СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол. Обобщение. 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Глагол. Обобщение. 6 класс»

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: «Повторение изученного в 6 классе по теме «Глагол»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • повторить и систематизировать знания учащихся по теме: «Глагол»;

  • повторить морфологические признаки глагола; некоторые орфограммы.

Метапредметные:

  • продолжить формирование умений определять цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и рефлексию;

  • развивать умения формулировать собственную точку зрения с учетом позиции других, выбирать стратегию общения, регулировать свое поведение;

  • формировать умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Личностные:

  • поддерживать устойчивый познавательный интерес к предмету;

  • формировать осознание эстетической ценности русского языка;

  • обучение использованию для решения познавательных коммуникативных задач различных источников информации.

Тип урока: повторения и систематизации знаний.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ресурсы урока: индивидуальные рабочие листы.



Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас. Нам сегодня надо много успеть, будьте внимательны. Я думаю, что у вас все получится. Надеюсь, наша работа будет продуктивной.

- Сегодня на уроке мы будем пользоваться рабочими листами.

Мотивация.

- Я предлагаю вам разгадать загадку:

Он предметы оживляет,

Всех их в дело привлекает.

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго он за тем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтобы знали про… глагол

- Верно! Это Глагол! А как вы догадались? Вы молодцы!

Целеполагание.

Вопросы классу:

- Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? (О глаголе)

- Сформулируйте тему урока. (Глагол. Повторение.)

- Но разве вы уже не знакомы с «глаголом»? (Знакомы.) Значит, сегодня мы больше будем изучать или повторять? (Повторять.) Сформулируйте цель урока. (Повторить морфологические признаки глагола, некоторые орфограммы, вспомните всё, что мы знаем о глаголе; уметь находить глаголы и отличать их от других частей речи).

Откроем тетради и запишем число, классная работа и тему урока: «Глагол. Повторение».

- Алексей Николаевич Толстой – русский советский писатель - сказал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». Эти слова станут эпиграфом нашего урока. СЛАЙД 1

Работа по теме урока.

Актуализация знаний.

- Работу по теме урока начнем с повторения теоретического материала.

Я предлагаю Вам устно продолжить высказывания: СЛАЙД 2

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…

Посмотрите на следующий слайд. Найдите морфологические признаки, которые принадлежат глаголу.

2. Глаголы бывают … и … вида

3. Глаголы изменяются…(по временам, лицам и числам)

4. Глаголы бывают возвратными и невозвратными

5. Глаголы бывают переходными и непереходными

6. Глаголы бывают 1,2 спряжения и разноспрягаемые

7. У глаголов бывает 3 наклонения

8. В предложении глаголы чаще всего выступают в роли…(сказуемого)

Работа с рабочим листом - ПРИЕМ «ИНСЕРТ»

Перед вами рабочие листы, давайте прочитаем теоретическую часть и проверим, правильно ли мы дополнили предложения.

- Какие-нибудь новые сведения вы для себя отметили?

- Это задание подтвердило цель нашего урока: повторить изученное ранее.

Лингвистическая задача

- Я предлагаю эти знания применить для следующего задания - решить лингвистическую задачу. (Слова на доске)

- Запишите эти слова в тетрадь, раскройте скобки.

- По каким признакам сгруппированы следующие слова? (не с глаголами; виды глаголов; корни с черед. гласных; -тся (-ться), безударное окончание глаголов 

СЛАЙД 3 и на доске

(не) подр..ста..т — подр..стёт

(не) разг..ра..т..ся — разг..рет..ся

- Что мы знаем о правописании не с глаголами?

- От чего зависит написание –тся –ться в глаголах?

- Как определить вид глагола? Что такое видовая пара?

- Молодцы, ребята, а сейчас мы проверим ваши знания на практике.

Работа в парах.

Задание: вставьте пропущенные орфограммы, объясните.

Пианист разыгрывается

Ночевать в гостинице

Дышится легко

Ему нездоровится

Мы греемся

Они борются

Они горевали

Клеят обои

Ветер стонет

Кузнечик стрекочет

- Выполните взаимопроверку по эталону, исправьте ошибки. Поставьте оценки за проверочную работу.

СЛАЙД 4

Работа с текстом.

- По подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи, причем в текстах разных стилей глаголам отводится неодинаковая роль. Самое большое количество глаголов используется в художественном стиле. СЛАЙД 4.

Прочитайте предложения.

1)Красавец сугроб голубыми искрами св..ркал на солнце, но сейчас пот..мнел, пом...нял форму, покрылся стеклянной коркой, а корка трескалась и л.малась.

2)Капли падали, звонко уд..ряли о лёд и по всем улицам пели капели песню весны.

3)Пр..шла весна.

4)Толстые сосульки св..сали с крыш и плакали на солнце.

5)И вот уже п..тёк из-под него тоненький прозрачный ручеёк.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

- Прочитайте предложения.

- Перед вами текст? (Нет) Почему? (Предложения не связаны по смыслу)

- Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Обратите внимание на слова с пропущенными буквами, вставьте их, обозначьте орфограммы. Работу выполняйте в парах в рабочем листе.

- Итак, у вас получился текст. Проверьте свою работу, опираясь оригинал. Слайд.

- Поднимите руки, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Кто допустил ошибки - не расстраивайтесь, будьте внимательны.

- Какие группы орфограмм вам встретились? (Правописание приставок и безударная гласная в корне слова)

- Прочитайте текст. (Читает один ученик). СЛАЙД 5.

- Определите тему и основную мысль текста. (Весна, красота природы).

- Определите тип и стиль текста. (Описание, художественный).



ВЫДАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

- Посмотрите на выделенные слова. Что их объединяет? (Это глаголы).

- По каким признакам вы это определили? (Обозначают действие и отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?).

- Запишите в тетради в столбик выделенные глаголы.

- Запишите рядом инфинитив. Какое окончание имеют глаголы Н.ф.? В чем их особенность?

- Какая орфограмма объединяет глаголы трескаться и ломаться? (тся в глаголе) Как вы написали эти слова? Почему?

- Какой морфемой является –ся- в этих глаголах? Выделите постфикс. На что указывает постфикс ся? Как называются глаголы с постфиксом ся?



ВЫЗВАТЬ К ДОСКЕ

- Найти инфинитив. К форме инфинитива подберите видовую пару.

сверкал сверкать сверкнуть

трескалась трескаться потрескаться

ломалась ломаться сломаться

потёк потечь течь



- Как образуются глаголы совершенного вида? С помощью каких морфем? Каким способом?

- Какой признак объединяет глаголы 1 столбика? (Стоят в форме Прошедшего времени)

- Какой морфемный признак указывает на прошедшее время глагола? (Суффикс л)

- Как изменяются глаголы прошедшего времени (По родам и числам)

- В каком еще времени могут стоять глаголы? (В настоящем и будущем)

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (По лицам и числам)

- Какие из этих представленных глаголов являются возвратными/невозвратными. Как вы это определили?

- Какие из этих представленных глаголов являются переходными/непереходными. Как вы это определили?

-Есть ли в нашем тексте глаголы изъявительного наклонения/повелительного/условного?

Работа в группе.

1) Вставьте в текст рецепта подходящие по смыслу глаголы в форме повелительного наклонения. Запишите 
Пирог с яблоками.
________ три яблока. ______ их и нарежьте дольками. _______ тесто для пирога. Для этого три яйца ______ венчиком, ______ стакан муки и всё ________. Яблоки смешайте с тестом и полученную массу ____________ в форму для выпекания. ___________ пирог в разогретой духовке до 180 градусов в течение 30 минут. Приятного аппетита!









Эти знания помогут Вам выполнить следующее задание. Мы многое уже повторили и теперь вы можете выполнить самостоятельную работу.

Выполните в тетради синтаксический разбор 4 предложения и морфологический разбор глагола. (Один человек работает у доски)

4)Толстые сосульки св..сали3 с крыш и плакали на солнце.

- Определите синтаксическую роль глагола. Каким членом предложения обычно являются глаголы? (Сказуемым)



Итог урока.

- Какой была тема урока?

- Какова цель урока?

- Как Вы думаете, мы достигли поставленной цели?

На следующем уроке мы продолжим повторять сведения о глаголе.

Домашнее задание. СЛАЙД 9

Из любого произведения В.Бианки о природе выписать 10 любых глаголов и определить морфологические признаки данных глаголов.

Рефлексия. СЛАЙД 10

  • Мне на уроке было…….

  • Особенно мне понравилось……

  • Мне было трудно (легко)……..

(Предлагаю устно продолжить неоконченные предложения).



Рабочий лист к уроку по теме «Глагол. Обобщение». Ф.И.__________________________класс__________

Задание 1. Прочитайте определение.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, изменяется по лицам, числам, наклонениям, временам, а в прошедшем - по родам, имеет спряжение, вид, возвратность и переходность. В предложении чаще всего выполняет функцию сказуемого.

Задание 2. По каким признакам сгруппированы следующие слова?

(не) подр..ста..т — подр..стёт

(не) разг..ра..т..ся — разг..рет..ся



Задание 3. Вставьте пропущенные орфограммы, объясните.

Пианист раз..грыва..т..ся

Они бор..т..ся

Ноч..вали в гостинице

Они гор..вали

Дыш..т..ся ле..ко

Кле..т обои

Ему (не)здоровит..ся

Ветер стон..т

Мы гре..мся

Кузнечик стрекоч..т



Задание 4. Прочитайте предложения. Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

1)Красавец сугроб голубыми искрами св..ркал на солнце, но сейчас пот..мнел, пом...нял форму, покрылся стеклянной коркой, а корка трескалась и л.малась.

2)Капли падали, звонко уд..ряли о лёд и по всем улицам пели капели песню весны.

3)Пр..шла весна.

4)Толстые сосульки св..сали с крыш и плакали на солнце.

5)И вот уже п..тёк из-под него тоненький прозрачный ручеёк.

ОТВЕТ (номера предложений):___________________________________

Задание 5. Найти инфинитив. К форме инфинитива подберите видовую пару.


Инфинитив

Видовая пара

сверкал



трескалась



ломалась



потёк





Задание 5. Вставьте в текст рецепта подходящие по смыслу глаголы в форме повелительного наклонения. Запишите.
Пирог с яблоками.
_____________ три яблока. _____________ их и нарежьте дольками. _____________ тесто для пирога. Для этого три яйца ______________ венчиком, _______________ стакан муки и всё ________________. Яблоки смешайте с тестом и полученную массу ___________________ в форму для выпекания. _________________ пирог в разогретой духовке до 180 градусов в течение 30 минут. Приятного аппетита!