СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные члены предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения.»

Тема. Главные члены предложения.

Цели урока:

 расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения

Планируемые результаты в ходе урока: 

Предметные:

  • повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;

  • усвоить алгоритм нахождения, подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;

  • сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий;

  • научиться находить грамматическую основу предложения.

Личностные:

  • формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;

  • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

  • проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

  • объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.

  • Извлекать нужную информацию.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 3класс Желтовская Л.Я. и Калинина О.Б., раздаточный материал; презентация





Ход урока.


I.Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, мне хотелось бы начать урок с высказывания «С малой удачи начинается большой успех».

- Как вы понимаете эти слова?

-Понятна ли вам следующая запись?

Нас, всё, у, сегодня, получится!

- Что нужно сделать, чтобы эта запись стала понятной всем?

- Составьте из данных слов предложение. (У нас сегодня всё получится!)

- Какое это предложение по эмоциональной окраске? (воскл, невоск.)

- А по цели высказывания? (повест, вопрос, побуд.)

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным.


- Откройте тетради. Запишите число.

- Чистописание. Лл яя яля ямя ял ям мм

Словарная работа.

- На слайде представлен текст.

Ночью пришёл первый заморозок. Зернистый иней засыпал крыши домов. Весь день дует холодный ветер. Ребята нашего класса смастерили кормушки. В них всегда лежат сухие ягоды.

- Выпишите из предложений грамматическую основу. Подчеркните в словах непроверяемую безударную гласную. (Проверка)


II. Актуализация новых знаний.

- Прочитайте следующую запись.

С неба пушистые.

- Понятен ли смысл этой записи?

- Что здесь записано?

- Подберите такие слова, чтобы эта запись являлась предложением.

- Почему без этих слов предложения не получилось?

- Чем они являются?

- Сформулируйте тему урока. (Тема. Главные члены предложения).

- Можно ли выразить мысль без этих слов?

- Мы с вами сегодня исследователи. Давайте выведем гипотезу.

Гипотеза. Без грамматической основы нельзя выразить мысль.

- Какие знания по данной теме получены вами ранее?

- Хотелось бы вам расширить их?

- Что бы вам хотелось узнать на уроке?

- А для чего вам это нужно? Где может пригодиться информация, которую высегодня получите?


III. Сообщение целей урока.

- Сегодня мы с вами расширим знания о роли главных членов предложения,

уточним, какие члены предложения называются главными, и какими частями речи они могут быть выражены?

- Где вы можете найти информацию по данной теме.(Самим открыть новые знания)

- Каким образом мы будем это делать?

- Я хочу вам сказать: ничто не приносит столько радости, как открытие, сделано самим. Я желаю вам успехов в открытии новых знаний и предлагаю вам составить план нашей работы.

( На доске слова):

Наблюдаем

Замечаем

Размышляем

Делаем выводы


IV.Выявление места, причины затруднения.

- Образуйте группы для работы

1)Работа в группах.

1 группа.

Задание.

- Прочитай запись. Выражает ли она законченную мысль.


Мальчики …………….. в снежки.

………….. катались с горы на лыжах.

- Вставь пропущенные слова так, чтобы эта запись выражала мысль.

- Подчеркни главные члены предложения.

- Можно ли без них построить предложение?

- Сформулируй свой ответ и запишите его в карточку.

Мы заметили, что без ……….. членов нельзя выразить …….. и построить ……….., поэтому эти слова называются …………. ………… предложения.

2 группа.

Птицы тронулись в дальний путь.

Березы стоят в снежном уборе. Девочки лепят снеговиков, а мальчики играют в снежки.

Задание.

- Подчеркни главные члены.

- Сколько их может быть в предложении?

- На какие вопросы отвечают подлежащие?Сказуемые?

- Сделай вывод и запиши в карточку.

Мы заметили, что главных членов предложений может быть .

Подлежащее отвечает на вопросы ……… или ………. .

Сказуемое отвечает на вопросы ………………, ……………….,……………. .

3 группа

Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи. Дети лепят снеговиков.Мороз щиплет им нос.

Задание.

- Подчеркни в каждом предложении главные члены.

- Определи, какой частью речи они являются.

- Запиши свои выводы в карточку.

- Вывод. Мы заметили. Что чаще всего подлежащее выражено …………., но может быть выражено и …….., сказуемое …………..


2) Проверка выполненной работы (Выступление групп).

-Как иначе мы называем главные члены предложения? (Грамматическая основа)

- Сравним ваши наблюдения с выводами ученых на стр. 108 учебника русского языка. (чтение правила)

- Совпали ли наши выводы?


V. Физкультминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.


VI.Включение в систему знаний.

1.Работа по учебнику. № 78

- Списать и подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Определите и укажите, какими частями речи выражены главные члены в каждом предложении.

- Назовите грамматическую основу в 1-ом предложении, 2-ом, 3-ем, 4-ом.

- Что что могло произойти далее?

-Закончите текст, допишите 2 – 3 предложения. Подчеркните в них грамматическую основу предложения


- Ребята, сегодня в гостях у нас наш золотой ключик, который хочет, чтобы вы прочитали информацию в учебнике. Читая информацию, поставьте карандашом знаки.

- Что вам уже известно?

- Что нового узнали?

- Что было непонятно и хотели узнать? (служебные слова)

- Кто подготовит информацию о служебных словах?

- Прочитайте задание из упр.84

- Какие предложения называют сложными?

- Что используют для связи частей сложного предложения?

- Чем на письме разделяются части сложного предложения?

- Прочитайте текст упражнения, найдите сложные предложения, спишите и подчеркните грамматические основы.

- Какое новое открытие для себя вы сделали? (в сложных предложениях может быть несколько сказуемых)

- Прочитайте свои предложения, но без грамматической основы. Какой вывод сделаете?


VIII. Итог урока.


- Какое новое открытие для себя вы сделали?

А) в предложении может быть несколько сказуемых.

Б) по строению предложения бывают сложными и простыми.

В) выразить свою мысль без грамматической основы нельзя.

- Вернёмся к нашей гипотезе. Подтвердили ли мы своё предположение?

- Как вы думаете, а все ли тайны главных членов мы раскрыли?


Одну из тайн я хотела бы вам приоткрыть. Предлагаю поразмышлять!

- Прочитайте предложение. Найдите в нём главные члены.

Волк – хозяин зимнего леса.

- Назовите подлежащее? Сказуемое?

(проблемная ситуация при нахождении сказуемого в данном предложении

подтолкнёт детей к выводу о том, что не всю информацию об этом члене предложения они узнали на уроке, а, значит, им предстоит продолжить знакомство со сказуемым на следующем уроке).


VIII . Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу.

- Добились ли вы успеха? Всё ли у вас получилось?

Перед вами карточка с незаконченными предложениями. Мне хочется услышать ваши ощущения от урока.

Я сегодня открыл для себя….

Мне удалось……

Я встретил затруднения …..

Думаю, что могу помочь ….

Было интересно вместе с учителем ….


IX. Домашнее задание.

1. Стр.115, упр.85.