СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Город как среда обитания"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена дляя учащихся 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«"Город как среда обитания"»

ФИО педагога: Балакирова Наталья Сергеевна

Предмет: ОБЖ

Класс: 5 класс

Тема урока по КТП №3: «Город как среда обитания».

Дата урока:

Тип урока: изучение нового материала (формирование первоначальных предметных навыков и УУД и предметных умений)

Цель урока: формирование представлений учащихся о правилах поведения в потенциально опасных местах; научить адекватно вести себя в потенциально опасных ситуациях

Задачи:

  • Личностные:

• проявлять навыки адаптации в динамично меняю­щемся мире;

• проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

• определять мотивы учебной деятельности.

  • Метапредметные:

• понимать учебную задачу урока, стремиться её вы­полнить;

• оценивать достижения на уроке;

• анализировать рисунок, извлекать из него инфор­мацию;

• переводить текст в памятку и условные знаки;

• делать выводы

  • Предметные:

• понимать потенциальные опасности в доме и вне его;

• соблюдать правила безопасного поведения на ули­це и дома

  • уточнить представления учащихся о правилах поведения в потенциально опасных местах;

• учить адекватно вести себя в потенциально опасных ситуациях.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные результаты

УУД

I этап учебного занятия: приветствие

Организационный момент

• Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у нас с вами первый урок из нового раздела «Человек, среда его обитания, безопасность человека». Мы научимся: распознавать опасности и предвидеть их последствия; избегать опасностей и грамотно действовать, если избежать опасной ситуации невозможно; а главное – самим не создавать опасных ситуаций.




II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока («мозговой штурм»)

Мотивация познавательной деятельности

(1-3 слайд - показ слайдов о городах) Рассказ об особенностях современных городов, их деление в зависимости от количества жителей.

4 слайд. Предлагает учащимся определить тему урока, если нет результата, то

вместе с учащимися формулирует тему урока.



Участвуют в определении темы урока

• Рассказывают о применении различных технических устройств, о назначении предметов, об использовании мест отдыха; актуализируют личный опыт.

Понимать потенциальные опасности,

которые могут возникнуть в городе.

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы

Познавательные:

понимать учебную задачу урока

Регулятивные:

анализировать полученную информацию Коммуникативные:

формулировать

собственное

мнение

III этап учебного занятия: изучение нового материала

Актуализация необходимых знаний

5 слайд: Для того, чтобы вы поняли какие цели и задачи урока будут стоять пред Вами, о чем пойдет сегодня речь, отгадайте небольшой кроссворд

6 слайд: Не живая, а идет;

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

= Стою я с краю улицы

В длинном сапоге –

Чучело трехглазое

На одной ноге. (Светофор)

= На проезжей части,

Неизвестной масти.

Всяк ногами ее топчет,

А она молчит не ропщет. (Зебра)

= На двух колесах я качу,

Двумя педалями кручу,

За руль держусь, гляжу вперед.

И вижу – скоро… (Поворот)

= Чего ни в комнате,

ни на улице не увидишь? (Воздух)

7 слайд: Итак! Сегодня, как вы уже догадались, мы поговорим о городе, так как город – место жительства для большинства из нас, наша малая Родина, которую мы с вами должны беречь и сохранять.

• Помогает определить учебную задачу урока


• Рассматривают рисунок, определяют потенциально опасные места в городе, объясняют свой выбор, обсуждают его с одноклассниками.

• Определяют учебные задачи урока.


Иметь представление об особенностях современных городов

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы

Регулятивные:

анализировать рисунок, извлекать из него инфор­мацию

Познавательные:

понимать учебную задачу урока

Коммуникативные:

формулировать

собственное

мнение;

строить понятные для партнёра высказывания


Организация познавательной деятельности

Учитель читает стихи С.В.Михалкова:

Где ты живешь? Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Ты нам ответишь: «Живу я в квартире, номер ее 324.

Дом – на Садовой, рядом кино.

Все что кругом мне знакомо давно».

- Дом на Садовой? Этого мало,

Город нам свой назови для начала.

Город назвал – расскажи, что кругом:

Все, что кругом – это тоже твой дом.

- Город стоит на широкой реке,

А за рекой виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля.

Очень красивая наша Земля!

- Ну, а страна где? Сумеешь ответить?

- Как и все страны – на нашей планете.

Понял, дружище? Вот он какой –

Самый, прекрасный, большой-пребольшой

Мир, где учиться тебе и расти.

Строить, бороться, искать и найти.

Слова учителя: Наш общий дом – это планета Земля. Если посмотреть внимательно на карту можно увидеть множество крупных городов, разбросанных по всей планете. Сейчас крупные города называют мегаполисами.

А знаете ли вы когда появились первые города?

Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции. Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции

Так что же такое - город? Как вы думаете?

Город – это населенный пункт, жители которого, как правило, не занимаются сельским хозяйством.

Как вы думаете, что привлекает современного человека в городской жизни?

  • В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество;

  • В городах существует целая сеть торговых организаций;

  • Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы;

  • Создана система учебных заведений различного уровня;

  • Население обслуживают медицинские учреждения;

  • Действует система культурных, научных и спортивных учреждений;

  • Созданы службы для обеспечения безопасности населения.

Сейчас мы с вами заполним таблицу

(Раздаточный материал) «Жизнеобеспеченность человека в городе и на селе» и попытаемся сделать вывод - кто больше всего зависит от слаженности работы всех систем жизнеобеспечения городской житель или сельский?

• Предлагает на основе текстов составить памятки «Безопасный дом», «Безопас­ная прогулка».

• Организует выполнение задания в тетради: нарисовать условные знаки к правилам безопасности.

• Составляют памятки на основе текстов (работают в группах или индивидуаль­но — по желанию). Представляют результаты работы.

• Переводят правила в знаково-символическую форму

Практическая работа:

- составлять памятки на основе текстов; - представлять результаты работы. Обсуждать потенциальные опасности в городе, доме и вне его

Личностные:

проявлять навыки адаптации в динамично меняю­щемся мире

Регулятивные:

• переводить текст в памятку и условные знаки;

- выполнять практическую работу в парах — выполнять взаимопроверку учебного задания

Познавательные:

работать в парах: формулировать определения по­нятий,

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно взаимодействовать в группе и

приходить к общему решению;

формулировать речевое высказывание

IV этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов

Подведение итогов

-Для жизнестойкости в городской среде человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможных экстремальных ситуаций, предусмотреть соответствующие правила поведения и обеспечения своей безопасности. Знание особенности городской среды, умение строить свое поведение в соответствии с обстоятельствами должны стать достоянием каждого из вас. Закончим урок Правилами, сформулированными Яцеком Палкевичем: предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать.

Предлагает вопросы для обсуждения.

• Предлагает вернуться к рисунку в карточке, сделать вывод о том, от чего и от кого зависит наша безопасность дома и на улице. Помога­ет учащимся сделать вывод.


• Обсуждают ответы на вопросы, высказывают своё мнение, делают выводы.

• Определяют личностный смысл изучения темы, делают вывод.

вывод о том, что в окружающем мире не существует аб­солютно опасных или безопасных мест и предметов. Важно правильно вести себя в любой ситуации.

Предметные:

соблюдать правила безопасного поведения на ули­це и дома;

формулировать выводы из изученного материала,

Личностные:

проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки

Регулятивные:

выполнять самопроверку учебного задания

Познавательные:

оценивать достижения на уроке;

отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия;

формулировать речевое высказывание

Контроль

Предлагается тест в учебнике: рисунок с по­тенциально опасными местами.

Определяют количество по­тенциально опасных мест.

Предметные:

умение анализировать потенциальные опасности в городе, доме и вне его.

Личностные:

проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки

Регулятивные:

выполнять самопроверку учебного задания

Познавательные:

оценивать достижения на уроке;

отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания;

использовать речь для регуляции своего действия;

формулировать речевое высказывание

Рефлексия

Спрашивает учащихся, чему научил их этот урок


Определяют возможность практического применения полученных знаний

Предметные:

умение анализировать потенциальные опасности в доме и вне его


Личностные:

проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни Регулятивные:

выполнять самопроверку учебного задания

Познавательные:

оценивать достижения на уроке;

отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания;

использовать речь для регуляции своего действия;

Домашнее задание

Домашнее задание: параграф №1

Дополнительные творческие задания: нарисовать условные знаки к правилам безопасности в городе, доме.


.





Подведение итогов занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы.