СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданское образование

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретико-методологические основы гражданского образования учащихся. 

nКонцепция гражданского воспитания и образования начала оформляться на рубеже столетий (в нач. 90-х гг.) Это было время поиска новых путей развития, период формирования гражданского общества и государства, признание прав и свобод человека, переход к рыночной экономике nПонятие гражданского образования и гражданского воспитания – это одно и тоже, или разные понятия? nКонцепция гражданского воспитания и образования начала оформляться на рубеже столетий (в нач. 90-х гг.) Это было время поиска новых путей развития, период формирования гражданского общества и государства, признание прав и свобод человека, переход к рыночной экономике Понятие гражданского образования и гражданского воспитания – это одно и тоже, или разные понятия? (материалы с курсов)
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Гражданское образование»

Теоретико-методологические основы гражданского образования учащихся Концепция гражданского воспитания и образования начала оформляться на рубеже столетий (в нач. 90-х гг.) Это было время поиска новых путей развития, период формирования гражданского общества и государства, признание прав и свобод человека, переход к рыночной экономике Понятие гражданского образования и гражданского воспитания – это одно и тоже, или разные понятия? Б.С.Гершунский в работе «Философия образования для XXI века» писал: «…образование и общество неотделимы. Это – одна система, и истинные масштабы этой системы нами пока не осознаются сполна. Ясно одно: любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются на состоянии сферы образования». (стр.19)

Теоретико-методологические основы гражданского образования учащихся

  • Концепция гражданского воспитания и образования начала оформляться на рубеже столетий (в нач. 90-х гг.) Это было время поиска новых путей развития, период формирования гражданского общества и государства, признание прав и свобод человека, переход к рыночной экономике
  • Понятие гражданского образования и гражданского воспитания – это одно и тоже, или разные понятия?

Б.С.Гершунский в работе «Философия образования для XXI века» писал: «…образование и общество неотделимы. Это – одна система, и истинные масштабы этой системы нами пока не осознаются сполна. Ясно одно: любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются на состоянии сферы образования». (стр.19)

Различные точки зрения  на понятие «Гражданское образование»  Политико-правовое содержание обществоведческих дисциплин общеобразовательной школы, интеграция права, политологии и этики.  (Е.А.Певцова, В.Н.Пронькин) Контаминационное образование (смешанное), содержание которого представляет интеграцию общественных дисциплин.  (Л.Н.Боголюбов, А.И.Кравченко)

Различные точки зрения на понятие «Гражданское образование»

  • Политико-правовое содержание обществоведческих дисциплин общеобразовательной школы, интеграция права, политологии и этики.

(Е.А.Певцова, В.Н.Пронькин)

  • Контаминационное образование (смешанное), содержание которого представляет интеграцию общественных дисциплин.

(Л.Н.Боголюбов, А.И.Кравченко)

Ситуативно-воспитательный подход Рассмотрение реальных жизненных ситуаций, Смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности Поощрение социально-ценностных поступков ребенка Обращение к социальному опыту подростка.  (Я. Соколов, П. Положевец, И.Ахметова, А.Иоффе)

Ситуативно-воспитательный подход

  • Рассмотрение реальных жизненных ситуаций,
  • Смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности
  • Поощрение социально-ценностных поступков ребенка
  • Обращение к социальному опыту подростка.

(Я. Соколов, П. Положевец, И.Ахметова, А.Иоффе)

Два предметных подхода Р. Мухаев, А.Никитин, Г.Гаджиев Изучение политических идей, идеологий, общественных движений, прав человека, конституционализма, парламентаризма Моделирование политических процессов в школьной среде Цель – подготовка к ответственной и осмысленной жизни в правовом государстве и гражданском обществе  В.О.Мушинский  Знать законы – это главное . Цель – формирование гражданско-правовой культуры. Совокупность правовых знаний, убеждений. Отношения к материальным и духовным ценностям общества

Два предметных подхода

Р. Мухаев, А.Никитин, Г.Гаджиев

  • Изучение политических идей, идеологий, общественных движений, прав человека, конституционализма, парламентаризма
  • Моделирование политических процессов в школьной среде
  • Цель – подготовка к ответственной и осмысленной жизни в правовом государстве и гражданском обществе

В.О.Мушинский

Знать законы – это главное .

Цель – формирование гражданско-правовой культуры.

  • Совокупность правовых знаний, убеждений.
  • Отношения к материальным и духовным ценностям общества
Культурологический подход  (П.С.Гуревич ) сравнительный анализ культур различных народов  выявление культурных особенностей поиск общечеловеческих ценностей Интегрированный подход  Л.Н.Боголюбов, Н.Н.Элиасберг, А.И.Кравченко Интегрированный подход  Л.Н.Боголюбов, Н.Н.Элиасберг, А.И.Кравченко   интеграция общественных наук гражданское образование (в широком смысле) ориентировано в целом на процесс формирования человека-гражданина интеграция общественных наук гражданское образование (в широком смысле) ориентировано в целом на процесс формирования человека-гражданина

Культурологический подход (П.С.Гуревич )

  • сравнительный анализ культур различных народов
  • выявление культурных особенностей
  • поиск общечеловеческих ценностей

Интегрированный подход Л.Н.Боголюбов, Н.Н.Элиасберг, А.И.Кравченко

  • Интегрированный подход Л.Н.Боголюбов, Н.Н.Элиасберг, А.И.Кравченко

  • интеграция общественных наук гражданское образование (в широком смысле) ориентировано в целом на процесс формирования человека-гражданина
  • интеграция общественных наук
  • гражданское образование (в широком смысле) ориентировано в целом на процесс формирования человека-гражданина
Институционно-ценностный подход Гражданское образование рассматривается в единой системе воспитания и образования детей и взрослых, включая официальное и неформальное образование Гражданское образование в широком смысле определяют проблемы общественной жизни,  именно они являются предметом содержания учебных дисциплин. Ярко выраженный воспитательный характер образования.  (А.Тубельский, В. Прутченков и др.)

Институционно-ценностный подход

  • Гражданское образование рассматривается в единой системе воспитания и образования детей и взрослых, включая официальное и неформальное образование
  • Гражданское образование в широком смысле определяют проблемы общественной жизни,

именно они являются предметом содержания учебных дисциплин.

  • Ярко выраженный воспитательный характер образования.

(А.Тубельский, В. Прутченков и др.)

Гражданское образование в широком смысле  (Т.В.Болотина, С.Н.Тырин) целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной суммы знаний;  развитие чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства; воспитание у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; формирование у них способности к гражданскому действию (гражданской активности).

Гражданское образование в широком смысле (Т.В.Болотина, С.Н.Тырин)

  • целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной суммы знаний;
  • развитие чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства;
  • воспитание у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны;
  • формирование у них способности к гражданскому действию (гражданской активности).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!