Раздел 1.
Анализ итогов работы за 2013-2014 учебный год и задачи на 2014-2015 год
Вся логопедическая работа проводилась в три этапа: диагностический, коррекционный, консультационный.
Диагностический этап работы.
В ходе диагностики среди учащихся 1-3 классов на логопункт зачислены 29 человек со следующими диагнозами: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), фонетическое недоразвитие речи (ФНР), фонетический дефект (ФД), общее недоразвитие речи (ОНР), нарушение письма, обусловленное ФНР и ОНР.
1) диагнозом ФНР –11 учащихся
2) с диагнозом ФФНР – 9 учащихся
3) с диагнозом ФД – 8 учащихся
5) с диагнозом нарушение письма, обусловленное ОНР – 1 учащийся.
Диагностика среди учащихся 1- х классов проводилась в начале учебного года со 2.09 по 11.09 на основе пособий: «Учебно-методическая инструкция» авторов Ястребова А.В., Бессонова Т.П., «Альбом для логопеда» автора Иншаковой О.Б., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» автора Садовниковой И.Н.
Учащиеся с диагнозом ФНР и ФФНР были зачислены на логопункт сроком на 1 год; учащиеся с диагнозом ФД (фонетический дефект) выпускались по мере коррекции дефекта; учащиеся с диагнозом ОНР зачислены на логопункт сроком на 2 года.
Коррекционный этап работы.
Занятия на логопункте проводились в групповой (до 10 чел.), подгрупповой (2-4 чел.) и индивидуальной форме.
На протяжении всего коррекционного процесса осуществлялось взаимодействие с классными руководителями учеников-логопатов, педагогом-психологом по уточнению психологических особенностей учащихся с речевыми нарушениями. Осуществлялось взаимодействие с семьей: по мере необходимости проводились консультации и беседы.
В конце учебного года была проведена проверка знаний учащихся 1 и 3 классов, обучавшихся в течение года на логопункте, которая показала, что 100 % учащихся освоили программный материал .
На конец учебного года с логопункта были выпущены учащиеся в количестве 28 человек:
1) с диагнозом ФНР – 11 учащихся
2) с диагнозом ФФНР – 9 учащихся
3) с диагнозом ФД – 8 учащихся.
На повторный курс обучения оставлены 1 учащийся с диагнозом ОНР и 1 учащийся с нарушением звукопроизношения.
В течение учебного года двое учащихся выбили с логопункта.
Консультационный этап работы.
В течение учебного года были определены дни для консультаций с родителями учащихся, обучающихся на логопункте. Темами явились:
«Адаптация учащихся 1 класса на логопедических занятиях» (тема для родительского собрания в начале учебного года ), «Профилактика дисграфических ошибок», «Режим дня для ребенка-логопата», «Контроль и самоконтроль за звуками, введенными в речь», «Выполнение артикуляционной гимнастики», «Тренировка поставленных звуков в дни каникул», «Обучение внимательному чтению», «Выполнение дополнительного задания дома».
С целью контроля за вновь поставленными звуками проводились беседы с классным руководителем 1 класса.
Выводы: вся коррекционно-логопедическая работа проводится вовремя, в строго регламентированное время, с использованием всех этапов работы; работа с педагогами и родителями выполняется в полном объеме.
Основные задачи на 2014-2015 год:
1. Оказание помощи учащимся с речевыми нарушениями.
2. Сотрудничество логопедической службы с родителями как социально равными партнерами.
3. Создание условий для учащихся с недостатками речи и письма.
4. Создать адаптивную образовательную среду.
Раздел 2.
Работа коллектива по выполнению всеобуча
Задача: оказание помощи учащимся с речевыми нарушениями
Мероприятия | Сроки | Ответственный | Выход |
Диагностика учащихся 1-3 классов. Цель: выявление и зачисление детей с дефектами в устной и письменной речи | 2-14 сентября | Учитель-логопед | Заполнение речевых карт. Родительское собрание. ШМО начальных классов |
Просвещение родителей 1-х классов по теме: «Профилактика дисграфии на логопедических занятиях» | Сентябрь | Учитель-логопед | Выступление на родительском собрании |
Участие в координационном совете | В течение года | Совместно с психологом, соц.педагогом, завучем по воспитательной работе | План работы на месяц |
Проверка тетрадей учащихся 2-3 классов, зачисленных на логопункт. Цель: наблюдение за динамикой коррекционно-логопедической работы | 4 неделя января | Учитель-логопед | Справка-отчет. ШМО учителей нач. классов |
Проверка тетрадей учащихся 1-х классов. Цель: наблюдение за динамикой пропедевтической работы логопеда с учащимися 1-х классов | 2 неделя апреля | Учитель-логопед | Справка-отчет. Выступление на ШМО начальных классов |
Проведение итогового открытого занятия по внеурочной деятельности. Цель: подведение итогов внеурочной деятельности | 4 неделя апреля | Учитель-логопед | План-конспект |
Обследование письменной речи учащихся 1-2 классов | 1 неделя мая | Учитель-логопед | Справка-отчет. Выступление на ШМО начальных классов |
Подведение итогов коррекционной работы с учащимися 1-х классов | 3-4 неделя мая | Учитель-логопед | Индивидуальные беседы с родителями. Итоговое занятие |
Работа службы психолого-педагогического и социально-медицинского сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении программ | В течение года | Совместно с соц. педагогом, педагогом-психологом, классным руководителем | Индивидуальный план работы с учащимся |
Раздел 3.
Деятельность педколлектива, направленная на повышение качества образования
Задача: создать адаптивную образовательную среду
Мероприятия | Сроки | Ответственный | Выход |
Исследование степени адаптации учащихся 1-х классов | 4 неделя октября | Учитель-логопед | Педсовет по адаптации |
Раздел 4.
Совместная работа школы с семьей, общественностью и другими социальными партнерами
Задача: сотрудничество логопедической службы с родителями как социально равными партнерами
Мероприятия | Сроки | Ответственный | Выход |
Пропаганда логопедических знаний среди родителей учащихся начальных классов (консультации, беседы) | Каждый вторник в течение года | Учитель-логопед | Тетрадь консультаций |
Взаимодействие гимназии с детскими садами в рамках преемственности. Работа в Центре развития. | Сентябрь-май | Учитель-логопед, психолог, учитель начальных классов | Отчет. Освещение на сайте |
Раздел 5.
Работа с педагогическими кадрами
Задача: создание условий для учащихся с недостатками речи и письма
Мероприятия | Сроки | Ответственный | Выход |
Консультации с классными руководителями 1-4 классов с целью контроля за речевой деятельностью детей-логопатов | В течение года по мере необходимости | Учитель-логопед | Тетрадь консультаций |
Консультации с педагогом-психологом по работе с гиперактивными детьми 1-2 классов, имеющих проблемы в речевом развитии | В течение года | Учитель-логопед Психолог | Тетрадь консультаций |