СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Генетика как наука

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использовав данную презентацию возможно:

- познакомить  обучающихся с  истоками  генетики,  историей  возникновения  генетики  как  гибридологической  науки,  с  основными  генетическими  понятиями  и терминами;

- углубить знания  о  материальных  носителях  наследственности;

- сформировать  убежденность в  том, что  знание  основных  понятий  генетики  необходимо  для  понимания  важных  биологических  закономерностей.

Просмотр содержимого документа
«Генетика как наука»

Задачи: Познакомить с истоками генетики, историей возникновения генетики как гибридологической науки, с основными генетическими понятиями и терминами. Углубить знания о материальных носителях наследственности. Сформировать убежденность в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных биологических закономерностей.

Задачи:

  • Познакомить с истоками генетики, историей возникновения генетики как гибридологической науки, с основными генетическими понятиями и терминами.
  • Углубить знания о материальных носителях наследственности.
  • Сформировать убежденность в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных биологических закономерностей.
 ГЕНЕТИКА ( греч. Genesis – происхождение ) - наука о наследственности и изменчивости организмов

ГЕНЕТИКА ( греч. Genesis – происхождение ) - наука о наследственности и изменчивости организмов

австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности 1865 г. «Опыты над растительными гибридами» создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства; разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков; сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания. высказал идею существования наследственных задатков (потом стали называть их называть генами)
  • австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности
  • 1865 г. «Опыты над растительными гибридами»
  • создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства;
  • разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков;
  • сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания.
  • высказал идею существования наследственных задатков (потом стали называть их называть генами)
Гуго Де Фриз (1848 – 1935) - голландский ученый Эрих Чермак-Зейзенегг (1871 -1962) – австрийский ученый Карл Эрих Корренс (1864 – 1933) – немецкий ученый  независимо друг от друга переоткрыли законы Г.Менделя
  • Гуго Де Фриз (1848 – 1935) - голландский ученый
  • Эрих Чермак-Зейзенегг (1871 -1962) – австрийский ученый
  • Карл Эрих Корренс (1864 – 1933) – немецкий ученый

независимо друг от друга переоткрыли законы Г.Менделя

В 1906 году Уильям Бэтсон (1861-1926) – английский ученый, предложил термин « генетика » для обозначения новой науки В 1909 году датский биолог Вильгельм Людвиг Иогансен (1857-1927) предложил термин « ген » в книге «Элементы точного учения об изменчивости и наследственности»
  • В 1906 году Уильям Бэтсон (1861-1926) – английский ученый, предложил термин « генетика » для обозначения новой науки
  • В 1909 году датский биолог Вильгельм Людвиг Иогансен (1857-1927) предложил термин « ген » в книге «Элементы точного учения об изменчивости и наследственности»
1933 г., Нобелевская премия по физиологии и медицине за экспериментальное обоснование  хромосомной теории наследственности «…гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группу сцепления…»

1933 г., Нобелевская

премия по физиологии

и медицине за экспериментальное обоснование

хромосомной теории

наследственности

«…гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группу сцепления…»

1922 г. – «закон гомологических рядов» - о генетической близости родственных групп растений 1926 г. – «Центры происхождения и разнообразия культурных растений»
  • 1922 г. – «закон гомологических рядов» - о генетической близости родственных групп растений
  • 1926 г. – «Центры происхождения и разнообразия культурных растений»
1935 г. - экспериментальное определение размеров гена 1953 – структурная модель ДНК  1961 – расшифровка генетического кода  1962 – первое клонирование лягушки  1969 – химическим путем синтезирован первый ген  1972 – рождение генной инженерии  1977 – расшифрован геном бактериофага Х 174, секвенирован первый ген человека  1980 – получена первая трансгенная мышь  1988 – создан проект «Геном человека»  1995 – становление геномики как раздела генетики, секвенирован геном бактерии   1997 – клонировали овцу Долли  1999 – клонировали мышь и корову  2000 год – геном человека прочитан!
  • 1935 г. - экспериментальное определение размеров гена
  • 1953 – структурная модель ДНК
  • 1961 – расшифровка генетического кода
  • 1962 – первое клонирование лягушки
  • 1969 – химическим путем синтезирован первый ген
  • 1972 – рождение генной инженерии
  • 1977 – расшифрован геном бактериофага Х 174, секвенирован первый ген человека
  • 1980 – получена первая трансгенная мышь
  • 1988 – создан проект «Геном человека»
  • 1995 – становление геномики как раздела генетики, секвенирован геном бактерии
  • 1997 – клонировали овцу Долли
  • 1999 – клонировали мышь и корову
  • 2000 год – геном человека прочитан!
 а) для решения проблем медицины;  б) в сельском хозяйстве;  в) в микробиологической промышленности и биотехнологии.

а) для решения проблем медицины;

б) в сельском хозяйстве;

в) в микробиологической промышленности и биотехнологии.

Фенотип – совокупность всех признаков организма (является результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды). Генотип – совокупность всех генов особи. Ген – участок молекулы ДНК (или участок хромосомы), содержащий информацию о белке. Аллельные гены – это гены, располагающиеся в  гомологичных хромосомах. Локус – место  расположения гена в  хромосомах.
  • Фенотип – совокупность всех признаков организма (является результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды).
  • Генотип – совокупность всех генов особи.
  • Ген – участок молекулы ДНК (или участок хромосомы), содержащий информацию о белке.
  • Аллельные гены – это гены, располагающиеся в

гомологичных хромосомах.

  • Локус – место

расположения гена в

хромосомах.

Гомозиготы – это организмы, которые при скрещивании не дают расщепления признаков в следующем поколении (образуют один сорт гамет (АА или аа); имеют одинаковые гены).  Гетерозиготы - это организмы, которые при скрещивании дают расщепления признаков в следующем поколении (образуют два сорта гамет (Аа), имеют разные аллельные гены).
  • Гомозиготы – это организмы, которые при скрещивании не дают расщепления признаков в следующем поколении (образуют один сорт гамет (АА или аа); имеют одинаковые гены).
  • Гетерозиготы - это организмы, которые при скрещивании дают расщепления признаков в следующем поколении (образуют два сорта гамет (Аа), имеют разные аллельные гены).
Доминантный ген – это преобладающий (Аа, АА); аллель, который обеспечивает проявление признака, как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии.  Рецессивный ген - подавляемый (аа); аллель, который обеспечивает проявление признака только в гомозиготном состоянии.  Гибридологический метод – метод основанный на скрещивании организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам (моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание).
  • Доминантный ген – это преобладающий (Аа, АА); аллель, который обеспечивает проявление признака, как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии.
  • Рецессивный ген - подавляемый (аа); аллель, который обеспечивает проявление признака только в гомозиготном состоянии.
  • Гибридологический метод – метод основанный на скрещивании организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам (моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание).
Классические идеи о природе гена Ген в свете молекулярной генетики 1. Ген - морфологический объект, участок хромосомы. 2. Ген - единица мутации, функции и рекомбинации. 3. Ген - неделимая единица. 4. Ген осуществляет свою функцию автономно, изолированно от других генов. 5. Ген - устойчивая структура, способная мутировать под влиянием преимущественно внутренних факторов. 6. Гены расположены исключительно в хромосомах 1. Ген - физико-химический объект, участок молекулы ДНК. 2. Ген - единица функции, мутации и рекомбинации; последней подвергаются и более мелкие единицы. 3. Ген делим, обладает сложной структурой. 4. Гены взаимодействуют, и их действие зависит от положения в хромосомах. 5. Мутации происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. 6. Кроме хромосомных генов, есть внехромосомные, находящиеся в хлоропластах и митохондриях (у эукариот) и плазмидах (у прокариот)

Классические идеи о природе гена

Ген в свете молекулярной генетики

1. Ген - морфологический объект, участок хромосомы.

2. Ген - единица мутации, функции и рекомбинации.

3. Ген - неделимая единица.

4. Ген осуществляет свою функцию автономно, изолированно от других генов.

5. Ген - устойчивая структура, способная мутировать под влиянием преимущественно внутренних факторов.

6. Гены расположены исключительно в хромосомах

1. Ген - физико-химический объект, участок молекулы ДНК.

2. Ген - единица функции, мутации и рекомбинации; последней подвергаются и более мелкие единицы.

3. Ген делим, обладает сложной структурой.

4. Гены взаимодействуют, и их действие зависит от положения в хромосомах.

5. Мутации происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

6. Кроме хромосомных генов, есть внехромосомные, находящиеся в хлоропластах и митохондриях (у эукариот) и плазмидах (у прокариот)

Родительские особи обозначаются буквой Р от слова ( parents ) – родители. Потомство, или гибриды, обозначаются буквой F от слова ( Filli ) – потомство, дети. В виде индекса возле буквы F  обозначается номер поколения (например,  F 1 – гибриды первого поколения). Мужская особь обозначается символом ♂ (щит и меч Марса). Женская особь ♀ (Зеркало Венеры). Х – это знак скрещивания, но для людей используются другие символы (для обозначения брака). Большой буквой обозначается доминантный аллель (А) Маленькой буквой обозначается рецессивный аллель (а)
  • Родительские особи обозначаются буквой Р от слова ( parents ) – родители.
  • Потомство, или гибриды, обозначаются буквой F от слова ( Filli ) – потомство, дети.
  • В виде индекса возле буквы F обозначается номер поколения (например, F 1 – гибриды первого поколения).
  • Мужская особь обозначается символом ♂ (щит и меч Марса).
  • Женская особь ♀ (Зеркало Венеры).
  • Х – это знак скрещивания, но для людей используются другие символы (для обозначения брака).
  • Большой буквой обозначается доминантный аллель (А)
  • Маленькой буквой обозначается рецессивный аллель (а)
Дано: Ген Признак Решение: А - желтый цвет Р: ♀ АА х ♂ аа а - зеленый цвет жел зел Р - АА х аа Гаметы: А а _____________________  F 1: Аа : Аа : Аа : Аа Фенотипы и генотипы F 1 - ?  все жёлтые (100%) F 2 - ? Р: ♀ Аа х ♂ Аа   жел жёл  Гаметы: А и а А и а  F 2: АА Аа Аа аа  ж ж ж з  75% желтые, 25% зеленые  3 : 1  Мейоз, в каждую гамету ( n )  попадает  только один ген из пары.
  • Дано:
  • Ген Признак Решение:
  • А - желтый цвет Р: ♀ АА х ♂ аа
  • а - зеленый цвет жел зел
  • Р - АА х аа Гаметы: А а
  • _____________________ F 1: Аа : Аа : Аа : Аа
  • Фенотипы и генотипы F 1 - ? все жёлтые (100%)
  • F 2 - ? Р: ♀ Аа х ♂ Аа
  • жел жёл
  • Гаметы: А и а А и а
  • F 2: АА Аа Аа аа
  • ж ж ж з
  • 75% желтые, 25% зеленые
  • 3 : 1
  • Мейоз, в каждую гамету ( n )
  • попадает
  • только один ген из пары.
Закрепление. Решение задач У томатов ген, обуславливающий красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у растений от скрещивания гетерозиготных красноплодных растений с желтоплодными? 2. При скрещивании серых кур с белыми всё потомство оказалось серым. При скрещивании  F 1  с белыми получено 185 особей, из которых было 91 белых и 94 серых. Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях?

Закрепление. Решение задач

  • У томатов ген, обуславливающий красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у растений от скрещивания гетерозиготных красноплодных растений с желтоплодными?

2. При скрещивании серых кур с белыми всё потомство оказалось серым. При скрещивании F 1 с белыми получено 185 особей, из которых было 91 белых и 94 серых. Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях?

3. Кучерявые волосы у человека доминируют над прямыми (в гетерозиготном состоянии – волнистый волос). Муж и жена имеют волнистые волосы. Какова вероятность рождения кучерявого ребенка в этой семье? 4. Голубоглазый мужчина (у его родителей карий цвет глаз) женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие, а мать голубые глаза. Каковы генотипы всех лиц? Какова вероятность рождения голубоглазого ребёнка у этой супружеской пары?

3. Кучерявые волосы у человека доминируют

над прямыми (в гетерозиготном состоянии –

волнистый волос). Муж и жена имеют волнистые волосы. Какова вероятность рождения кучерявого ребенка в этой семье?

4. Голубоглазый мужчина (у его родителей

карий цвет глаз) женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие, а мать голубые глаза. Каковы генотипы всех лиц? Какова вероятность рождения голубоглазого ребёнка у этой супружеской пары?

Вывод : таким образом, генетика- это наука о закономер-ностях наследственности и изменчивости - двух противо-положных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всему живому на Земле.  Прочитайте задачи занятия, записанные на доске.  Сформулируйте выводы, дополнив предложения: Я думаю, что генетика – это самый ________ раздел биологии, потому что ____________ . Изучая генетику, я хочу _____________ . На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________ .

Вывод : таким образом, генетика- это наука о закономер-ностях наследственности и изменчивости - двух противо-положных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всему живому на Земле.

Прочитайте задачи занятия, записанные на доске.

Сформулируйте выводы, дополнив предложения:

Я думаю, что генетика – это самый ________ раздел биологии, потому что ____________ .

Изучая генетику, я хочу _____________ .

На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________ .

составить кроссворд с генетическими терминами
  • составить кроссворд с генетическими терминами