ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет русский язык
Урок № 33
Тема урока: Главный член односоставного предложения.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Ход урока:
I.Орг. момент.
II.Актуализация знаний.
Дан текст: Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью-нибудь непутёвую душу.. Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют. Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вылила ты из пота нашего колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои… Стихало…
С.Есенин
III.Проблемное изложение нового материала
С какой проблемой вы столкнулись?
В каждом ли предложении есть известная нам грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого?
Есть предложения, в которых только подлежащее или только сказуемое? Чем они выражены?
Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу? Какой можно сделать вывод?
Учащиеся формулируют определение односоставных предложений:
Односоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности.
Существуют разные группы односоставных предложений, где главный член предложения – только подлежащее или только сказуемое.
Обращаемся к учебнику. Смотрим параграф 30, читаем теоретические сведения.
Составляем опорную схему
IV. Закрепление материала
Работа с учебником. Упражнение 171. Коллективная проверка.
Наблюдение материала на с.85.
Анализ распространенных и нераспространённых предложений.
Работа с учебником. Упражнения 173, стр.85.
Задание:распространите второстепенными членами односоставные предложения из упр.172.
V. Подведениеитогов Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
VI. Выставление и комментарий оценок.
VII. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал учебника - §30, стр.84-85; письменно выполнить упр.172.
Текст
Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью-нибудь непутёвую душу.. Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют. Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вылила ты из пота нашего колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои… Стихало…
Текст
Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью-нибудь непутёвую душу.. Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют. Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вылила ты из пота нашего колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои… Стихало…
Текст
Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью-нибудь непутёвую душу.. Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют. Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вылила ты из пота нашего колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои… Стихало…
Текст
Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью-нибудь непутёвую душу.. Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют. Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вылила ты из пота нашего колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои… Стихало…