5 класс
Тема : «Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте»
Цель урока: Формирование представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, умения самостоятельно находить нужную информацию.
Задачи урока
(планируемые результаты)
формирование умения читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия; осознание многообразия видов изображения земной поверхности (предметный результат);
развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);
развивать логическое мышление; формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат).
Ход урока :
Организационный момент
Подготовка к работе
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Географическая карта – уменьшенное и обобщенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи условных знаков.
Термин «карта» появился в Средние века и происходит от латинского слова charta (лист, бумага). В России карта сначала называлась «чертежом», и лишь в эпоху Петра 1 появился термин «ландкарта», а потом «карта».
Виды карт.
Для того чтобы ориентироваться в обилии карт разных видов и содержания, необходимо их упорядочить и классифицировать. За основание классификации можно брать любое свойство карты: масштаб, тематику, эпоху создания, язык, способ графического оформления и издания карты и т.п. Наиболее приемлемая классификация – следующая:



Карты



по содержанию по охвату территории по масштабу по назначению
общегеографические карты Солнечной системы крупномасштабные учебные
тематические карты планет среднемасштабные справочные
карты полушарий и т.д мелкомасштабные туристические
Общегеографические карты с равной подробностью отображают все элементы местности и имеют универсальное применение при решении разных задач.
Тематические карты – содержание определяется той или иной конкретной темой.
По охвату территории – в качестве наиболее крупного подразделения выделяют карты Солнечной системы и звездного неба, затем карты планет, в том числе и Земли. Далее идут карты крупнейших планетарных структур: материков и океанов и т. д.
Крупномасштабные карты – 1: 10000 – 1 : 200000 включительно.
Среднемасштабные карты – 1 : 200000 – 1 : 1000000 включительно.
Мелкомасштабные карты – мельче 1 : 1000000.
Учебные – представляют собой пособие для изучения географии и истории.
Справочные – с максимальной подробностью показаны общегеографические объекты.
Туристические и дорожные – предназначены для самого широкого круга туристов, автолюбителей и отдыхающих.
В самом определении карты отражены основные её свойства:
Математический закон построения, т.е. использование масштаба и картографических проекций;
Знаковость изображения (условные знаки);
Генерализованность карты, т.е. отбор и обобщение изображаемых объектов;
Достоверность изображенных объектов и явлений;
Наглядность и обзорность;
Информативность.
Элементы карты – это её составные части, включающие само картографическое изображение и зарамочное оформление. Основной элемент – картографическое изображение, т.е. содержание карты. Важный элемент – легенда карты, т.е. система использованных на карте условных обозначений и текстовых подписей к ним.
Условные знаки – это язык карты, графические символы, с помощью которых обозначают виды объектов, их местоположение, форму, размеры, качественные и количественные характеристики.
Выделяют 3 основные группы условных знаков:
Точечные, применяемые для изображения объектов, локализованных в пунктах, например, нефтяные вышки или города. Эти знаки всегда внемасштабны;
Линейные, используемые для изображения линейных объектов: рек, границ и т.д. Они масштабны по длине, но внемасштабны по ширине;
Площадные, применяемые для изображения объектов, сохраняющих на карте свои размеры и очертания, например лесные массивы, озера, почвенные ареалы и др. Они всегда масштабны, по ним можно определить площадь объектов. Кроме того, выделяют:
Изолинии – линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями картографируемого показателя (горизонтали, изогипсы, изотермы и т.д.)
Качественный фон – способ отображения качественных различий явлений сплошного распространения (изображение цветом, штриховкой и т.д.)
Количественный фон – применяется для передачи количественных различий явлений сплошного распространения в пределах выделенных районов. Интенсивность окраски или штриховки возрастает или убывает соответственно изменению признака.
Ареалы – это способ выделения на карте областей распространения какого-либо сплошного или рассредоточенного явления (распространение тех или других животных или растений).
Знаки движения используются для показа пространственных перемещений каких-либо природных, социальных и т.д. (течения, движение циклонов, миграции населения и др.)
Картодиаграммы – изображение с помощью диаграммных знаков статистических показателей (объем промышленного производства, потребление электроэнергии и др.)
Картограммы – используются для показа относительных статистических данных по единицам административно-территориального деления (процент лесопокрытой площади в районе и др.)

Динамические знаки используются в современных компьютерных картографических анимациях. Это движущиеся знаки, способные менять форму и размер, окраску и насыщенность цвета и даже само свое положение на карте.
Сферы применения карт и атласов очень разнообразны. В современном обществе карты и атласы используются в следующих сферах:
Ориентирование на местности и навигации;
Хозяйственная деятельность, разведка полезных ископаемых и т.п.;
Инженерное проектирование и строительство;
Контроль экологической обстановки, предупреждение опасных явлений;
Научные исследования и прогноз;
Образование, культурно-просветительская деятельность;
Обеспечение принятия решений в области внутренней и внешней политики;
Обеспечение обороноспособности страны.
Измерение расстояний по карте
Расстояния по карте можно измерять с помощью градусной сетки и с помощью масштаба. Если точки находятся на одном меридиане или параллели, удобно воспользоваться градусной сеткой. Длина дуги в 1° на любом меридиане и на экваторе известна — 111 км. Длина параллелей уменьшается при движении от экватора к полюсам, существуют таблицы, с помощью которых можно узнать длину дуги в 1° на любой параллели. Таким образом, если две точки находятся на одной широте или долготе, расстояние между ними удобно измерить с помощью градусной сетки.
Расстояние между двумя любыми точками можно вычислить с помощью масштаба, измерив расстояние на карте линейкой и умножив его на величину масштаба. Если нужно измерить длину кривой (например, длину реки или дороги), можно воспользоваться циркулем-измерителем или влажной ниткой. Нитку выкладывают на карте по всему течению реки, повторяя все изгибы. Затем нитку выпрямляют и измеряют. Циркуль устанавливают на небольшое расстояние, а затем «шагают» по всем изгибам реки, считая шаги. После этого подсчитывают расстояние, отмеренное циркулем по карте, и с помощью масштаба находят действительное расстояние между двумя точками.
Рефлексия
- Я вам предлагаю вспомнить тему и цель урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какова тема нашего урока?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
Нарисовать улыбающегося смайлика или грустного смайлика.
Смайлик улыбается:
Сегодня на уроке я все понял, активно работал
-сегодня я научился
Смайлик грустный:
Сегодня на уроке
мне было сложно, я мало работал
Домашнее задание