СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Разработка внеурочного мероприятия

для учащихся 5 классов

(функциональная грамотность)


Тема: «Городецкая роспись»


Цель:

Определить уровень сформированности функциональной грамотности учащихся 5 класса, при создании декоративной, орнаментальной композиции, в традиции народного искусства Городца

Задачи:

Образовательная:

 обобщить и создать условия для актуализации знаний обучающихся;  формировать у учащихся понятие об отличии городецкой росписи от других народных промыслов;  определить ее своеобразие и уникальность.

Развивающая:

 создать условия постановки личностной цели на уроке;  развивать творческую активность учащихся, внимание, творческое мышление;  умение сравнивать и анализировать. Воспитательная:

 организовать работу в группах, над изучением теории;  корректировать работу в группах над кластером;  корректировать работу детей над композицией;  создать условия, для успешного представления и оценивания проектных творческих работ;  организовать рефлексию.

Компонент функциональной грамотности:

Читательская грамотность:

Помогите прочитать тему урока

Информационный лист (работа с текстом, отбор нужной и достоверной информации)

Ответ на вопросы в письменном виде;

Составление и решение кроссвордов;


Глобальные компетенции:

Способность ребенка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, способности сотрудничать.

Знакомство на уроках с профессиями (живописца, скульптора, архитектора, дизайнера, иллюстратора и другое). От выбора профессии зависит будущее, способность быть нужным в обществе.


Критическое мышление:

-Прием «Общее и уникальное»( приём из технологии развития критического мышления, который помогает выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов)


Креативное мышление:

Способность самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи.


Возраст учащихся:

11-12 лет

Количество участников:

19 человек

Планируемые результаты:

Предметные:

Применять художественные умения, знания, полученные на уроке в процессе выполнения художественно-творческих работ;

Метапредметные:

Умение обсуждать и анализировать продукт деятельности с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств выражения декоративной композиции (математический расчет: симметрия, асимметрия. Использование законов композиционной доминанты.

Личностные:

Формируют навык сотрудничества. Умение вести диалог. Распределять функции и роли в групповой работе.

Ход урока

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1. Приветствие.

(В начале занятия ученики разбиваются на группы. Листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета – получилась группа.).

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!


2. На экране слова:

Читательская грамотность:

Помогите прочитать тему урока

1)Вставить пропущенное слово в тексте:

«___________ роспись»;

2)Рассыпанные буквы:

Родегокаяц осипрсь;

Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен урок? …. (Ответы детей)

- Правильно! Тема урока; «Городецкая роспись».

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Вы - команда мастеров, которая должна выиграть конкурс на лучший подарок в стиле Городецкой росписи. Необходимо разработать оригинальный эскиз композиции в стиле данного промысла.

Информационный лист (работа с текстом, отбор нужной и достоверной информации)

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в XVIIIв. в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. 

Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные маслеными красками по чистой доске или по фону, и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Как правило, все элементы городецкой росписи  имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.

 Объяснение учителя. «Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура. Сначала мастер крупной кистью делает замалевок – цветное пятно круглой формы. Из него и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкой кистью, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.

- Где зародилось городецкая роспись?

-  Что чаще всего изображали?

- Как именно мастер расписывает изделия?


Ответ на вопросы в письменном виде;

- Где зародилось городецкая роспись?

-  Что чаще всего изображали?

- Как именно мастер расписывает изделия?


Составление и решение кроссвордов;

1.Роспись, зародившаяся в заволжском крае.

2.Приём – вращение кистью мастер делает…?

3.Этап усложнения формы цветка мелкими кистями.

4.Завершается работа белой…?

5.Один из элементов городецкой росписи.







\Глобальные компетенции:

Способность ребенка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, способности сотрудничать.

Знакомство на уроках с профессиями (живописца, скульптора, архитектора, дизайнера, иллюстратора и другое). От выбора профессии зависит будущее, способность быть нужным в обществе.


Критическое мышление:

-Прием «Общее и уникальное»( приём из технологии развития критического мышления, который помогает выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов)



1.Прочитайте текст учебника по теме и распечатки из других источников.

Найдите особенные, уникальные черты городецкой росписи.

2. В группе  разбейтесь на  подгруппы. Распределите:

а)  кто выбирает уникальные черты Городецкой росписи,

б)  кто будет сравнивать и выбирать общие черты двух промыслов Гжели и Городца .

в) а кто будет заполнять сравнительную таблицу.

 

3.Группа, первой выполнившая задание, отправляет 2-х представителей к доске и на листе, где записаны особенности Гжели во втором круге дописывает уникальные черты Городецкой росписи, а общие черты в центре, где пересеклись два круга.  Вторая группа и последующие добавляют не достающие черты уникального или общего.





ЭТАП 3. Практикум

Креативное мышление:

Способность самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи.

Аппликация.

1. Распределите роли, выполните эскиз композиции и отдельные детали.

- ДИЗАЙНЕР

а) Рассмотри разные варианты композиций городецкой росписи (в учебнике, карточках, плакатах на доске).

б) Нарисуй примерную схему (эскиз) общей композиции в альбоме.

в) Обсуди с группой готовую композицию.

- 4 ХУДОЖНИКА (1чел.- 1 розан и 2 купавки с листиками; 2чел.- 1 роза и 2 ромашки с листиками; 3чел. - 4 бутона с листиками; 4 чел – 2 птицы или коня)

а) Рассмотри разные элементы городецкой росписи (в учебнике, карточках, работах на доске).

б) Выбери необходимые карточки из кейса, дорисуй листики к цветам.

в) Аккуратно вырежи элементы так, чтоб получились готовые детали.

г) Представь свои варианты деталей группе.

(в деталях цветов листики будут дорисовываться краской)

2. На формате А-3 объедините готовые детали в одну композицию и аккуратно приклейте, уравновесив лист.