Шаламова Любовь Павловна
учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Березники
Газета – одна из эффективных форм работы с родителями
Современные условия развития образования предполагают создание в учебных учреждениях такой образовательной среды, которая способствовала бы качественному формированию и развитию личности ребенка. Этот процесс не возможен без тесного сотрудничества семьи и школы. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Педагогам приходится искать новые нестандартные интерактивные формы взаимодействия с родительским коллективом, которые были бы эффективными и результативными.
Одной из таких форм является родительская газета. Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия педагогов с родителями. Она выполняет ряд функций:
Просветительскую.
Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в образовательном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Информационную.
Газета может содержать информацию, касающуюся деятельности школы (режим работы в период адаптации первоклассников, в каникулярное время, служб социальной помощи, администрации учреждения, работа сайта и т.д.), планируемых мероприятий (походов, концертов, праздников, экскурсий, конкурсов, олимпиад и т.д.)
Формирование и развитие детско-родительского коллектива.
При подготовке и создании очередного номера газеты дети и родители лучше узнают друг друга, проникаются единой идеей, делятся опытом, помогают, сопереживают – все это как нельзя лучше сказывается на взаимоотношениях в классном коллективе.
Обмен опытом в вопросах семейного воспитания.
Родители получают возможность обменяться опытом, оказать помощь в разрешении проблемных ситуаций, возникающих в процессе семейного воспитания.
С чего начать? Этот вопрос возник, как только пришла идея создания родительской газеты. Обратившись к опыту других педагогов, я определила для себя алгоритм деятельности:
Проведение родительского собрания с обсуждением идеи создания газеты для родителей, выбор названия, членов редколлегии, создание «копилки идей» для предстоящих выпусков.
Изучение детско-родительского коллектива, составление социального паспорта класса. Для этого использовала анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдения. Эти методы помогли мне определить, какие темы для обсуждения в газете были бы актуальными.
Заседание редколлегии с обсуждением темы номера и распределением ролей, подборка и подготовка рубрик для газеты.
Создание макета газеты.
Выпуск в тираж.
Наша газета называется «Мы вместе». Она периодическая, выпускаться раз в четверть. Она может быть тематической, посвящена какой-то одной проблеме, например, адаптации первоклассников к школьным условиям, или праздничной, приуроченной, например, к празднику мам или Новому году, а так же может состоять из рубрик не связанных одной темой. Например: «Между строк» (это статьи о текущих событиях, о проведенных мероприятиях); «Ас своего дела» (здесь знакомим читателей с профессиями родителей); «Говорят дети» (собираем интересные высказывания детей); «Наши советы» (по запросу родителей даем необходимые советы по воспитанию и обучению детей); «Наши победители» (о результатах конкурсов).
Со временем стало возможным организовать такую рубрику как «Родительская академия», где родители транслируют свой опыт семейного воспитания. Сопутствующими стали рубрики: «Родословная», «Загляните в семейный альбом», «Семейная реликвия», «У меня братишка есть». Цель газеты: сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять и использовать методы и приемы воспитания, предлагаемые в газете.
Преимущество классной газеты в том, что она строго ориентирована на конкретных родителей, учитывает уровень их образования, запросы, интересы. А, главное, газета пишет о наших детях, их достижениях и их проблемах. Родители с нетерпением ждут очередного выпуска газеты, обмениваются мнениями, вносят свои предложения, вкладывают ее в портфолио детей, с гордостью показывают знакомым.
При создании газеты следует обращать внимание на то, чтобы в газете из номера в номер речь не шла об одних и тех же детях. Важно показать родителям своеобразие каждого ребенка и его особенности. Не следует поучать и навязывать свое мнение. Подача материала в газете должна быть позитивной, используемые формы предоставления материала должны дать возможность родителям принять информацию, переосмыслить и сделать свой выбор.
Выпуск газеты - дело не простое, следует назвать ряд трудностей, которые могут возникнуть при создании очередного номера газеты. Создателям газеты требуются определенные журналистские умения. Важно отобрать такие факты, которые будут интересны многим родителям и полезны в деле воспитания детей; хорошо, если газета иллюстрируется рисунками, фотографиями, это делает ее яркой и привлекательной. Не всегда есть возможность напечатать газету в профессиональной типографии, тогда можно использовать обычный принтер. Сейчас стало возможным газету делать электронной и размещать в блоге. Так же нужно быть готовым к значительным временным затратам, особенно в начале создания газеты. Проект по созданию и выпуску газеты обычно заканчивается с выпуском детей из начальной школы, так как приходят новые дети, а с ними и новые родители. Но как один раз в четыре года педагог набирает новый класс, уча и учась у своих учеников и их родителей, так и родительская газета приобретает новые темы, рубрики, героев и создателей.
Газета для родителей – дело не легкое, но увлекательное как для педагога, так и для родителей, а главное эффективное в формировании единой образовательной среды. Время показывает, что такая форма работы дает качественные результаты, способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями учеников и классным руководителем, обеспечивает единство в вопросах воспитания.
Библиографический список
Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. - М.: Топикал, 2010.
Доронова Т.Н. Взаимодействие образовательного учреждения с родителями, М.: «Сфера», 2002
Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]//http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
2