СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных ууд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных ууд»

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Ключевые слова: групповая форма, коммуникативные универсальные действия, социальная ситуация, виды групповой формы работы.


GROUP WORK AS A MEANS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE UUD

Key words: group form, communicative universal actions, social situation, types of a group form of work.

Социально-экономические изменения и преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А для того, чтобы воплотить в реальность поставленную задачу, необходимо правильно организованное построение учебного процесса.[1]

Начальная школа является самоценной новой ступенью в жизни учащегося: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Если сравнивать учеников прошлых лет и нынешних, то можно сказать о том, что современные дети сильно отличаются. На сегодняшний день изменилась социальная ситуация развития детей: резко возросла информированность.

Для жизнедеятельности современных учащихся характерна ограниченность общения со сверстниками. Совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками, подвижные игры со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Данная проблема значительно затрудняет усвоение учениками системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий, эмоциональной отзывчивости.[2]

Больший процент современных учеников не участвуют в деятельности детских организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.

Сегодня учащиеся более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Вместе с тем не редко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.

Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих обучающихся, вследствие этого главным и необходимым условием является формирование коммуникативных умений.[1] Для развития коммуникативных универсальных учебных действий большое значение имеет организация групповой формы работы на уроке.

В системе обучения организация группового взаимодействия занимает важное место. Целевая направленность групповой работы – развитие мышления обучающихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения учебных задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, самое важное, в формировании рефлексивных способностей. 

Эффективность использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно доказывалась на практике. Этой теме посвящены работы педагогов: исследовательская разработка С. Танцорова «Групповая работа в развивающем обучении», А.Б. Воронцов «Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова».

В основе сегодняшних знаний о роли групповой работы в учебном процессе лежат исследования Ж. Ж. Пиаже, Л. С. Выготского и других заслуженных ученых, которые подчеркивают особую роль социального взаимодействия и взаимного личностного общения в процессе интеллектуального развития ребенка. Кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Исследования психологов показывают, что обучение в группах, благотворно влияет на развитие речи, повышает уровень знаний учеников по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами обучения.[3]

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка.

Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношений о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми.[4] Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьника.

Существует несколько видов групповой формы работы, применяемых на уроках русского языка в начальной школе. Итак, рассмотрим некоторые из них.[3]

Первая, и на наш взгляд, самая идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи является парная. Работая в паре, обучающиеся могут проверить выполненное задание друг у друга, закрепить полученные знания, повторить правила.

Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений.

Следующий вид работы- «Мозговой штурм».

обучения наиболее приемлем для групп, в состав которых входит не более 12 человек. Оптимальное время на проведение - максимум 30 минут.

«Плюсы» и «минусы» «мозгового штурма».

Положительные стороны:

- все учащиеся участвуют на равных позициях;

- возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;

- создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.

Недостатки:

- при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;

- возможно «зацикливание» на однотипных идеях.

Для того чтобы избежать подобного развития ситуации, учителю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики учащихся и объединять детей разного уровня подготовленности.

Третий вид групповой формы работы является «Зигзаг» или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Таким образом, групповая форма работы очень важна, поскольку она осуществляет формирование коммуникативных универсальных действий и повышает продуктивность получаемого материала.

Литература

  1. Богоявлениский Д.Н. Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 2010. - 347 с.

  2. Организационные формы обучения./ Под ред. Ю. А. Малеванного. – Киев, 1991.

  3. Харламов И.Ф. Педагогика - М., 2004.

  4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М., 1990 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!