Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | Русский язык | Класс | 4 |
Тема урока | «Главные и второстепенные члены предложения» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научатся устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; выделять главные члены предложения; различать главные и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения. | Овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника, участвовать в речевом общении; оценивать свои достижения на уроке. | Учащиеся проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, предложенных в учебнике и учителем; устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознают важность изучения русского языка. |
Решаемые учебные проблемы | Учить задавать смысловые вопросы для установления связи слов в предложении; развивать умения определять главные и второстепенные члены предложения; формировать умение различать нераспространенные и распространенные предложения. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Распространенные и нераспространенные предложения , грамматическая основа, главные и второстепенные члены, подлежащее, сказуемое. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Интерактивная доска |
Образовательные интернет-ресурсы | - |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП Организационный момент |
Деятельность учителя (Приветствие учеников, проверка подготовки к уроку) | Деятельность учащихся (Проверяют свою готовность к уроку) (Настраиваются на работу) |
2. ЭТАП Актуализация опорных знаний |
Деятельность учителя - Ребята, начнем мы наш урок с повторения темы, которую изучали на прошлом уроке. Кто помнит, о чем мы говорили на том уроке? - Что такое обращение? - Как мы на письме выделяем обращение? - Сейчас проведем с вами небольшую самостоятельную работу. Посмотрите на карточки, которые я вам раздала. Вам нужно найти обращения и выделить их запятыми. - Молодцы, ребята! А теперь давайте проведем с вами словарную работу. Здравствуйте, суббота, хозяин, коньки, молоток, Россия, пожалуйста, каникулы, лопата, желтый, хозяйство, человек. | Деятельность учащихся Об обращениях. Обращение-слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Если обращение стоит в начале предложения, то оно отделяется справа запятой; если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется с обеих сторон запятыми; если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая. (Выполняют работу, затем самопроверка) (Дети записывают слова под диктовку, затем самопроверка) |
3. ЭТАП Создание проблемной ситуации, целеполагания и планирования |
Деятельность учителя - Составьте предложение с одним из данных слов. - Прочитайте предложение, которое записали. Какое оно по цели высказывания и эмоциональной окраске? - О ком говорится в предложении? - Как называется этот член предложения? - Что говорится о подлежащем? - Как называется этот член предложения? - Дополните фразу. ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ – ЭТО…… - Почему они называются главными? - Как называются другие слова? - А что они делают в предложении? -Что относится к второстепенным членам предложения? -Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? -Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? | Деятельность учащихся (Высказывают свои предложения, а затем одно предложение записывают с комментированием.) (Ответы учащихся) Подлежащее. Сказуемое. Главные члены предложения. В них заключена основная мысль, они составляют грамматическую основу предложения. Второстепенные члены предложения. Поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. Определения, обстоятельства и дополнения. Да, главные и второстепенные члены предложения. Повторим, что такое главные и второстепенные члены предложения, научимся их находить в предложении, вспомним, как они обозначаются. |
4. ЭТАП «Открытие» нового знания и его применение |
Деятельность учителя - Ребята, а что мы еще помним про предложения? - Распространенные предложения-это какие? - А нераспространенные? Работа по учебнику: стр. 18 упр. 23 - Назовите главные члены предложения. - Какие это предложения? - Какую роль выполняют в данных предложениях второстепенные члены? - Молодцы, хорошо! Теперь давайте посмотрим с вами на упражнение на доске. В данном упражнении нужно выписать предложение, выделить в нем грамматическую основу и второстепенные члены, в скобочках указать, какое это предложение (распространенное или нераспространенное). В мягком воздухе разлит осенний запах. Высокие былинки не шевелятся. Потемнело. Цветок расцвел. Света долго думала над задачей. Лисица охотится. Мышка пищит в норке. Снова степь. Папа чинит машину. | Деятельность учащихся Предложения бывают распространенные и нераспространенные. Имеют в своем составе не только главные члены, но и второстепенные. Состоят только из главных членов. Кроет лист, я топчу. Распространенные Поясняют главные члены предложения и делают стихотворение более красочным. (Один ученик работает у доски, остальные у себя в тетрадях) В мягком воздухе разлит осенний запах. (распр.) Высокие былинки не шевелятся. (распр.) Потемнело. (нераспр.) Цветок расцвел. (нераспр.) Света долго думала над задачей. (распр.) Лисица охотится. (нераспр.) Мышка пищит в норке. (распр.) Снова степь. (распр.) Папа чинит машину. (распр.) |
5. ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
Деятельность учителя - Что повторили сегодня на уроке? - Что такое главные члены предложения? - Что относится к второстепенным членам? -Какие члены предложения составляют грамматическую основу? - Как различить распространенные и нераспространенные предложения? | Деятельность учащихся Какие бывают члены предложения, что такое подлежащее и сказуемое, что такое второстепенные члены, какие виды предложений бывают. Подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое. Определение, дополнение, обстоятельство. Подлежащее и сказуемое. Распространенные предложения имеют в своем составе не только главные члены, но и второстепенные, а нераспространенные состоят только из главных членов. |
6. ЭТАП Домашнее задание. |
Стр. 19 упр. 24 |
В мягком воздухе разлит осенний запах. Высокие былинки не шевелятся. Потемнело. Цветок расцвел. Света долго думала над задачей. Лисица охотится. Мышка пищит в норке. Снова степь. Папа чинит машину.
1. Что дремучий лес призадумался?
2. Эй, вратарь готовься к бою.
3. Присядем друзья перед дальней дорогой.
4. Радуй девочка людей добротой, красой своей.
5. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко.
6. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим.
7. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному.
8. Для чего тебе шипы роза?