СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Головоломки и ребусы»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект математического кружка в 5 классе

Просмотр содержимого документа
««Головоломки и ребусы»»

Тема: «Головоломки и ребусы»

Цель занятия: Развитие познавательного интереса, творческих способностей и нестандартного мышления детей средствами занимательной математики.

Задачи занятия:

  • Активизировать мыслительную деятельность пятиклассников посредством решения логических задач и головоломок.

  • Стимулировать интерес к поиску решений необычных ситуаций и воспитывать внимательность.

  • Способствовать развитию внимания, памяти, воображения и логики.

  • Создать позитивный эмоциональный настрой и чувство удовлетворения от успешного преодоления трудностей.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся познакомятся с разными видами головоломок и математическими ребусами.

  • Научатся анализировать условия задач и находить пути их решения.

  • Освоят способы представления чисел и операций графически.

  • Получат опыт коллективного взаимодействия и совместного нахождения правильных решений.

Ход занятия:

I. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие ребят, сообщение целей и структуры предстоящего занятия. Настроить класс на продуктивную и увлекательную работу.

II. Вступительная часть (5 мин.)

История головоломок уходит корнями глубоко в прошлое человечества. Первые головоломки появились задолго до нашей эры и были тесно связаны с культурой и традициями разных народов мира.

Одним из древнейших видов головоломок считается танграм, возникший примерно в Китае около 3 тысяч лет назад. Танграм представляет собой фигурку, разрезанную на семь частей различной формы, из которых необходимо собрать новые фигуры. Этот забавный способ развивал пространственное воображение и комбинаторные способности.

Еще одним примером древних головоломок стали египетские лабиринты, созданные в Древнем Египте. Их использовали не только для развлечений, но и для религиозных ритуалов и проверки мудрости паломников.

Развитие науки и техники привело к появлению новых форм головоломок. Например, знаменитая головоломка Рубика была изобретена венгерским скульптором Эрнё Рубиком лишь в конце XX века, став настоящей сенсацией среди любителей логических игр. Кубик Рубика развивает пространственное мышление и координацию движений рук.

Что касается ребусов, то они имеют свое происхождение в Средневековье Европы. Первоначально ребусы представляли собой криптограммы и шифровки, использовавшиеся дипломатами и тайнописцами для передачи секретных сообщений. Со временем ребусы превратились в веселый способ развлечься и проявить смекалку, широко распространившись среди всех слоев населения.

Таким образом, головоломки и ребусы играли важную роль в развитии человеческого интеллекта и продолжают радовать поколения своим разнообразием и креативностью.

III. Основная часть (30 мин.)

1. Практическое знакомство с головоломками (10 мин.)

Детям предлагается решить первые несложные загадки и логические игры. Например:

  • Магический квадрат (3×3 клетки);


4

9

2

3

5

7

8

1

6


  • Головоломка «Собери фигуру».

Учащимся дается инструкция, педагог помогает разобраться с правилами каждой головоломки.

2. Работа над числовыми ребусами (10 мин.)

Дети знакомятся с решением простейших числовых ребусов. Сначала учитель решает пример вместе с детьми («разгадываем ребус»), далее ребята пробуют решать сами:

  • Ребус вида A + B = C (цифры зашифрованы буквами);

КОТ+СОБАКА=ЩЕНОК

Условия:

Все буквы разные.

Первая цифра каждого числа не ноль.

Расшифровка примера:

Предположим, что буквы соответствуют следующим цифрам:

К = 1

О = 0

Т = 9

С = 2

Б = 8

А = 7

Щ = 3

Е = 6

Н = 5

Тогда получаем:

109+28707=28816


ЛУНА+ЗЕМЛЯ=СПУТНИК

Условия:

Буквы уникальны друг другу.

Первоначальная цифра каждого числа не ноль.

подсказка: первая буква результата ("С") должна соответствовать сумме первой буквы первого слагаемого ("Л") и первой буквы второго слагаемого ("З"). Остальные буквы будут определяться исходя из остальных цифр.



  • Ребус на замену цифр символами животных или предметов.

3. Игровая практика (10 мин.)

Ребята объединяются в группы по 3-4 человека и получают игровое задание. Им предлагаются карточные наборы с цифрами и знаками действий, из которых надо составить выражения.

Каждая группа получает награду за правильно составленные выражения (звездочки).

IV. Итоговая часть (5 мин.)

Каждый ученик делится впечатлениями о занятии, рассказывает о своем успехе или затруднении. Педагог подводит итоги занятия, подчеркивает важность развития логического мышления и творческого подхода к решению задач.

V. Рекомендации на дом (3 мин.)

Подготовить собственный простой ребус или головоломку для следующего занятия.












































  • П ознавательные: освоение способов решения проблем, развитие наблюдательности, осознанности и инициативности.

  • Личностные: воспитание стремления преодолевать трудности, уверенность в собственных силах, способность радоваться достижениям.

Оборудование и материалы:

  • Карточки с головоломками и ребусами,

  • Цветные карандаши и фломастеры,

  • Листочки бумаги формата А4,

  • Награды-звездочки или наклейки.