муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательного речевого развития воспитанников № 26 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»
«Музыкальное детство»
Сегодня в номере:
1.«Патриотическое воспитание музыкой в семье»2.Мир музыки- мир гармоничного развития вашего ребенка (советы музыкального руководителя)
3.Музыкальные традиции в практике семейного воспитания.
«Мы счастливы, когда смеются дети,
Когда в глазах струиться радость, теплота.
Когда поют, играют, мир у них в ладошке,
Мир полный чуда, света и добра»
Поговорим серьезно
«Патриотическое воспитание музыкой в семье».
Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства — это во многом зависит от формирования их мировоззрения в самом раннем возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников — обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ. Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает. В настоящее время, в связи с изменениями в обществе, патриотизм — это тот якорь, на котором держится понятие «государство». И формированию этого качества в новом поколении отводится такая важная роль, в том числе и на музыкальных занятиях.
В нашем детском саду задачи по патриотическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях решаются путем знакомства детей с произведениями русских классиков, с музыкальным фольклором, ознакомления и проведения народных праздников и развлечений.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников, не оставляет без внимания и такие разделы музыкальной деятельности, как слушание музыкальных произведений, песенное творчество и музыкально-ритмические упражнения и игры.
В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 9 Мая — День Победы, 23 февраля — День защитников Отечества, 8 марта, День защиты детей. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, используются народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства.
На музыкальных занятиях проходит знакомство детей с народными музыкальными инструментами. Рассказывается о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. Детям очень нравится устраивать народный оркестр, особенно под русские народные наигрыши.
Работа музыкального руководителя многогранна.
В нашем ДОУ я стараюсь на музыкальных занятиях приучать детей слушать чувствовать и любить мелодию своего народа, гордиться своей принадлежностью к нашей родине России. Углубляет чувство любви к Родине и предоставляемая детям на музыкальных занятиях возможность петь песни о Родине, об Армии, о праздниках, о труде людей, о природе нашей страны. С этими песнями, с плясками дети участвуют в тематических праздниках для родителей.
Однако деятельность ДОУ по патриотическому воспитанию нуждается во взаимодействии с семьей в данном направлении. Семья, в отличие от школы, является специфической сферой, в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается уважение к родителям и родословной семьи, к ее боевым и трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине.
Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено:
Во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми.
Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители — мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине. Не случайно, как подметил В. А. Сухомлинский, «слова Родина, Отечество являются единокровными братьями слов родить, отец».
В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы, а также музыкальный материал по данной теме.
Хотелось бы порекомендовать родителям обращать внимание детей на значимость Гимна нашей страны, посещать с детьми тематические концерты, слушать песни военных лети обязательно обсуждать с детьми их мнения и отношения к услышанному и увиденному. Также большое значение для патриотического воспитания имеет семейное празднование патриотических праздников: 9 Мая, 23 Февраля, День России, День Флага, День Гимна и т.д.
М
ИР МУЗЫКИ – МИР ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
ВАШЕГО РЕБЕНКА
Родители! Слушайте музыку! И дети будут приобщаться к прекрасному вместе с вами… Будь то поездка в машине или домашний отдых, включите Вашим деткам хорошую качественную по звуку и исполнению музыку с красивой мелодией и понятным, эстетическим содержанием. Примером могут служить бессменные шедевры классической музыки, зажигательные ритмы народных песен и плясок, плавные колыбельные напевы, добрые детские песни советских и современных композиторов. Слушание музыки развивает умственные способности Вашего малыша: внимание, сообразительность, наблюдательность, дети делают первые обобщения, сравнения. Музыка заставляет мыслить, фантазировать, творить, формирует моральный образ Помните: дети обязательно запомнят и споют Вам то, что услышат в повседневной жизни и только от Вас зависит, будет ли это старое, доброе «От улыбки станет всем светлей» Шаинского или же реповый напев. Родители! Пойте хорошие песни, кружитесь в танце! И дети порадуют Вас своими чистыми, звонкими голосами, красивыми танцевальными движениями и своевременным физическим развитием… Возьмите себе за правило петь ребенку и петь вместе с ребенком . Развивайте голос малыша своим примером. Пение улучшает речь, память, голосовой аппарат, развивает легкие. Танцуйте! Музыкально-ритмические движения развивают координацию малыша, улучшают осанку и укрепляют мышцы. Совместное танцевальное творчество подарит Вам не только праздничное настроение, но и позволит оставаться стройными, красивыми и самыми замечательными родителями для своих детей. Родители! Водите детей на музыкальные концерты! И дети скажут Вам «спасибо»… своими творческими порывами: посвятят песню, исполнят танец, сочинят мелодию. Творчество порождает творчество, а как приятно быть родителем талантливого ребенка! НЕ ПРОПУСТИТЕ!!! Момент желания ребенка заниматься музыкой: поможет в этом любимый музыкальный инструмент или музыкальная школа ЗАПОМНИТЕ! Насильно заставлять заниматься музыкой НЕЛЬЗЯ. Цените мнение детей! Родители! Знайте! Не каждый малыш станет музыкантом! Главное, научить любить, понимать и уметь наслаждаться музыкой! |
А
нкета для родителей
Тема «Семейные
традиции».
Уважаемые родители!
В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для патриотического воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.
1. Знаете ли Вы и Ваш ребенок генеалогическое древо вашей семьи?
Да
Частично, мы собираем информацию о нем
Нет, но мы планируем его создать
Нет.
2. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
Да, обязательно;
Возможно, если они сами собой сложились;
Нет, это пережитки прошлого.
3. Какие традиции существуют в Вашей семье:
Дни рождения членов семьи;
Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;
Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.;
Государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.) ;
День создания семьи;
Профессиональные праздники;
Оформление фотоальбомов;
Воскресные семейные обеды (ужины);
Проведение семейных советов;
Другое ______
________________________________________________________
4. Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье?
Они закреплены обществом (традиционные)
Они переходят в нашей семье от поколения к поколению
Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи
Они появились сами собой
Другое: ________________________________
5. Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?
Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться
Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.
Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь
Другое: _____________________________________________
6. Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?
Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения
Уважаемые родители!
Предлагаем вам поучаствовать в викторине и освежить свои музыкальные познания!
Итак:
1? Игрой на каком щипковом инструменте сопровождали свое пение сказители былин?
а) Гармонь б) Балалайка в) Гусли
2? Какой «одинокий» музыкальный инструмент «бродит на улице где-то» в одноименной песне из кинофильма «Дело было в Пеньково»?
3? На каком инструменте играют пальцами рук, ладонями, локтями, палочками и даже колотушками?
4? Какие маленькие деревянные ударные инструменты испанские танцовщицы одевают на пальцы обеих рук?
5? Каких клавиш у рояля больше: черных или белых?
6? Какой музыкальный инструмент назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя?
7? На каком инструменте обычно играют стоя: на виолончели или на контрабасе?
8? Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории России. Как называется этот инструмент?
а) Трещотки б) Свирель в) Домра
На обороте написаны ответы, можете свериться!
О
тветы:
1? На гуслях
2? Гармонь
3? На барабане
4? Кастаньеты
5? Белых
6? Баян
7? На контрабасе
8? Свирель, которой около 34 тыс. лет
Играем вместе
с семьей
Н
айди инструмент