СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическая карта

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формирование представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, умения самостоятельно находить нужную информацию.

 

Задачи урока

(планируемые результаты)

формирование умения читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия; осознание многообразия видов изображения земной поверхности (предметный результат);

развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);

развивать логическое мышление; формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат).

Просмотр содержимого документа
«Географическая карта»

5 класс


Тема : «Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте»


Цель урока: Формирование представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, умения самостоятельно находить нужную информацию.


Задачи урока

(планируемые результаты)

формирование умения читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия; осознание многообразия видов изображения земной поверхности (предметный результат);

развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);

развивать логическое мышление; формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат).


Ход урока :


  1. Организационный момент


Подготовка к работе


  1. Проверка домашнего задания


  1. Изучение нового материала


Географическая карта – уменьшенное и обобщенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи условных знаков.


Термин «карта» появился в Средние века и происходит от латинского слова charta (лист, бумага). В России карта сначала называлась «чертежом», и лишь в эпоху Петра 1 появился термин «ландкарта», а потом «карта».


Виды карт.


Для того чтобы ориентироваться в обилии карт разных видов и содержания, необходимо их упорядочить и классифицировать. За основание классификации можно брать любое свойство карты: масштаб, тематику, эпоху создания, язык, способ графического оформления и издания карты и т.п. Наиболее приемлемая классификация – следующая:

Карты



по содержанию по охвату территории по масштабу по назначению



общегеографические карты Солнечной системы крупномасштабные учебные

тематические карты планет среднемасштабные справочные

карты полушарий и т.д мелкомасштабные туристические


Общегеографические карты с равной подробностью отображают все элементы местности и имеют универсальное применение при решении разных задач.


Тематические карты – содержание определяется той или иной конкретной темой.


По охвату территории – в качестве наиболее крупного подразделения выделяют карты Солнечной системы и звездного неба, затем карты планет, в том числе и Земли. Далее идут карты крупнейших планетарных структур: материков и океанов и т. д.


Крупномасштабные карты – 1: 10000 – 1 : 200000 включительно.


Среднемасштабные карты – 1 : 200000 – 1 : 1000000 включительно.


Мелкомасштабные карты – мельче 1 : 1000000.


Учебные – представляют собой пособие для изучения географии и истории.


Справочные – с максимальной подробностью показаны общегеографические объекты.


Туристические и дорожные – предназначены для самого широкого круга туристов, автолюбителей и отдыхающих.


  • Свойства карт.


В самом определении карты отражены основные её свойства:

  • Математический закон построения, т.е. использование масштаба и картографических проекций;

  • Знаковость изображения (условные знаки);

  • Генерализованность карты, т.е. отбор и обобщение изображаемых объектов;

  • Достоверность изображенных объектов и явлений;

  • Наглядность и обзорность;

  • Информативность.


Элементы карты – это её составные части, включающие само картографическое изображение и зарамочное оформление. Основной элемент – картографическое изображение, т.е. содержание карты. Важный элемент – легенда карты, т.е. система использованных на карте условных обозначений и текстовых подписей к ним.


Условные знаки – это язык карты, графические символы, с помощью которых обозначают виды объектов, их местоположение, форму, размеры, качественные и количественные характеристики.


Выделяют 3 основные группы условных знаков:


  • Точечные, применяемые для изображения объектов, локализованных в пунктах, например, нефтяные вышки или города. Эти знаки всегда внемасштабны;


  • Линейные, используемые для изображения линейных объектов: рек, границ и т.д. Они масштабны по длине, но внемасштабны по ширине;


  • Площадные, применяемые для изображения объектов, сохраняющих на карте свои размеры и очертания, например лесные массивы, озера, почвенные ареалы и др. Они всегда масштабны, по ним можно определить площадь объектов. Кроме того, выделяют:


Изолинии – линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями картографируемого показателя (горизонтали, изогипсы, изотермы и т.д.)


Качественный фон – способ отображения качественных различий явлений сплошного распространения (изображение цветом, штриховкой и т.д.)


Количественный фон – применяется для передачи количественных различий явлений сплошного распространения в пределах выделенных районов. Интенсивность окраски или штриховки возрастает или убывает соответственно изменению признака.


Ареалы – это способ выделения на карте областей распространения какого-либо сплошного или рассредоточенного явления (распространение тех или других животных или растений).


Знаки движения используются для показа пространственных перемещений каких-либо природных, социальных и т.д. (течения, движение циклонов, миграции населения и др.)


Картодиаграммы – изображение с помощью диаграммных знаков статистических показателей (объем промышленного производства, потребление электроэнергии и др.)


Картограммы – используются для показа относительных статистических данных по единицам административно-территориального деления (процент лесопокрытой площади в районе и др.)



Динамические знаки используются в современных компьютерных картографических анимациях. Это движущиеся знаки, способные менять форму и размер, окраску и насыщенность цвета и даже само свое положение на карте.


  • Использование карт.

Сферы применения карт и атласов очень разнообразны. В современном обществе карты и атласы используются в следующих сферах:

  • Ориентирование на местности и навигации;

  • Хозяйственная деятельность, разведка полезных ископаемых и т.п.;

  • Инженерное проектирование и строительство;

  • Контроль экологической обстановки, предупреждение опасных явлений;

  • Научные исследования и прогноз;

  • Образование, культурно-просветительская деятельность;

  • Обеспечение принятия решений в области внутренней и внешней политики;

  • Обеспечение обороноспособности страны.


Измерение расстояний по карте

Расстояния по карте можно измерять с помощью градусной сетки и с помощью масштаба. Если точки находятся на одном меридиане или параллели, удобно воспользоваться градусной сеткой. Длина дуги в 1° на любом меридиане и на экваторе известна — 111 км. Длина параллелей уменьшается при движении от экватора к полюсам, существуют таблицы, с помощью которых можно узнать длину дуги в 1° на любой параллели. Таким образом, если две точки находятся на одной широте или долготе, расстояние между ними удобно измерить с помощью градусной сетки.


Расстояние между двумя любыми точками можно вычислить с помощью масштаба, измерив расстояние на карте линейкой и умножив его на величину масштаба. Если нужно измерить длину кривой (например, длину реки или дороги), можно воспользоваться циркулем-измерителем или влажной ниткой. Нитку выкладывают на карте по всему течению реки, повторяя все изгибы. Затем нитку выпрямляют и измеряют. Циркуль устанавливают на небольшое расстояние, а затем «шагают» по всем изгибам реки, считая шаги. После этого подсчитывают расстояние, отмеренное циркулем по карте, и с помощью масштаба находят действительное расстояние между двумя точками.


  1. Рефлексия

- Я вам предлагаю вспомнить тему и цель урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какова тема нашего урока?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

Нарисовать улыбающегося смайлика или грустного смайлика.

Смайлик улыбается:

Сегодня на уроке я все понял, активно работал

-сегодня я научился

Смайлик грустный:

Сегодня на уроке

мне было сложно, я мало работал


  1. Домашнее задание