СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная  грамотность -¨способность личности на основе знаний, умений  и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений,  максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Формирование функциональной грамотности на уроках физики и математики как условие развития компетентностей учащихся

Формирование функциональной грамотности на уроках физики и математики как условие развития компетентностей учащихся

Современный работник должен быть:  . эффективным,  конкурентоспособным,  творческим,  самостоятельным,  ответственным,  коммуникабельным,  способным решать проблемы личные и коллектива .

Современный работник должен быть:

.

  • эффективным,

  • конкурентоспособным,

  • творческим,

  • самостоятельным,

  • ответственным,

  • коммуникабельным,

  • способным решать проблемы личные и коллектива .

 Цель школы : подготовить обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях

Цель школы :

подготовить обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях

Функциональная грамотность способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде

Функциональная грамотность

  • способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде
Функциональная грамотность является результатом развития компетенций учащихся .

Функциональная грамотность

является результатом развития компетенций учащихся .

 Три вида компетенций : 1. Базовые компетенции 2. Ключевые компетенции 3. Предметные компетенции  В процессе мониторинга идет оценивание развития у учащихся : 1-математической грамотности. 2- естественнонаучной грамотности. 3- грамотности чтения.

Три вида компетенций :

1. Базовые компетенции

2. Ключевые компетенции

3. Предметные компетенции

В процессе мониторинга идет оценивание развития у учащихся :

1-математической грамотности.

2- естественнонаучной грамотности.

3- грамотности чтения.

 Базовые компетенции  характеризуют основные грани личности  способствуют выстраиванию учениками своей жизни в обществе  осознанию себя, как части мира  становятся стержнем жизнетворчества каждого человека, жизнедеятельности общества в целом

Базовые компетенции

  • характеризуют основные грани личности
  • способствуют выстраиванию учениками своей жизни в обществе
  • осознанию себя, как части мира
  • становятся стержнем жизнетворчества каждого человека, жизнедеятельности общества в целом
       Ключевые компетенции  создают предпосылки для:  формирования ценностей и мотивов, а также для развития  социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения   ожидаемых результатов по каждой  образовательной области.

Ключевые компетенции

создают предпосылки для:

  • формирования ценностей и мотивов, а также для развития  социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения   ожидаемых результатов по каждой  образовательной области.

К ключевым компетенциям относятся: • информационная компетенция; • коммуникативная компетенция; • компетенция разрешения проблем ; Предметные компетенции- знаниевые !!!

К ключевым компетенциям относятся:

информационная компетенция;

коммуникативная компетенция;

компетенция разрешения проблем ;

Предметные компетенции- знаниевые !!!

 Компоненты функциональной грамотности    знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения  адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность  ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Компоненты функциональной грамотности

знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Основные признаки функционально грамотной личности:

  • это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Модель формирования и развития  функциональной грамотности Дерево – функционально грамотная личность Лейка – учитель Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции

Модель формирования и развития функциональной грамотности

Дерево – функционально грамотная личность

Лейка – учитель

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

 Пирамида обучаемости (ЮНЕСКО) 0,5 Устное изложение  материала на уроке Демонстрация теории 1,0 2,0 Использование ТСО Устное изложение материала с использованием элементов конспектирования 3,0 Обучение в малых группах 5,0 7,0 Практические занятия по закреплению теории Взаимообучение между учащимися 9,0 13

Пирамида обучаемости (ЮНЕСКО)

0,5

Устное изложение

материала на уроке

Демонстрация теории

1,0

2,0

Использование ТСО

Устное изложение материала с использованием элементов конспектирования

3,0

Обучение в малых группах

5,0

7,0

Практические занятия по закреплению теории

Взаимообучение между учащимися

9,0

13

  Таксономия учебных целей Б. Блума   Современный урок проектируется по определенному алгоритму, который предполагает использовать таксономию (классификацию) учебных задач. Таксономия Бенжамина Блума состоит из 6 уровней,  соответствующих последовательным мыслительным процессам:   знание, понимание, применение,  анализ, синтез, оценка.

Таксономия учебных целей Б. Блума

Современный урок проектируется по определенному алгоритму, который предполагает использовать таксономию (классификацию) учебных задач.

Таксономия Бенжамина Блума состоит из 6 уровней,

соответствующих последовательным

мыслительным процессам:

знание, понимание, применение,

анализ, синтез, оценка.

  Таксономия учебных целей Б. Блума   6. ОЦЕНИВАНИЕ ( НЕМНОГИЕ) 5. СИНТЕЗ 4 АНАЛИЗ 3. ПРИМЕНЕНИЕ 2. ПОНИМАНИЕ 1. ЗНАНИЕ 15

Таксономия учебных целей Б. Блума

6. ОЦЕНИВАНИЕ ( НЕМНОГИЕ)

5. СИНТЕЗ

4 АНАЛИЗ

3. ПРИМЕНЕНИЕ

2. ПОНИМАНИЕ

1. ЗНАНИЕ

15

Шесть уровней заданий

Первый уровень «ЗНАНИЯ» – имеет своей целью научение переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, то есть превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ

Второй уровень «ПОНИМАНИЕ» – имеет целью научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах присвоенную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ .

Третий уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» – имеет целью научение применять ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, то есть «по примеру и подобию».

Четвертый уровень «АНАЛИЗ»- имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ.

Пятый уровень «СИНТЕЗ»- имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ.

Шестой уровень «ОЦЕНИВАНИЕ »- имеет целью научение делать умозаключения в конкретной ситуации алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ на предыдущих уровнях.

Развитие функциональной грамотности на уроках  на основе таксономии Б. Блума Уровни обучения Примеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание 3. уровень - применение Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Развитие функциональной грамотности на уроках на основе таксономии Б. Блума

Уровни обучения

Примеры заданий

1. уровень - знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание

3. уровень - применение

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать

по-другому

Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

6. уровень - оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

                 Результаты    1.Развитие у учащихся понятийного мышления, самостоятельной познавательной деятельности. 2.Освоение различных технологий обучения. 3.Улучшение уровня развития функциональной грамотности. 4.Умение решать практические задания и ситуации с опорой на личностный опыт учащегося. 5. Развитие базовых, ключевых и предметных компетенций.  

Результаты

1.Развитие у учащихся понятийного мышления, самостоятельной познавательной деятельности.

2.Освоение различных технологий обучения.

3.Улучшение уровня развития функциональной грамотности.

4.Умение решать практические задания и ситуации с опорой на личностный опыт учащегося.

5. Развитие базовых, ключевых и предметных компетенций.

 

Математика-биология  Мама-слониха имеет массу 600 кг.  Найдите массу слонёнка, если известно, что она составляет 1/5 часть от массы большого слона.

Математика-биология

Мама-слониха имеет массу 600 кг.

Найдите массу слонёнка, если известно, что она составляет 1/5 часть от массы большого слона.

Математика-история  

Математика-история

  •  
   Требуется выполнить работу по настилке полов в игровом зале детского сада размером 5,75*8 метров. Форма и размеры плитки смотри на рисунке и в виде раздаточного материала. Сколько потребуется плиток каждой формы?            20            20  20  25 50 20 20       20 35

Требуется выполнить работу по настилке полов в игровом зале детского сада размером 5,75*8 метров. Форма и размеры плитки смотри на рисунке и в виде раздаточного материала. Сколько потребуется плиток каждой формы?

20

20

20

25

50

20

20

20

35

Учимся добывать информацию из графиков и диаграмм

Учимся добывать информацию из графиков и диаграмм

Использую на уроках контекстные и практико-ориентированные задачи

Использую на уроках контекстные и практико-ориентированные задачи

Желаем удачи и новых высот в процессе обучения !

Желаем удачи и новых высот в процессе обучения !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя