СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные члены предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

создание условий для формирования у учащихся умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения.

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения.»

Тема: «Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении».

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения

Планируемые результаты:

Познавательные умения:

- определять признаки распространённого и нераспространённого предложения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.

Предметные умения:

- строить распространённые предложения



Ход урока

I.Организационный момент. Слайд.1


II. Актуализация.

 Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Совет – « Прежде чем ответить, хорошо продумай!»

1. Чистописание.

Жж жи Жи же Же

2.Словарная работа.

  • Есть слова, написание которых мы должны запомнить. Это словарные слова. Запишите словарные слова:

а) Он в яйце есть и в цыплёнке,

В масле, что лежит в маслёнке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. ( жёлтый )

б) Под соснами, под ёлками

Лежат мешки с иголками. ( ежи)

в) предложение.

Проверка. Слайд. 3

III. Этап актуализации знаний

1.Постановка цели урока.

А сейчас поиграем. Игра «Найдите лишнее слово». Слайд. 4

Докажите, что именно это слово лишнее.

Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение.

Лишнее слово – «подлежащее».

(Ученики объясняют, что все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.)

- О чем же будем говорить сегодня на уроке? Слайд. 5

- На уроке вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными членами предложения.

-Будем учиться находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения.

IV. Этап открытия новых знаний

1. - Из чего состоит наша речь? (Из предложений).

- Что такое предложение? (Законченная мысль)

- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных членов)

Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Что это за слова?

(Это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.)

- Что такое подлежащее? Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? Подчёркивается одной чертой. Слайд. 6

- Что такое сказуемое? Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.

Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами. Слайд. 7

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

2. Запись предложения.

В лесу весёлые ежи шуршали сухими листьями. Слайд. 8

-О ком говорится в предложении?

- В предложении говорится о ежах. Кто? Ежи. Это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что говорится о ежах? Ежи что делали? Шуршали – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Определите вид предложения по цели высказывания и по интонации. ( повествовательное, невосклицательное).

- Обратите внимание , одно и тоже можно назвать по разному.

Ежи шуршали. Это грамматическая основа предложения или главные члены предложения, или подлежащее и сказуемое. Слайд. 9

- А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?

- Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения. Слайд. 10

- Рассуждаем так: ставим вопрос от подлежащего. Ежи (какие?) весёлые. Слово «веселые» второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

- Ставим вопрос от сказуемого. Шуршали ( где?) в лесу. Шуршали (чем?) листьями.

Слова « в лесу и листьями» - это второстепенные члены предложения. Которые поясняют сказуемое.

- Ставим вопрос от второстепенного члена предложения. Листьями (какими?) сухими. Слово «сухими» - второстепенный член, который поясняет другой второстепенный член предложения.

- Это образец разбора по членам предложения. Запишите словосочетания по образцу вместе с вопросами.

3. Работа с текстом. Слайд. 11

У вас на партах текст. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, подчеркните главные члены предложения. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

Проверьте себя. Слайд. 12

V. Физминутка. Слайд. 13

VI. Закрепление изученного материала.

  1. - Посмотрите на предложения. Слайд. 14

а) Корабль мчится.

б) Космический корабль мчится к Венере.

- Что в них общего?

- Чем они различаются?

- С помощью каких членов предложений мы узнали, о каком корабле идет речь и куда он мчится?

- Какое из этих предложении можно назвать нераспространённым , а какое распространённым?

Делаем вывод: (предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – это распространённые предложения.)

Запишите распространённое предложение.

Разберем его по членам предложения. 1 ученик с комментированием.

(О чём говорится в предложении?

Обратите внимание! Одно и то же можно назвать по-разному:

Корабль мчится – это грамматическая основа предложения или главные члены предложения, или подлежащее и сказуемое.

А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого?

(Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения.)

- Что они делают в предложении? (Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения.)

Обратите внимание!

Разобрать предложение по членам предложения – значит найти его главные и второстепенные члены.

Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо: . памятка Слайд.15

  1. Определить грамматическую основу предложения.

  2. Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего.

  3. Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.

  4. Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов.

2. Этап включения в систему знаний. Слайд.16

- Составьте из слов распространенное предложение.

Запишите и разберите по членам предложения. Выпишите словосочетания.

Проверьте себя. Слайд 17.

VII. Этап подведения итогов урока

- Составьте предложения. Для этого расставьте слова в нужном порядке, согласно вопросам. Назовите подлежащее и сказуемое. Слайд. 18

1) Когда? Кто? Что делает? Что?

Пчёлы, мёд, собирают , летом

2) Какие? Кто? Что делают? Как?

Работают, труженицы, маленькие, без устали

-Ребята, как много мы уже знаем о предложении, но еще осталось много тем, с которыми будем знакомиться на последующих уроках.

- Какой главный член предложения мы определяем в первую очередь? Во вторую. Какой частью речи мы украшаем предложение?

VIII. Этап рефлексии и оценивания

-Оцените свою работу на уроке

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я  доволен…

У меня получалось……

Мне было сложно…

Д.З.. С.51 правило, упр.10


Открытый урок

по русскому языку

в 3 «Б» классе

на тему

«Главные члены предложения. Связь слов в предложении».



учитель нач.классов

Мамиева О.Ф.



14.10.2021уч.г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!