Тема. Главные члены предложения.
Цели урока:
расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения
Планируемые результаты в ходе урока:
Предметные:
повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;
усвоить алгоритм нахождения, подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;
сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий;
научиться находить грамматическую основу предложения.
Личностные:
формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;
формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Метапредметные:
Регулятивные:
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.
Извлекать нужную информацию.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 3класс Желтовская Л.Я. и Калинина О.Б., раздаточный материал; презентация
Ход урока.
I.Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, мне хотелось бы начать урок с высказывания «С малой удачи начинается большой успех».
- Как вы понимаете эти слова?
-Понятна ли вам следующая запись?
Нас, всё, у, сегодня, получится!
- Что нужно сделать, чтобы эта запись стала понятной всем?
- Составьте из данных слов предложение. (У нас сегодня всё получится!)
- Какое это предложение по эмоциональной окраске? (воскл, невоск.)
- А по цели высказывания? (повест, вопрос, побуд.)
- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным.
- Откройте тетради. Запишите число.
- Чистописание. Лл яя яля ямя ял ям мм
Словарная работа.
- На слайде представлен текст.
Ночью пришёл первый заморозок. Зернистый иней засыпал крыши домов. Весь день дует холодный ветер. Ребята нашего класса смастерили кормушки. В них всегда лежат сухие ягоды.
- Выпишите из предложений грамматическую основу. Подчеркните в словах непроверяемую безударную гласную. (Проверка)
II. Актуализация новых знаний.
- Прочитайте следующую запись.
С неба пушистые.
- Понятен ли смысл этой записи?
- Что здесь записано?
- Подберите такие слова, чтобы эта запись являлась предложением.
- Почему без этих слов предложения не получилось?
- Чем они являются?
- Сформулируйте тему урока. (Тема. Главные члены предложения).
- Можно ли выразить мысль без этих слов?
- Мы с вами сегодня исследователи. Давайте выведем гипотезу.
Гипотеза. Без грамматической основы нельзя выразить мысль.
- Какие знания по данной теме получены вами ранее?
- Хотелось бы вам расширить их?
- Что бы вам хотелось узнать на уроке?
- А для чего вам это нужно? Где может пригодиться информация, которую высегодня получите?
III. Сообщение целей урока.
- Сегодня мы с вами расширим знания о роли главных членов предложения,
уточним, какие члены предложения называются главными, и какими частями речи они могут быть выражены?
- Где вы можете найти информацию по данной теме.(Самим открыть новые знания)
- Каким образом мы будем это делать?
- Я хочу вам сказать: ничто не приносит столько радости, как открытие, сделано самим. Я желаю вам успехов в открытии новых знаний и предлагаю вам составить план нашей работы.
( На доске слова):
Наблюдаем
Замечаем
Размышляем
Делаем выводы
IV.Выявление места, причины затруднения.
- Образуйте группы для работы
1)Работа в группах.
1 группа.
Задание.
- Прочитай запись. Выражает ли она законченную мысль.
Мальчики …………….. в снежки.
………….. катались с горы на лыжах.
- Вставь пропущенные слова так, чтобы эта запись выражала мысль.
- Подчеркни главные члены предложения.
- Можно ли без них построить предложение?
- Сформулируй свой ответ и запишите его в карточку.
Мы заметили, что без ……….. членов нельзя выразить …….. и построить ……….., поэтому эти слова называются …………. ………… предложения.
2 группа.
Птицы тронулись в дальний путь.
Березы стоят в снежном уборе. Девочки лепят снеговиков, а мальчики играют в снежки.
Задание.
- Подчеркни главные члены.
- Сколько их может быть в предложении?
- На какие вопросы отвечают подлежащие?Сказуемые?
- Сделай вывод и запиши в карточку.
Мы заметили, что главных членов предложений может быть .
Подлежащее отвечает на вопросы ……… или ………. .
Сказуемое отвечает на вопросы ………………, ……………….,……………. .
3 группа
Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи. Дети лепят снеговиков.Мороз щиплет им нос.
Задание.
- Подчеркни в каждом предложении главные члены.
- Определи, какой частью речи они являются.
- Запиши свои выводы в карточку.
- Вывод. Мы заметили. Что чаще всего подлежащее выражено …………., но может быть выражено и …….., сказуемое …………..
2) Проверка выполненной работы (Выступление групп).
-Как иначе мы называем главные члены предложения? (Грамматическая основа)
- Сравним ваши наблюдения с выводами ученых на стр. 108 учебника русского языка. (чтение правила)
- Совпали ли наши выводы?
V. Физкультминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку
Поворот, наклон, прыжок,
Приседание, хлопок.
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
VI.Включение в систему знаний.
1.Работа по учебнику. № 78
- Списать и подчеркнуть грамматическую основу предложения.
Определите и укажите, какими частями речи выражены главные члены в каждом предложении.
- Назовите грамматическую основу в 1-ом предложении, 2-ом, 3-ем, 4-ом.
- Что что могло произойти далее?
-Закончите текст, допишите 2 – 3 предложения. Подчеркните в них грамматическую основу предложения
- Ребята, сегодня в гостях у нас наш золотой ключик, который хочет, чтобы вы прочитали информацию в учебнике. Читая информацию, поставьте карандашом знаки.
- Что вам уже известно?
- Что нового узнали?
- Что было непонятно и хотели узнать? (служебные слова)
- Кто подготовит информацию о служебных словах?
- Прочитайте задание из упр.84
- Какие предложения называют сложными?
- Что используют для связи частей сложного предложения?
- Чем на письме разделяются части сложного предложения?
- Прочитайте текст упражнения, найдите сложные предложения, спишите и подчеркните грамматические основы.
- Какое новое открытие для себя вы сделали? (в сложных предложениях может быть несколько сказуемых)
- Прочитайте свои предложения, но без грамматической основы. Какой вывод сделаете?
VIII. Итог урока.
- Какое новое открытие для себя вы сделали?
А) в предложении может быть несколько сказуемых.
Б) по строению предложения бывают сложными и простыми.
В) выразить свою мысль без грамматической основы нельзя.
- Вернёмся к нашей гипотезе. Подтвердили ли мы своё предположение?
- Как вы думаете, а все ли тайны главных членов мы раскрыли?
Одну из тайн я хотела бы вам приоткрыть. Предлагаю поразмышлять!
- Прочитайте предложение. Найдите в нём главные члены.
Волк – хозяин зимнего леса.
- Назовите подлежащее? Сказуемое?
(проблемная ситуация при нахождении сказуемого в данном предложении
подтолкнёт детей к выводу о том, что не всю информацию об этом члене предложения они узнали на уроке, а, значит, им предстоит продолжить знакомство со сказуемым на следующем уроке).
VIII . Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу.
- Добились ли вы успеха? Всё ли у вас получилось?
Перед вами карточка с незаконченными предложениями. Мне хочется услышать ваши ощущения от урока.
Я сегодня открыл для себя….
Мне удалось……
Я встретил затруднения …..
Думаю, что могу помочь ….
Было интересно вместе с учителем ….
IX. Домашнее задание.
1. Стр.115, упр.85.