Разработка внеурочного мероприятия
для учащихся 5 классов
(функциональная грамотность)
Тема: «Городецкая роспись»
Цель: | Определить уровень сформированности функциональной грамотности учащихся 5 класса, при создании декоративной, орнаментальной композиции, в традиции народного искусства Городца |
Задачи: | Образовательная: обобщить и создать условия для актуализации знаний обучающихся; формировать у учащихся понятие об отличии городецкой росписи от других народных промыслов; определить ее своеобразие и уникальность. Развивающая: создать условия постановки личностной цели на уроке; развивать творческую активность учащихся, внимание, творческое мышление; умение сравнивать и анализировать. Воспитательная: организовать работу в группах, над изучением теории; корректировать работу в группах над кластером; корректировать работу детей над композицией; создать условия, для успешного представления и оценивания проектных творческих работ; организовать рефлексию. |
Компонент функциональной грамотности: | Читательская грамотность: Помогите прочитать тему урока Информационный лист (работа с текстом, отбор нужной и достоверной информации) Ответ на вопросы в письменном виде; Составление и решение кроссвордов; Глобальные компетенции: Способность ребенка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, способности сотрудничать. Знакомство на уроках с профессиями (живописца, скульптора, архитектора, дизайнера, иллюстратора и другое). От выбора профессии зависит будущее, способность быть нужным в обществе. Критическое мышление: -Прием «Общее и уникальное»( приём из технологии развития критического мышления, который помогает выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов) Креативное мышление: Способность самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. |
Возраст учащихся: | 11-12 лет |
Количество участников: | 19 человек |
Планируемые результаты: | Предметные: Применять художественные умения, знания, полученные на уроке в процессе выполнения художественно-творческих работ; Метапредметные: Умение обсуждать и анализировать продукт деятельности с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств выражения декоративной композиции (математический расчет: симметрия, асимметрия. Использование законов композиционной доминанты. Личностные: Формируют навык сотрудничества. Умение вести диалог. Распределять функции и роли в групповой работе. |
Ход урока
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1. Приветствие.
(В начале занятия ученики разбиваются на группы. Листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета – получилась группа.).
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
2. На экране слова:
Читательская грамотность:
Помогите прочитать тему урока
1)Вставить пропущенное слово в тексте:
«___________ роспись»;
2)Рассыпанные буквы:
Родегокаяц осипрсь;
Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен урок? …. (Ответы детей)
- Правильно! Тема урока; «Городецкая роспись».
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
Вы - команда мастеров, которая должна выиграть конкурс на лучший подарок в стиле Городецкой росписи. Необходимо разработать оригинальный эскиз композиции в стиле данного промысла.
Информационный лист (работа с текстом, отбор нужной и достоверной информации)
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в XVIIIв. в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные маслеными красками по чистой доске или по фону, и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.
Как правило, все элементы городецкой росписи имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.
Объяснение учителя. «Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура. Сначала мастер крупной кистью делает замалевок – цветное пятно круглой формы. Из него и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкой кистью, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.
- Где зародилось городецкая роспись?
- Что чаще всего изображали?
- Как именно мастер расписывает изделия?
Ответ на вопросы в письменном виде;
- Где зародилось городецкая роспись?
- Что чаще всего изображали?
- Как именно мастер расписывает изделия?
Составление и решение кроссвордов;
1.Роспись, зародившаяся в заволжском крае.
2.Приём – вращение кистью мастер делает…?
3.Этап усложнения формы цветка мелкими кистями.
4.Завершается работа белой…?
5.Один из элементов городецкой росписи.
\Глобальные компетенции:
Способность ребенка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, способности сотрудничать.
Знакомство на уроках с профессиями (живописца, скульптора, архитектора, дизайнера, иллюстратора и другое). От выбора профессии зависит будущее, способность быть нужным в обществе.
Критическое мышление:
-Прием «Общее и уникальное»( приём из технологии развития критического мышления, который помогает выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов)
1.Прочитайте текст учебника по теме и распечатки из других источников.
Найдите особенные, уникальные черты городецкой росписи.
2. В группе разбейтесь на подгруппы. Распределите:
а) кто выбирает уникальные черты Городецкой росписи,
б) кто будет сравнивать и выбирать общие черты двух промыслов Гжели и Городца .
в) а кто будет заполнять сравнительную таблицу.
3.Группа, первой выполнившая задание, отправляет 2-х представителей к доске и на листе, где записаны особенности Гжели во втором круге дописывает уникальные черты Городецкой росписи, а общие черты в центре, где пересеклись два круга. Вторая группа и последующие добавляют не достающие черты уникального или общего.
ЭТАП 3. Практикум
Креативное мышление:
Способность самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи.
Аппликация.
1. Распределите роли, выполните эскиз композиции и отдельные детали.
- ДИЗАЙНЕР
а) Рассмотри разные варианты композиций городецкой росписи (в учебнике, карточках, плакатах на доске).
б) Нарисуй примерную схему (эскиз) общей композиции в альбоме.
в) Обсуди с группой готовую композицию.
- 4 ХУДОЖНИКА (1чел.- 1 розан и 2 купавки с листиками; 2чел.- 1 роза и 2 ромашки с листиками; 3чел. - 4 бутона с листиками; 4 чел – 2 птицы или коня)
а) Рассмотри разные элементы городецкой росписи (в учебнике, карточках, работах на доске).
б) Выбери необходимые карточки из кейса, дорисуй листики к цветам.
в) Аккуратно вырежи элементы так, чтоб получились готовые детали.
г) Представь свои варианты деталей группе.
(в деталях цветов листики будут дорисовываться краской)
2.
На формате А-3 объедините готовые детали в одну композицию и аккуратно приклейте, уравновесив лист.