Групповая работа
Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых технологий. Одной из таких технологий является обучение в группах через сотрудничество. Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава группы.
Чтобы учебные группы успешно работали целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга. Ученики с высокими учебными возможностями при самостоятельной работе, как правило, успевают выполнить задание за более короткий срок, благодаря чему у них находится время для оказания помощи товарищам. Совместно анализируя материал, решая задачи, они все достигают более высоких результатов. Сильный ученик, успешно справляясь с заданием, попутно помогает менее способному уяснить непонятное, наблюдая за его работой, предупреждает появление ошибок, в результате он сам усваивает материал глубже, основательнее. Оправдывают себя группы из четырёх человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.
В ходе работы в группах ученики лучше узнают друг друга. Иногда возникают трения между ними, появляются желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных групп формируется постепенно. В большинстве групп состав остаётся стабильным в течение учебного года. Учащиеся привыкают друг к другу, чувствуют локоть товарища в совместной работе. Это доставляет им удовольствие.
Командиров групп (консультантов) с согласия детей я назначаю сама. Ими становятся учащиеся, хорошо усваивающие материал по предмету, отличающиеся собранностью и требовательностью к себе. С их помощью получаю информацию об усвоении каждым учеником изучаемого материала.
На мой взгляд, групповая работа наиболее результативна в плане формирования у школьников обязательных результатов обучения, а также развития творческих способностей каждого ученика . Каждая группа получает карточку с заданиями. Ученики в группе приступают к работе. В случаях затруднения плохо подготовленному, слабоуспевающему ученику оказывают помощь среднеуспевающие и хорошо успевающие ученики. Всю работу в группе организует ответственный консультант. Когда все задания выполнены, ответственный консультант оценивает деятельность каждого ученика в группе. При этом учитываются: 1) правильность выполнения каждого задания; 2) уровень самостоятельности. Следующий этап – отчёт групп о проделанной работе. Отметка за работу выставляется в виде дроби: в числителе – оценка ответственного консультанта, в знаменателе – результат самоанализа и самооценки учащегося.
Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.
Как показывает практика, систематическая организация групповой работы учащихся способствует глубокому усвоению учебного материала: ученик, проговаривая информацию, лучше ей усваивает. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения. Следует чаще создавать ситуацию «успеха». При изучении нового материала учитель старается учебный материал на достаточно строгом научном уровне, доступно, но не все учащиеся воспринимают и осмысливают его объяснения. Ученики имеют разные способности, некоторые из них имеют большие затруднения при изучении нового материала. Чтобы помочь таким учащимся, а также, чтобы развить творческие возможности более способных учеников и проводится групповая работа на уроках математики.
Конспект учебного занятия
Тема:
«Как построить график функции y=f(x+m), если известен график функции y=f(x)».
Выполнила: Зайцева Е.С.
учитель математики
МОУ СОШ №9 г.Аши
1 квалификационная категория
Аша 2020 год
Предмет: | Алгебра |
Класс: | 8 |
Место занятия в структуре образовательного процесса: | Урок по плану |
Тема урока по учебно-тематическому плану: | Как построить график функции y=f(x+m), если известен график функции y=f(x). |
Номер урока по теме: | № 1 |
Форма урока: | Комбинированный |
Оборудование: | Мультимедиа комплекс, ЦОР |
Цели: | ОБУЧАЮЩИЕ: научить строить график функции y=f(x+m), если известен график функции y=f(x). РАЗВИВАЮЩИЕ: РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ, ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ, РЕЧЬ, СМЕКАЛКУ, УМЕНИЕ САМОПРОВЕРЯТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ОШИБКИ; РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ О графиках, ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ, РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: ВОСПИТЫВАТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ГРУППАХ, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ТОВАРИЩА. |
Задачи: | Совершенствовать умение строить графики функций. |
Ожидаемые результаты: | Знание правил построения графиков функций вида y=f(x+m). Умение применять их при решении упражнений. |
Этапы урока:
№ | Этапы | Время |
1 | Организационный момент | 2 мин. |
2 | Повторение изученного материала | 3 мин. |
3 | Изучение нового материала (работа в группах) | 10 мин. |
4 | Закрепление и углубление изученного материала | 15 мин. |
5 | Самостоятельная работа | 8 мин. |
6 | Итог урока | 2 мин. |
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ. РЕБЯТА, СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ научимся строить график функции y=f(x+m), если известен график функции y = f(x). Зная вид графика некоторой функции, можно при помощи геометрических преобразований построить график более сложной функции. Вспомним, что является графиком функций у = х², У=
, у=|х|,
у =
.
Постройте графики функций вида у = (х-2)² и у = (х+3)².
Ребята выполняют данное задание по группам. Группы № 1, 3, 5, 7 строят график первой функции, а № 2,4, 6, 8-график второй. Учитель контролирует выполнение задания, оказывает посильную помощь. Группа, выполнившая задание первой, объясняет его всему классу.
(НА ДОСКЕ СПРОЕЦИРОВАН СЛАЙД 1).
УЧИТЕЛЬ. Посмотрим как выглядит график функции вида у = (х+3)².
(НА ДОСКЕ СПРОЕЦИРОВАН СЛАЙД 2).
Учитель формулирует правило построения графика функции y=f(x+m), если известен график функции y = f(x). Ребята отмечают его в учебнике (стр.109).
(НА ДОСКЕ СПРОЕЦИРОВАН СЛАЙД 3).
Для закрепления материала учитель на доске строит график функции У =
.
Самостоятельно по вариантам ученики выполняют №19.9(в),19.10(г).
Затем идёт взаимопроверка решений по заранее подготовленным рисункам с обратной стороны доски.
Учитель подводит итог урока, комментирует домашнее задание.
Дома: §19 №5-10(а).