СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные члены предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку (учебник русского языка - автор Желтовская Л.Я. (программа ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ")

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения»

Открытый урок русского языка во 2 классе

Тема урока: «Главные члены предложения»

Учитель Иванова О.Н.

Дата проведения - 23.01.2024



Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока: презентация, карточки с предложениями, конверты с наборами слов, веера гласных букв, светофоры для рефлексии.

Цель урока: создать условие для ознакомления с терминами главные члены, основа предложения; научить находить главные члены предложения и основу.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с терминами главные члены, основа предложения; научить находить главные члены предложения и основу.

Развивающие:

- развивать умение высказываться по предложенной теме, корригировать нарушение речевой деятельности;

- развить и закрепить умение учащихся использовать знания в нестандартных ситуациях;

- прослеживать межпредметные связи с литературой и др. предметами;

развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

- развивать самостоятельную деятельность

Воспитательные:

- формировать устойчивое произвольное внимание;

- воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;

- формирование умения работать в группах;

- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- находят основу и второстепенные члены предложения;

-определяют в словах изученные орфограммы;

-различают предложение и группу слов;

- оформляют предложение на письме.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

-учащиеся умеют осуществляют действия контроля и оценки.

Коммуникативные:

- сформировано умение строить речевые высказывания в устной форме;

- у учащихся сформировано умение взаимодействовать с учителем и сверстниками;

- учащиеся взаимодействуют при работе в паре.

Познавательные:

- осуществляют операцию синтеза.

Личностные результаты:

- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;

- учащиеся следуют этическим нормам поведения в коллективе, в группе.


Ход урока

1.Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу и садитесь на свои места.

У: Проверьте, чтобы на партах был порядок, и не лежало ничего лишнего.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

2. Актуализация знаний с последующей мотивацией.

1. - Откройте тетради, запишем число.

2. Минутка чистописания.

2.-Словарная работа.

Посмотрите на доску и определите какое задание я хочу вам предложить? (вставить пропущенные буквы)

У: Ребята, я сейчас вам буду показывать слово, а вы мне скажете букву, которую надо вставить в него.

с..нтябрь вет..р з..ма в..робей д..ревья

у: (показывают буквы на веере гласных букв)

У: верно ребята!

- На какие две группы можно разделить эти слова по орфограммам?

Д.: Безударные гласные, написание которых можно проверить и безударные гласные, написание которых надо запомнить, словарные слова.

У.: -Назовите словарные слова.

Д.: - сентябрь, ветер, воробей.

У.: - Какими словами проверяли оставшиеся слова?

Д.: зима- зимы, деревья – дерево).

На прошлом уроке мы проходили Предложение. Игра «Да-нет»

-А сейчас мы поиграем в игру «Да-нет» и вспомним, что мы уже знаем о предложении. Я буду каждому из вас задавать вопрос, а вы мне отвечать «да» или «нет».

-Слова в предложении связаны по смыслу? (да)

-Слова в предложении пишутся слитно? (нет)

-Предложение выражает законченную мысль? (да)

-Начало предложения пишем с маленькой буквы? (нет)

- Предложение состоит из слогов?(нет)

-Слова являются членами предложения? (Да)

-В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак ?(да)

3. Постановка проблемы

Пробные действия.

-Предлагаю вам провести научное исследование.

У.: - Посмотрите на запись на доске. Это предложение?

Спит, бурый, берлога, медведь.

Д.: Нет, это набор слов.

У.: Составьте предложение со словами записанными на доске.

Д.: В берлоге спит бурый медведь.

У.: Что вы сделали, чтобы получилось предложение?

Д.: Изменили слова, чтобы они подходили по смыслу.

У.: Запишите это предложение в тетрадь.

4. Открытие нового знания



У детей на столах карточки с записанными предложениями и белые полоски.


Спит медведь.

В берлоге спит медведь.

В берлоге спит бурый медведь.


У.: - Прочитайте 1-е предложение. Ученик читает вслух предложение.

У.: - Прочитайте 2-е предложение. Другой ученик читает вслух предложение.

У.: - Прочитайте 3-е предложение. Ученик читает вслух предложение.

У.: - В чем сходство записанных предложений?

Д.: - В них говорится о медведе, что он спит.

У.: - В чем различие?

Д.: - Добавлены новые слова.

У.: - Если убрать из предложений слова «медведь» и «спит» будет понятен смысл? Закройте сначала слово «медведь» в предложениях бумажной полоской. Прочитайте. Понятен смысл?

Д. : Нет.

У.: - А теперь закройте слово «спит». А теперь понятно о чем идет речь?

Д.: Нет.

У.: - Давайте закроем слова «в берлоге» и «бурый». Понятен смысл предложения?

Д.: Да, в нем говорится о медведе, что он спит.

У.: - Какой вывод можем сделать?

Д.: В предложении есть слова главные, в которых заключена основная мысль

Вывод:Это главные слова, без них не может быть предложения.

5. Определение темы урока. Целеполагание.

У.: -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Значит какая же тема урока? 

Дети высказывают предположения.

Д: Главные члены предложения.

У.: Давайте проверим наши догадки. Откройте учебник на стр. 10. Прочитайте тему урока.

А какие цели мы поставим перед собой? Чему будем учиться ?(Научимся находить главные члены предложения)

-Давайте ещё раз назовём главные члены в этом предложении.

-Посмотрите: МЕДВЕДЬ и СПИТ. а вместе называются главными членами.

У нас в классе 6 человек и у каждого есть имя. Тебя как зовут? А все вместе мы как называемся?(класс)

-Вот так и главные члены предложения имеют свои имена, названия, сейчас мы узнаем какие.

-О чем говорится в предложении (О медведе.)

-Задайте вопрос к этому слову(кто? медведь.)

Это главный член предложения, его имя-подлежащее,оно указывает о ком или о чем говорится в предложении. Подчеркивается одной чертой.(Подчеркните.)(Вывешивается над доску под темой)

-Что говорится о медведе (Что делает? спит.)

-Это второй главный член предложения, его имя-сказуемое.Оно обозначает ,что в предложении говорится о подлежащем. Подчеркивается двумя чертами.(Подчеркните.)(Вывешивается над доску под темой)

Сделайте вывод. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Они выражают в предложении главную мысль. Являются основой предложения. Или грамматической основой предложения.


Историческая справка.(Слайд) Слова подлежащее и сказуемое были введены русским ученым и поэтом Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения»

Сказуемое – то, что «сказано о подлежащем»

6.Физминутка ВИДЕО

5.Применение новых знаний для решения учебно-практических задач

У: - У вас на столах лежат конверты с цифрой 2. Сейчас вам предстоит поработать в паре. Какие правила вы должны помнить?

Д.: - Не кричать, разговаривать шепотом, договариваться, прислушиваться к мнению соседа. По окончанию работы показать условный знак (сесть , сложив руки).

У.: - Молодцы. Откройте конверты и посмотрите, что в них и сформулируйте задание.

7. Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

Составление алгоритма.

- Как вы будете определять главные члены? С чего начнете? Составим алгоритм.

-А помогут вам вот эти карточки.(На доске хаотично расположены карточки)

Как найти главные члены предложения .

1.Прочитай предложение.

2. Найди о ком или о чем говорится в предложении ,задай вопрос кто? или что?

3.Подчеркни подлежащее одной чертой.

4.Найди слово, которое называет что делает тот, о ком сообщается в предложении, задает вопрос (что делает? что делают? что будут делать?)

5.Подчеркни сказуемое двумя чертами.

6.Прочитай грамматическую основу.


(В конвертах лежат три набора слов, скрепленные скрепкой).У каждой пары учеников по конверту.



звери зиме готовятся

__________________________________________________________

медведь нагуливает сало _______________________________________________________

запасает орехи кедровые бурундук

__________________________________________________________



Д.: Надо составить предложения из предложенных слов.

У.: Правильно. Составьте предложения, работая в паре.


(Дети составляют предложения и показывают свою готовность).

Проверка.

Заслушиваются предложения.

У.: - А теперь запишем получившиеся предложения в тетрадь. По одному человеку из пары выходят и записывают предложения на доске.

- Подчеркните одной чертой, о чем говорится в предложении.


У.: Проверьте свои работы, сверьтесь с образцом на доске.

На полях начертите шкалу и оцените свою работу.


У.: Давайте посмотрим в учебник и выполним упр. № 2, 3 на с. 10.


8. Итог урока. Рефлексия



-Какая тема урока?

-С какими членами предложения познакомились?

-Что такое подлежащее?

-Что такое сказуемое?

-Для нахождения главных членов чем будем пользоваться ?

- Оцените свою работу на уроке с помощью выражения лиц.

9.Домашнее задание


Выполнить упражнение 4 СТР. 11 , выучить правило на с. 10