ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2021-2022 учебный год
Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат. Уровень образованности подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия. Функциональная грамотность способствует адекватному и продуктивному выбору программ профессионального образования, помогает решать бытовые задачи, взаимодействовать с людьми, организовывать деловые контакты, выбирать программы досуга, ответственно относиться к обязанностям гражданина, ориентироваться в культурном пространстве, взаимодействовать с природной средой.
Естественнонаучными основами физической культуры при организации процесса физического воспитания человека в обществе является комплекс медико-биологических наук, таких как, анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др. Изучение органов и морфофункциональных систем организма человека исходит из принципа целостности и единства организма с внешней природой и социальной средой. Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, особенностей протекания сложных процессов его жизнедеятельности, невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки.
В любой спортивной игре очень важно уметь вовремя принять решение и часто нестандартное (креативное) решение, что позволяет привести команду к спортивной победе. Правильно подобранные игровые задания, учитывающие возрастные и психофизические особенности обучающихся позволяют на уроках физической культуры развивать креативное мышление при изучении любого раздела программы. Примеры таких игр:
1.Игра «Выбери мяч». В большой корзине находится много разных мячей(баскетбольные, волейбольные, теннисные, футбольные).Учащимся предлагается выбрать баскетбольный мяч и придумать другую игру с этим мячом (непохожую на баскетбол).Далее выбрать волейбольный мяч и придумать игру с этим мячом(непохожую на волейбол) и т..д.
2.Игра «Мяч в кольцо». Ученики делятся на две команды. Каждой команде предлагается провести мяч по площадке любым способом или придумать свой нестандартный вид ведения мяча. В конце ведения -забросить мяч в кольцо. Выигрывает та команда, которая покажет больше всего интересных способов ведения мяча и забросит больше всего мячей в корзину.
3.Игра «Назовите вид спорта». Разделить учащихся на команды. Предложить каждой команде назвать как можно больше видов спорта на букву «В», «К», «Б».Побеждает та команда, которая назовет как можно больше видов спорта.
Рассмотрим глобальную компетенцию в области спорта. На сегодняшний день, отечественный спорт на фоне продолжающихся антидопинговых санкций, столкнулся с полной изоляцией и запретом на международные выступления. Глобальные допинговые обвинения российскому спорту предъявляют с конца 2014года.Изначально удар был направлен на нашу легкую атлетику, затем на Олимпиаду в Сочи и т.д. Под давлением международных структур наша страна частично признала нарушения(но не со стороны государства) и извинилась за них. На фоне санкций Российские спортсмены лишины флага на церемониях награждения и всех официальных мероприятих, так же российские спортсмены выступают в нейтральном статусе. Инициатива по поводу такой меры исходит от Международного олимпийского комитета, который рекомедовал всем спортивным федерациям и организаторам соревнований отказывать в допуске на них российским спортсменам. Олимпийский комитет России назвал заявление МОК противоречащим Олимпийской хартии.
Читательская грамотность необходима на уроках физической культуры для изучения истории развития физической культуры и спорта , базовых видов спорта, а так же для подготовки детей к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре.
Рассмотри пример читательской грамотности на определении выносливости:
-выносливость- способность организма к продолжительному выполнению какой либо работы без заметного снижения работоспособности;
-выносливость-способность организма длительное время противостоять утомлению. Представлены два определения выносливости, они обо правильные , но определение под цифрой один более раскрыто.
Практическое применение математических знаний применяется в различных видах деятельности, в том числе и на занятиях по физической культуре. В водной части урока дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при перестроениях (построение в две, три колонны, образуют круги, упражнения часто выполняются под счет, бегут по кругу, змейкой и т.д). При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве (правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т.д). В основной части урока часто используют понятия: « в парах», « в тройках»; используются считалки порядковым или количественным счетом. В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве, знания об измерениях условными мерками.
Финансовая грамотность тесно связана с физической культурой и спортом. Занятия спортом требуют финансовых вложений , это и приобретение экипировки, спортивного инвентаря, абонементов и т.д. Но, каждый из нас, начиная со школьного возраста должен обладать знаниями о вариантах экономии. Для поддержания спортивной формы не обязательно тратить кучу денег на абонементы и инвентарь. К примеру, беговую дорожку можно заменить бегом по парку плавание в бассейне можно заменить купанием в речке (летом); утяжелители для занятий можно сделать из подручных средств; так же сейчас в парках есть спортивные площадки на которых установлены спортивные тренажеры и оборудование для занятий ФК.
В заключении можно сказать, что использование элементов функциональной грамотности при организации и проведении современного урока физкультуры позволит успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять их кругозор.