательный уровень
|
| средний |
Задание 2. Какой вывод можно сделать из данных этой таблицы? Выберете один ответ.
Скорость остывания воды в термосе не зависит от его вместимости.
Вода в термосе не должна остывать за 6 часов
С.Чем больше вместимость термоса, тем медленнее остывает вода.
Чем больше вместимость термоса, тем быстрее остывает вода
На работе у Алешиного папы используют жидкий азот. В обычных условиях азот – это газ, из которого на 80% состоит воздух. Азот становится жидким при температуре почти на 200 градусов ниже, чем температура замерзания воды. Жидкий азот можно хранить в течение многих дней в так называемых сосудах Дьюара (см. рисунок)
Задание 2 |
| |
Компетенция
|
| Интерпретация данных для получения выводов;
|
Тип задания
|
| Выбор одного правильного ответа |
Контекст
|
| глобальный |
Познавательный уровень
|
| низкий |
Задание 3. Почему из внутреннего пространства между стенками сосуда Дьюара нужно откачивать воздух? Запишите ответ ниже.
Из пространства между стенками откачан воздух, чтобы уменьшить теплопроводности, т.е. уменьшить перенос теплоты от окружающей среды к содержимому сосуда Дьюара.
Алеша потерял пробку от своего термоса. Вместо нее он нашел четыре других подходящих пробки одинакового размера: стеклянную, пробковую (из пробкового дерева), резиновую и из пенопласта. Алеша решил испытать все пробки. Он наполнял термос горячей водой, затыкал его пробкой, а потом через 4 часа открывал и измерял температуру воды термометром. Все это он проделал со всеми четырьмя пробками. Горячая вода, когда он заливал ее в термос, каждый раз имела одну и ту же температуру 80С.
Задание 3 |
|
|
Компетенция
|
| Научное объяснение явлений (Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления) |
Тип задания
|
| развёрнутый ответ |
Контекст
|
| глобальный |
Познавательный уровень
|
| высокий |
Задание 4. Что может узнать Алеша в результате этого исследования? Отметьте из списка все, что он может узнать.
Какой из металлов (?), из которого сделана пробка, лучше проводит тепло.
Повлияет ли материал, из которого сделана пробка, на вкус чая, налитого в термос.
Почему четыре материала, из которых сделаны пробки, по-разному проводят тепло.
Какая из пробок – стеклянная, пробковая, резиновая или из пенопласта – будет более долговечной. Е.С какой пробкой вода в термосе будет остывать медленнее, а с какой быстрее.
Компетенция |
| Понимание особенностей |
| естественнонаучного исследования;
| |
Тип задания
| выбор нескольких ответов из списка (множественный выбор) | |
Контекст
| личный | |
Познавательный уровень
| высокий |
Задание 5. Качественные факторы, влияющие на сепарацию:
Если жидкость густая, качество получаемого продукта снизится. Степень густоты уменьшается при помощи нагрева молока. На качество процесса влияет и разность плотностей обрабатываемой жидкости. Она также увеличивается нагревом.
Если молоко жирное, процесс сепарирования замедляется. Это происходит из-за того, что жир тяжелее водной среды. Производительность сепаратора падает. Внутри устройства есть пакет так называемых тарелок (для очищения) – скорость сепарации можно улучшить, увеличением их количества.
На замедление сепарации влияют неправильные технологические процессы, использующиеся при промышленной перекачке молока. Из-за грубых насосов частицы жира становятся неправильной формы. Когда они круглые, разделение идет легче. Процесс проходит быстрее при частицах большего размера. Если они мелкие, то идет замедление сепарации.
Главная особенность, влияющая на хороший результат – температура исходного продукта. Согласно инструкции к бытовым сепараторам, оптимальный режим — 35-45 градусов. На производстве используется, высокотемпературный режим сепарирования, с нагревом до 60-70 градусов.
Выберите утверждения, обуславливающие этот температурный режим, дайте его обоснование:
Для расщепления жировых шариков на более мелкие части, уменьшения плотности сливок и тем самым улучшения их качества.
Для увеличения действия сил притяжения между частицами сливок при повышении температуры.
Для увеличения частоты вращения барабана сепаратора и тем самым увеличения производительности.
При нагревании молока погибают микроорганизмы, скорость образования сливок увеличивается, сливки, и обезжиренное молоко сразу получаются пастеризованными.
СПЕЦИФИКАЦИЯ К ЗАДАНИЮ Качественные факторы, влияющие на сепарацию
Контекст | личностный / новые знания в области технологии производства пищевых продуктов |
Уровень контекста | средний |
Компетенция | научное обоснование производственных технологий |
Тип вопроса (открытый/закрытый) | открытый |
ЗАДАНИЕ 6
Ночные и дневные бризы
Днем суша нагревается Солнцем до более высокой температуры, чем вода. От Земли нагревается воздух, который при этом расширяется. Он становится менее плотным и поднимается. Образуется разрежение воздуха и, соответственно, над сушей создается область пониженного давления. Над морем воздух холоднее и потому плотнее. Там образуется область повышенного давления. Из-за разности давлений воздух, находящийся над морем, начинает перемещаться в сторону суши.
А теперь наступила ночь. Вода в отличие от суши, медленно нагревается и медленно остывает. В ночное время воздух, соприкасающийся с поверхностью моря, имеет более высокую температуру, чем воздух, находящийся над сушей.
Вопрос 1. Что же является главной причиной возникновения ветров, изменения их направления и, соответственно, перемены погоды?
Компетенция | Научное объяснение явлений |
|
Тип научного знания | Содержательное/ физические системы | |
Контекст/ситуация | Окружающая среда/ местный | |
Познавательный уровень | средний | |
Формат вопроса | открытый | |
|
| |
Правильный ответ и критерии оценивания | Ответ принимается полностью Код 1: Неравномерное нагревание различных участков земной поверхности, приводящее к возникновению разности давлений атмосферного воздуха на этих участках. Ответ не принимается Код 0: Другие ответы Код 2. Ответ отсутствует. |
Вопрос 2. У какого бриза - дневного или ночного сила ветра больше и почему?
Компетенция | Научное объяснение явлений |
Тип научного знания | Содержательное/ физические системы |
Контекст/ситуация | Окружающая среда/ местный |
Познавательный уровень | средний |
Формат вопроса | открытый |
|
|
Правильный ответ и критерии оценивания | Ответ принимается полностью Код 1: Дневной бриз сильнее, так как разница атмосферного давления 2 мм. рт. ст. а у ночного1 мм .рт. ст. Ответ не принимается Код 0: Другие ответы Код 9. Ответ отсутствует. |
Вопрос 3. Каким видом теплопередачи объясняются ночные и дневные бризы?
Ответы:
1. Теплопроводность
ЗАДАНИЕ 7.Таяние льда
Вопрос : Саша достал из морозилки три одинаковых кусочка льда и положил их на три разные подставки, каждая из которых изготовлена из разных материалов: Подставка 1 – из дерева Подставка 2 – из меди
Подставка 3- из железа.
За одинаковое ли время растает кусочек льда на каждой из подставок? Выберите правильный ответ:
Таяние льда быстрее всего произойдет на подставке 1, а медленнее всего будет происходить на подставке 2
Таяние льда быстрее всего произойдет на подставке 2, а медленнее всего будет происходить на подставке 1
Таяние льда быстрее всего произойдет на подставке 3, а медленнее всего будет происходить на подставке 1
Таяние льда будет происходить одинаково на трех подставках
Компетенция | Научное объяснение явлений |
|
Тип научного знания | Содержательное/ физические системы |
|
Контекст/ситуация | Окружающая среда/ Личностный |
|
Познавательный уровень | Средний |
|
Формат вопроса | открытый |
|
|
|
|
Правильный ответ и критерии оценивания | Ответ принимается полностью Код 1: 2 Ответ не принимается Код 0: Другие ответы Код 2: Ответ отсутствует. |
|
ЗАДАНИЕ 8. Обугливание бумаги.
Если деревянный цилиндр, инкрустированный металлом, обернуть листом бумаги и подержать над пламенем спиртовки, то бумага обугливается сначала в местах, не соприкасающихся с металлом. Почему?
Компетенция | Научное объяснение явлений |
Тип научного знания | Содержательное/ физические системы |
Контекст/ситуация | Окружающая среда/ Личностный |
Познавательный уровень | низкий |
Формат вопроса | открытый |
|
|
Правильный ответ и критерии оценивания | Ответ принимается полностью Код 1: Так как дерево имеет плохую теплопроводность по сравнению с металлами, то в местах соприкосновения с деревом бумага нагревается и обугливается быстрее. Ответ не принимается Код 0: Другие ответы Код 2: Ответ отсутствует. |
Из-за сурового климата Якутск называют одним из самых «холодных» и снежных городов Земли. Вместе с тем это и самый крупный город мира, расположенный в зоне вечной мерзлоты– верхняя часть земной коры постоянно находится в замерзшем состоянии. Толщина мерзлоты – 200-250 метров. Разница температур между самым холодным и самым тёплым месяцами здесь достигает 70–75 градусов. Летом слой почвы (это в основном песчаники, галечники и глины) оттаивает глубиной до 5 метров. В Якутске с 1935 года строят дома на сваях глубиной от 6 до 12 метров и больше.
Вопрос 1: Почему в зоне вечной мерзлоты дома ставят на свайный фундамент?
Ответы:
Дома ставят на свайный фундамент ради спасения от снежных заносов, которые могут достигать в высоту несколько метров.
Вечная мерзлота на самом деле вечная и как раз идеальный фундамент для строительства.
Здания поднимают над грунтом на сваи для обеспечения естественной вентиляции мерзлой поверхности, которая позволит сохранять грунт в естественном состоянии.
Компетенция | Научное объяснение явлений |
Тип научного знания | Содержательное/ физические системы |
Контекст/ситуация | Окружающая среда/ местный |
Познавательный уровень | Средний |
Формат вопроса | Открытый |
|
|
Правильный ответ и критерии оценивания | Ответ принимается полностью Код 1: 3 Ответ не принимается Код 0: Другие ответы Код 2: Ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 10. Домашние опыты
Опыт 1. У Маши на столе есть настольная лампа, термометр и два листа бумаги: белый лист и черный ( можно взять два кусочка ткани черного и белого цвета). Как с помощью этих приборов в домашних условиях проверить, какую одежду: белую или черную лучше одевать солнечным летним днем ?
Компетенция | Понимание особенностей естественнонаучного исследования |
Оцениваемое умение | Предложить способ научного исследования данного вопроса |
Тип научного знания | Процедурное/ физические системы |
Контекст/ситуация | Окружающая среда/ личный |
Познавательный уровень | Средний |
Формат вопроса | открытый |
Правильный ответ и критерии оценивания | Ответ принимается полностью Код 1: Маше надо поместить термометр сначала под белый лист бумаги, потом под черный лист бумаги, а затем сравнить измеренные температуры. Та поверхность, которая нагрелась сильнее, обладает большей поглощающей способностью. Ответ не принимается Код 0: Другие ответы Код 2: Ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 11 .Опыт с термометрами.
Для своего опыта Дима взял стакан, заполненный горячей водой и термометр спиртовой с пределом измерения 100 градусов Цельсия. Сначала он измерил температуру воздуха в комнате на большом расстоянии от стакана. Она оказалась равна 22 °C. Затем расположил термометр вертикально рядом со стаканом на расстоянии нескольких сантиметров от стенки стакана и измерил температуру воздуха (рис 2). Потом поднял термометр над поверхностью воды в стакане и измерил температуру воздуха над горячей водой (рис3). Опустил термометр в стакан и измерил температуру горячей воды (рис1). Каким способом теплопередачи нагревался термометр в каждом из трех случаев? Задание: Заполните таблицы:
Температура воздуха рядом со стаканом, t2 | Температура воздуха над стаканом, t3 | Температура воды в стакане, t1 |
|
|
|
| Термометр, расположенный рядом со стаканом | Термометр, расположенный над стаканом | Термометр, расположенный в горячей воде |
Вид теплопередачи |
|
|
|
Компетенция | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
Тип научного знания | Процедурное/ физические системы |
Контекст/ситуация | Окружающая среда/ личный |
Познавательный уровень | Средний |
Формат вопроса | закрытый |
Правильный ответ и критерии оценивания:
Ответ принимается полностью
Код 1:
Температура воздуха рядом со стаканом, t1 | Температура воздуха над стаканом, t2 | Температура воды в стакане, t3 |
24 | 42 | 90
|
| Термометр, расположенный рядом со стаканом | Термометр, расположенный над стаканом | Термометр, расположенный в горячей воде |
Вид теплопередачи | излучение | конвекция | теплопроводность |
Ответ принимается частично, если правильно указаны одно ли два значения в таблицах.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы
ЗАДАНИЕ 12. Птицы на ветке
Перед вами две фотографии с птицами. На какой фотографии (правой или левой) температура воздуха ниже? Почему?
Компетенция | Научное объяснение явлений |
Тип научного знания | содержательное/ живые системы |
Контекст/ситуация | Окружающая среда/ местный |
Познавательный уровень | низкий |
Формат вопроса | открытый |
© 2022, Котова Мария Леонидовна 7131 23