СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Формирование функциональной грамотности" составлена к семинару учителей начальных классов по одноимённой теме. Рассматриваются общие понятия и акцент делается на приёмах формирования читательской, естественнонаучной, математической  грамотности у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

      «Формирование функциональной грамотности младших школьников»     21 декабря 2020 г.

«Формирование

функциональной грамотности

младших школьников»

21 декабря 2020 г.

Методика «Лицо семинара»   Для определения вашего эмоционального состояния перед работой семинара учителей начальных классов каждой школе (группе) необходимо выбрать один из предложенных рисунков.           Вот с такими разными чувствами мы и отправляемся в гости на уроки в начальную школу  нашего образовательного учреждения.

Методика «Лицо семинара»

Для определения вашего эмоционального состояния перед работой семинара учителей начальных классов каждой школе (группе) необходимо выбрать один из предложенных рисунков.

 

Вот с такими разными чувствами мы и отправляемся в гости на уроки в начальную школу

нашего образовательного учреждения.

Глоссарий Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Глоссарий

  • Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
  • Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
  • Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения  адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность  ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Компоненты функциональной грамотности

  • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  • умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
  • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Содержание функциональной грамотности Грамотность в чтении и в письме Грамотность в естественных науках Математическая грамотность Компьютерная грамотность Грамотность в вопросах семейной жизни Грамотность в вопросах здоровья Юридическая грамотность

Содержание функциональной грамотности

  • Грамотность в чтении и в письме
  • Грамотность в естественных науках
  • Математическая грамотность
  • Компьютерная грамотность
  • Грамотность в вопросах семейной жизни
  • Грамотность в вопросах здоровья
  • Юридическая грамотность
Следующие условия:   обучение должно носить деятельностный характер; учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии; учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала; учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы; школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.

Следующие условия:

  • обучение должно носить деятельностный характер;
  • учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии;
  • учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
  • учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
  • школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.

Педагогические технологии проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; технология формирования правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся; технология критического мышления.

Педагогические технологии

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология формирования правильной читательской деятельности;
  • технология проектной деятельности;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • информационные и коммуникационные технологии;
  • технология оценивания учебных достижений учащихся;
  • технология критического мышления.
Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе Логические приемы Примеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Логические приемы

Примеры заданий

1. уровень - знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень - использование

Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

6. уровень - оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Международные оценочные исследования

TIMSS

«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»

PIRLS

PISA

«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»

«Изучение качества чтения и понимание текста»

изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей

изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования

оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях

Читательская грамотность

Естественнонаучная

грамотность

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием

Математическая грамотность

способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

Базовый навык

функциональной

грамотности

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели

Индикаторы функциональной грамотности:

Умения (эмпирические показатели):

Общая грамотность

Написать сочинение, реферат.

Считать без калькулятора.

Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.

Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная

Искать информацию в сети Интернет.

Пользоваться электронной почтой.

Создавать и распечатывать тексты.

Грамотность действий в чрезвычайных

ситуациях

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам.

Заботиться о своем здоровье.

Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Информационная

Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.

Читать чертежи, схемы, графики.

Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).

Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.

Анализировать числовую информацию.

Коммуникативная

Работать в группе, команде.

Расположить к себе других людей.

Не поддаваться колебаниям своего настроения.

Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.

Организовать работу группы.

Владение иностранными языками

Перевести со словарем несложный текст.

Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе.

Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.

Грамотность при решении бытовых проблем

Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных).

Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи.

Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.

Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой,

Правовая и общественно-политическая

GPS-навигатором

грамотность

Отстаивать свои права и интересы.

Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента, Сената, Мажилиса, символику РК

Модель  формирования и развития функциональной грамотности Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка –  учитель

Модель формирования и развития функциональной грамотности

Деревофункционально грамотная личность

Водапедагогические технологии

Яблочкиключевые компетенции

Лейка учитель

      Урок по математике  «Порядок выполнения действий  в выражениях без скобок»   3 б класс      Цель : способствовать формированию умений находить значения в выражениях без скобок.  Приёмы : - «Кубик»; - оценивание по этапам урока; - разноуровневые карточки (сил./сл.; пр./слож.); - составление алгоритма; - «Тонкие» и «толстые» вопросы.

Урок по математике «Порядок выполнения действий в выражениях без скобок» 3 б класс

Цель : способствовать формированию умений находить значения в выражениях без скобок.

Приёмы :

- «Кубик»;

- оценивание по этапам урока;

- разноуровневые карточки (сил./сл.; пр./слож.);

- составление алгоритма;

- «Тонкие» и «толстые» вопросы.

Урок по родному языку (русскому)  «Язык языку весть подаёт»   4 в класс  Цель : познакомить с заимствованными словами Приёмы :  -проблемный диалог;  -работа «выделителем»; -«Удивляй»; -«Учёные»; -«Молчаливый адрес»; -«Мишень»

Урок по родному языку (русскому) «Язык языку весть подаёт» 4 в класс

Цель : познакомить с заимствованными словами

Приёмы :

-проблемный диалог;

-работа «выделителем»;

-«Удивляй»;

-«Учёные»;

-«Молчаливый адрес»;

-«Мишень»

 Урок русского языка  «Настоящее время глагола»   4 а класс     Цель : познакомить учащихся с изменением глагола по временам; с глаголом настоящего времени  Приёмы : - ребус; - мини-проект; - блиц-опрос; - работа по картине; - тестирование

Урок русского языка «Настоящее время глагола» 4 а класс

Цель : познакомить учащихся с изменением глагола по временам; с глаголом настоящего времени

Приёмы :

- ребус;

- мини-проект;

- блиц-опрос;

- работа по картине;

- тестирование

 Урок литературного чтения  «А.П.Чехов «Ванька»»   4 б класс    Цель: познакомить с особенностями произведения А.П.Чехова «Ванька»  Приёмы: - «чтение за диктором»; - «сотрудничество»; - творческое задание; - «Блиц-опрос»; - работа со словарями

Урок литературного чтения «А.П.Чехов «Ванька»» 4 б класс

Цель: познакомить с особенностями произведения А.П.Чехова «Ванька»

Приёмы:

- «чтение за диктором»;

- «сотрудничество»;

- творческое задание;

- «Блиц-опрос»;

- работа со словарями

      Урок окружающего мира  «Из чего что сделано»   2 в класс        Цель: узнать из чего и как люди изготавливают различные изделия  Приёмы, формы: Путешествие по стране Мастеров; работа в группах; игра «Верно это или нет»; «Веер вопросов»; самооценивание по билетам

Урок окружающего мира «Из чего что сделано» 2 в класс

Цель: узнать из чего и как люди изготавливают различные изделия

Приёмы, формы:

  • Путешествие по стране Мастеров;
  • работа в группах;
  • игра «Верно это или нет»;
  • «Веер вопросов»;
  • самооценивание по билетам

  Урок математики  «Умножение числа 5 и деление на 5. Решение задач»   2 а класс    Цель: познакомить с умножением числа и делением на него  Приёмы, формы: работа в группах; игра «Верно это или нет»; «Житейские вопросы»; «Лови ошибку »

Урок математики «Умножение числа 5 и деление на 5. Решение задач» 2 а класс

Цель: познакомить с умножением числа и делением на него

Приёмы, формы:

  • работа в группах;
  • игра «Верно это или нет»;
  • «Житейские вопросы»;
  • «Лови ошибку »

Приём «Синквейн» - Запишите 1 существительное, отражающее проблему. -Запишите два прилагательных, отражающих суть рассматриваемой проблемы. -Запишите три глагола отражающих суть рассматриваемой проблемы. -Запишите короткое предложение о сути рассматриваемой проблемы. -Запишите одно слово – символ данной проблемы .

Приём «Синквейн»

- Запишите 1 существительное, отражающее проблему.

-Запишите два прилагательных, отражающих суть рассматриваемой проблемы.

-Запишите три глагола отражающих суть рассматриваемой проблемы.

-Запишите короткое предложение о сути рассматриваемой проблемы.

-Запишите одно слово – символ данной проблемы .

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!