ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Ключевые слова: групповая форма, коммуникативные универсальные действия, социальная ситуация, виды групповой формы работы.
GROUP WORK AS A MEANS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE UUD
Key words: group form, communicative universal actions, social situation, types of a group form of work.
Социально-экономические изменения и преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А для того, чтобы воплотить в реальность поставленную задачу, необходимо правильно организованное построение учебного процесса.[1]
Начальная школа является самоценной новой ступенью в жизни учащегося: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Если сравнивать учеников прошлых лет и нынешних, то можно сказать о том, что современные дети сильно отличаются. На сегодняшний день изменилась социальная ситуация развития детей: резко возросла информированность.
Для жизнедеятельности современных учащихся характерна ограниченность общения со сверстниками. Совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками, подвижные игры со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Данная проблема значительно затрудняет усвоение учениками системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий, эмоциональной отзывчивости.[2]
Больший процент современных учеников не участвуют в деятельности детских организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.
Сегодня учащиеся более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Вместе с тем не редко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.
Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих обучающихся, вследствие этого главным и необходимым условием является формирование коммуникативных умений.[1] Для развития коммуникативных универсальных учебных действий большое значение имеет организация групповой формы работы на уроке.
В системе обучения организация группового взаимодействия занимает важное место. Целевая направленность групповой работы – развитие мышления обучающихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения учебных задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, самое важное, в формировании рефлексивных способностей.
Эффективность использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно доказывалась на практике. Этой теме посвящены работы педагогов: исследовательская разработка С. Танцорова «Групповая работа в развивающем обучении», А.Б. Воронцов «Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова».
В основе сегодняшних знаний о роли групповой работы в учебном процессе лежат исследования Ж. Ж. Пиаже, Л. С. Выготского и других заслуженных ученых, которые подчеркивают особую роль социального взаимодействия и взаимного личностного общения в процессе интеллектуального развития ребенка. Кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Исследования психологов показывают, что обучение в группах, благотворно влияет на развитие речи, повышает уровень знаний учеников по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами обучения.[3]
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка.
Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношений о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми.[4] Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьника.
Существует несколько видов групповой формы работы, применяемых на уроках русского языка в начальной школе. Итак, рассмотрим некоторые из них.[3]
Первая, и на наш взгляд, самая идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи является парная. Работая в паре, обучающиеся могут проверить выполненное задание друг у друга, закрепить полученные знания, повторить правила.
Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений.
Следующий вид работы- «Мозговой штурм».
обучения наиболее приемлем для групп, в состав которых входит не более 12 человек. Оптимальное время на проведение - максимум 30 минут.
«Плюсы» и «минусы» «мозгового штурма».
Положительные стороны:
- все учащиеся участвуют на равных позициях;
- возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;
- создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.
Недостатки:
- при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;
- возможно «зацикливание» на однотипных идеях.
Для того чтобы избежать подобного развития ситуации, учителю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики учащихся и объединять детей разного уровня подготовленности.
Третий вид групповой формы работы является «Зигзаг» или метод пилы.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Таким образом, групповая форма работы очень важна, поскольку она осуществляет формирование коммуникативных универсальных действий и повышает продуктивность получаемого материала.
Литература
-
Богоявлениский Д.Н. Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 2010. - 347 с.
-
Организационные формы обучения./ Под ред. Ю. А. Малеванного. – Киев, 1991.
-
Харламов И.Ф. Педагогика - М., 2004.
-
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М., 1990 г.