Функциональная грамотность: разговор с директором школы
Сегодня образование развивается в соответствии с новыми тенденциями в геополитической, экономической, культурной сферах и призвано сформировать конкурентоспособного и мобильного специалиста, востребованного на рынке труда. Именно функциональная грамотность призвана объединить в себе эти навыки и помочь применить их на практике.
Об этом поговорили на одном из вебинаров эксперт в вопросах качества образования Галина Савиных и директор Лицея № 4 г. Дмитрова Татьяна Малинникова. Аналогичная тема поднималась на региональной научно-практической конференции «Территория инноваций: опыт, практика, лучшие решения», где выступила главный редактор ГК «Просвещение» Надежда Колесникова.
Одним из показателей нацпроекта «Образование» является вхождение России в топ 10 стран по результатам международных сопоставительных исследований. К 2024 году все 85 субъектов России будут участвовать в исследованиях PISA. Это заявление государственного масштаба отражается в
ряде отраслевых инициатив. Например, в совместном приказе Минпросвещения и Рособрнадзора «О внедрении новой методологии оценки качества образования» от 06.05.2019, где дается понятие функциональной грамотности и план работ на региональных и федеральных уровнях по ее внедрению. Кроме того, сегодня понятие функциональной грамотности включено в проекты новых ФГОС.
Что же такое функциональная грамотность?
«Функциональная грамотность – это умения действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Когда ребенок закрывает дверь предметного кабинета и выходит в жизнь. Это то, как он может действовать, решать жизненные задачи», – отмечает директор Лицея №4 г. Дмитрова Татьяна Малинникова.
Согласно результатам международных исследований, Россия занимает первое место в PIRLS, седьмое в TIMSS, и 32-е – в PISA. Почему так происходит?
«Есть три главных ответа на эти вопросы. Первый – дидактические задания PISA для нас непривычны и в образовательном процессе мы работаем с такими формами заданий крайне редко. Второй – решения таких заданий и работа над ними требует много учебного времени. А когда педагогическое сообщество находится в рамках жесткого учебного планирования, чрезвычайно сложно работать с практико-ориентированными заданиями. И третье – отсутствие большого количества таких заданий в учебной литературе», – отвечает Надежда Колесникова.
Функциональная грамотность, которая сформирована через формат PISA, включает в себя основные и дополнительные компоненты, к которым относятся читательская, естественно-научная, математическая, финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.
«Чтобы оценивать уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно давать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение таких задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий. Когда мы говорим о функциональной грамотности, мы имеем ввиду не только предметность, а всю систему работы в школе», – подчеркнула Татьяна Малинникова.
Особенность инструментария формирования функциональной грамотности в школе заключается в следующем:
-
Создание ситуаций, инициирующих и мотивирующих учащихся на практическую учебную деятельность.
-
Актуализация предметных знаний и жизненного опыта учащихся для решения практических, личностно значимых задач. Когда решается контекстная и ситуативная задача, ученики ощущают значимость проделанной работы, появляется желание учиться. Это является одним из важнейших аспектов при формировании функциональной грамотности.
-
Приобретение опыта успешной деятельности, решения проблем, принятия решений, позитивного поведения в реальной жизни.
-
Поисковую активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
-
Учение в общении или учебное сотрудничество. Задания на работу в парах или малых группах.
-
Оценочная самостоятельность школьников, самоконтроль и взаимопроверка.
В чем принципы создания заданий PISA?
Во всех заданиях основополагающей является работа с текстом – читательская грамотность. Важно правильно видеть смысл, оценивать и интерпретировать текстовый материал. Что касается математической грамотности – важно формулировать, применять и оценивать результат с позиций математики и реального опыта. Естественно-научная грамотность предполагает способность давать научные объяснения, применять естественно-научные методы исследования и интерпретировать полученные выводы.
Прежде чем говорить о результатах развития функциональной грамотности у учащихся, нужно проработать этот вопрос с педагогами. Необходимо их мотивировать, показать, каким образом отличается дидактика практико-ориентированных заданий PISA от тех заданий, к которым они привыкли.
Группа компаний «Просвещение» работает над тем, чтобы ввести в образовательный процесс задачи подобного характера. Один из шагов – сотрудничество с группой авторов, занимающихся задачами PISA. Авторы-разработчики имеют сертифицированные удостоверения специалистов и могут работать по международным исследованиям.