1=Д
2=О
1.Ребята, о чем это видео?
2.Как мы можем назвать этого школьника?
3. Можем ли мы его назвать гражданином?
4. Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?
Правила работы в группе:
- Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.
4. Поддерживайте друг друга.
«Гражданин России»
План урока:
1.Кто такой гражданин?
2.Права и обязанности гражданина .
Задание №1:
1 группа: определите значение слова «гражданин», используя учебник А.Ф. Никитина (п.12).
2 группа: определите значение слова «право», используя толковый словарь М.С. Лапатухина.
3 группа: определите значение слова «обязанность», используя дополнительный материал.
Задание №1:
Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
Право - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Обязанность- определённый круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.
Задание №2:
В конвертах перемешаны права и обязанности гражданина РФ. Вам нужно распределить их, используя Конституцию РФ и приклеить их на рабочий лист.
Группа №1:
Права гражданина
1. на жизнь (ст. 20)
2. на достоинство (ст. 21, ч. 1)
3. на безопасность (ст. 21, ч. 2)
4. на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
5. на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23)
Группа №1:
Обязанности гражданина :
1. Соблюдение законов (ст. 15, ч. 2)
2. Не допускать нарушения прав и свобод др. лиц. при осуществлении своих прав и свобод (ст. 17, ч. 3)
3. Заботиться о своих детях, их воспитании (ст. 38, ч. 2)
Группа №2:
Права гражданина
1.на отдых (ст. 37)
2.на материнство, детство, отцовство (ст. 38)
3.на социальное обеспечение (ст. 39)
4.на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
5.на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
6.на образование
Группа №2:
Обязанности гражданина:
1.Заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ст.38,ч. 3)
2.Основное общее образование обязательно (ст.43, ч.4)
3.Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. (ст.43,ч. 4)
Группа №3:
Права гражданина
1.Свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст.27, ч.1)
2. Свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ст.27, ч.2)
3. Свобода совести и вероисповедания (ст. 28)
4. Свобода мысли и слова (ст.29, ч.1)
5. На информацию (ст.29, ч.4)
Группа №3:
Обязанности гражданина :
1.Охрана исторических и культурных памятников (ст44,ч.3)
2. Уплата налогов (ст.57)
3. Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58)
4. Защита Отечества (ст. 59, ч.1)
ТЕСТ
1.Какие цвета имеет Государственный флаг Республики Татарстан?
A зеленый, белый, красный
B красный. зеленый, белый,
C белый, красный, зеленый
D зеленый, красный, белый
2.Человек, который имеет правовую связь с определенным государством, что позволяет ему иметь все права, предоставляемые законами этой страны и исполнять все установленные законами обязанности – это
A личность
B патриот
C человек
D гражданин
3. Дата принятия Конституции РФ:
А 2002
B 1993
C 1995
D 2000
4. Гражданин Российской Федерации обязан
A соблюдать законы РФ
B защищать Отечество
C беречь памятники культуры
D всё название ...
5. Как называется основной закон государства?
A Великая Хартия вольностей
B Декларация
C Конституция
D Конвенция
Ответы:
0 ошибок - «5»
1 ошибка - «4»
2,3 ошибки - «3»
Физ.минутка
Кто по улице идет? Необычный пешеход. (шагают)
(рукой считаем ) У него пятьсот имен
( вращаем плечами) На заводе слесарь он
В яслях он-родитель (на носочки встали)
В кинотеатре –зритель (присели)
А пришел на стадион- (шагает)
И уже болельщик он (хлопает в ладоши)
Он кому-то сын и внук (встали на носочки и присели)
Для кого-то близкий друг (обнять себя)
Он мечтатель в дни весны (вертеть головой)
Он военный в час войны (маршируем)
И всегда, везде и всюду гражданин своей страны (маршируем)
К концу VI в. до н. э. в подавляющем большинстве греческих государств установился республиканский строй, при котором политический суверенитет принадлежал народу - совокупности полноправных граждан: мужчин, коренных жителей данной местности, владевших наследственными земельными участками (при верховной собственности на землю всей общины). Гражданин имел право участвовать в народном собрании , служить в армии, избирать и быть избранным на государственные должности. Народное собрание формировало Совет — высший орган управления и избирало на определенный срок магистратов, которые по истечении полномочий отчитывались перед ним; постоянного чиновничества практически не было. В зависимости от состава гражданского корпуса различалось две формы республиканского строя — олигархия и демократия. Если при демократии все члены общины пользовались равными политическими правами, то при олигархии степень обладания ими определялась имущественным цензом: лица с небольшим доходом или выводились за рамки гражданского коллектива и не допускались к воинской службе, или переводились в категорию «пассивных» граждан, лишенных доступа к государственному управлению. Крупнейшей демократией в Греции к началу V в. до н. э. были Афины; олигархиями — Коринф и Фивы.
1 группа: Кто считался гражданином в греческом полисе?
2 группа: Какими правами обладали граждане?
3 группа: Как различались права граждан при демократии?
1 группа: Полноправные граждане — мужчины, коренные жители, владели наследственными земельными участками.
2 группа: Гражданин имел право участвовать в народном собрании, служить в армии, избирать и быть избранным на государственные должности.
3 группа: При демократии все члены общества пользовались равными политическими правами.
Сегодня на уроке:
Я научился …
Было интересно…
Могу похвалить себя за то, что …
Могу похвалить одноклассников за то, что…
Больше всего мне понравилось…
На уроке для меня было важно…
Домашнее задание:
1.П.12, ответить на вопросы устно.
2.Написать мини-сочинение или рассказ
«Каким гражданином я хочу стать» или
«Кого из известных граждан России или предков ты считаешь настоящими гражданами.?»
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Живи и трудись так, чтобы Родина гордилась тобой … Гордись своими предками – борцами за свободу и независимость Родины…Надо быть готовым к исполнению высшего долга человека – защите Родины».
А вы готовы?
Спасибо за внимание!