Тема: «Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении».
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения
Планируемые результаты:
Познавательные умения:
- определять признаки распространённого и нераспространённого предложения и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.
Предметные умения:
- строить распространённые предложения
Ход урока
I.Организационный момент. Слайд.1
II. Актуализация.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
- Совет – « Прежде чем ответить, хорошо продумай!»
1. Чистописание.
Жж жи Жи же Же
2.Словарная работа.
Есть слова, написание которых мы должны запомнить. Это словарные слова. Запишите словарные слова:
а) Он в яйце есть и в цыплёнке,
В масле, что лежит в маслёнке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. ( жёлтый )
б) Под соснами, под ёлками
Лежат мешки с иголками. ( ежи)
в) предложение.
Проверка. Слайд. 3
III. Этап актуализации знаний
1.Постановка цели урока.
А сейчас поиграем. Игра «Найдите лишнее слово». Слайд. 4
Докажите, что именно это слово лишнее.
Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение.
Лишнее слово – «подлежащее».
(Ученики объясняют, что все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.)
- О чем же будем говорить сегодня на уроке? Слайд. 5
- На уроке вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными членами предложения.
-Будем учиться находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения.
IV. Этап открытия новых знаний
1. - Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
- Что такое предложение? (Законченная мысль)
- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).
- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных членов)
Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Что это за слова?
(Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.)
- Что такое подлежащее? Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? Подчёркивается одной чертой. Слайд. 6
- Что такое сказуемое? Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.
Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами. Слайд. 7
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
2. Запись предложения.
В лесу весёлые ежи шуршали сухими листьями. Слайд. 8
-О ком говорится в предложении?
- В предложении говорится о ежах. Кто? Ежи. Это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что говорится о ежах? Ежи что делали? Шуршали – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Определите вид предложения по цели высказывания и по интонации. ( повествовательное, невосклицательное).
- Обратите внимание , одно и тоже можно назвать по разному.
Ежи шуршали. Это грамматическая основа предложения или главные члены предложения, или подлежащее и сказуемое. Слайд. 9
- А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
- Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения. Слайд. 10
- Рассуждаем так: ставим вопрос от подлежащего. Ежи (какие?) весёлые. Слово «веселые» второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.
- Ставим вопрос от сказуемого. Шуршали ( где?) в лесу. Шуршали (чем?) листьями.
Слова « в лесу и листьями» - это второстепенные члены предложения. Которые поясняют сказуемое.
- Ставим вопрос от второстепенного члена предложения. Листьями (какими?) сухими. Слово «сухими» - второстепенный член, который поясняет другой второстепенный член предложения.
- Это образец разбора по членам предложения. Запишите словосочетания по образцу вместе с вопросами.
3. Работа с текстом. Слайд. 11
У вас на партах текст. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, подчеркните главные члены предложения. Объясните правописание пропущенных орфограмм.
Проверьте себя. Слайд. 12
V. Физминутка. Слайд. 13
VI. Закрепление изученного материала.
- Посмотрите на предложения. Слайд. 14
а) Корабль мчится.
б) Космический корабль мчится к Венере.
- Что в них общего?
- Чем они различаются?
- С помощью каких членов предложений мы узнали, о каком корабле идет речь и куда он мчится?
- Какое из этих предложении можно назвать нераспространённым , а какое распространённым?
Делаем вывод: (предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – это распространённые предложения.)
Запишите распространённое предложение.
Разберем его по членам предложения. 1 ученик с комментированием.
(О чём говорится в предложении?
Обратите внимание! Одно и то же можно назвать по-разному:
Корабль мчится – это грамматическая основа предложения или главные члены предложения, или подлежащее и сказуемое.
А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?
(Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения.)
- Что они делают в предложении? (Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.)
Обратите внимание!
Разобрать предложение по членам предложения – значит найти его главные и второстепенные члены.
Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо: . памятка Слайд.15
Определить грамматическую основу предложения.
Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего.
Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.
Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов.
2. Этап включения в систему знаний. Слайд.16
- Составьте из слов распространенное предложение.
Запишите и разберите по членам предложения. Выпишите словосочетания.
Проверьте себя. Слайд 17.
VII. Этап подведения итогов урока
- Составьте предложения. Для этого расставьте слова в нужном порядке, согласно вопросам. Назовите подлежащее и сказуемое. Слайд. 18
1) Когда? Кто? Что делает? Что?
Пчёлы, мёд, собирают , летом
2) Какие? Кто? Что делают? Как?
Работают, труженицы, маленькие, без устали
-Ребята, как много мы уже знаем о предложении, но еще осталось много тем, с которыми будем знакомиться на последующих уроках.
- Какой главный член предложения мы определяем в первую очередь? Во вторую. Какой частью речи мы украшаем предложение?
VIII. Этап рефлексии и оценивания
-Оцените свою работу на уроке
Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я доволен…
У меня получалось……
Мне было сложно…
Д.З.. С.51 правило, упр.10
Открытый урок
по русскому языку
в 3 «Б» классе
на тему
«Главные члены предложения. Связь слов в предложении».
учитель нач.классов
Мамиева О.Ф.
14.10.2021уч.г.