Теоретико-методологические основы гражданского образования учащихся
- Концепция гражданского воспитания и образования начала оформляться на рубеже столетий (в нач. 90-х гг.) Это было время поиска новых путей развития, период формирования гражданского общества и государства, признание прав и свобод человека, переход к рыночной экономике
- Понятие гражданского образования и гражданского воспитания – это одно и тоже, или разные понятия?
Б.С.Гершунский в работе «Философия образования для XXI века» писал: «…образование и общество неотделимы. Это – одна система, и истинные масштабы этой системы нами пока не осознаются сполна. Ясно одно: любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются на состоянии сферы образования». (стр.19)
Различные точки зрения на понятие «Гражданское образование»
- Политико-правовое содержание обществоведческих дисциплин общеобразовательной школы, интеграция права, политологии и этики.
(Е.А.Певцова, В.Н.Пронькин)
- Контаминационное образование (смешанное), содержание которого представляет интеграцию общественных дисциплин.
(Л.Н.Боголюбов, А.И.Кравченко)
Ситуативно-воспитательный подход
- Рассмотрение реальных жизненных ситуаций,
- Смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности
- Поощрение социально-ценностных поступков ребенка
- Обращение к социальному опыту подростка.
(Я. Соколов, П. Положевец, И.Ахметова, А.Иоффе)
Два предметных подхода
Р. Мухаев, А.Никитин, Г.Гаджиев
- Изучение политических идей, идеологий, общественных движений, прав человека, конституционализма, парламентаризма
- Моделирование политических процессов в школьной среде
- Цель – подготовка к ответственной и осмысленной жизни в правовом государстве и гражданском обществе
В.О.Мушинский
Знать законы – это главное .
Цель – формирование гражданско-правовой культуры.
- Совокупность правовых знаний, убеждений.
- Отношения к материальным и духовным ценностям общества
Культурологический подход (П.С.Гуревич )
- сравнительный анализ культур различных народов
- выявление культурных особенностей
- поиск общечеловеческих ценностей
Интегрированный подход Л.Н.Боголюбов, Н.Н.Элиасберг, А.И.Кравченко
- Интегрированный подход Л.Н.Боголюбов, Н.Н.Элиасберг, А.И.Кравченко
- интеграция общественных наук гражданское образование (в широком смысле) ориентировано в целом на процесс формирования человека-гражданина
- интеграция общественных наук
- гражданское образование (в широком смысле) ориентировано в целом на процесс формирования человека-гражданина
Институционно-ценностный подход
- Гражданское образование рассматривается в единой системе воспитания и образования детей и взрослых, включая официальное и неформальное образование
- Гражданское образование в широком смысле определяют проблемы общественной жизни,
именно они являются предметом содержания учебных дисциплин.
- Ярко выраженный воспитательный характер образования.
(А.Тубельский, В. Прутченков и др.)
Гражданское образование в широком смысле (Т.В.Болотина, С.Н.Тырин)
- целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной суммы знаний;
- развитие чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства;
- воспитание у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны;
- формирование у них способности к гражданскому действию (гражданской активности).