Доклад на заседании МО
Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы
Подготовила Любимская Оксана Романовна
Меня, как и всякого учителя, постоянно волнует вопрос: почему один и тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на лету, а другим требуется на это не урок и не два.
Как сделать так, чтобы сильные не сидели без дела, не топтались на месте, а учащиеся средних способностей не только не отставали, но и поверили в свои силы, почувствовали интерес к предмету.
Среди множества активных форм обучения мне хочется остановиться на групповой форме работы и не только потому, что 20 лет назад я начинала эту работу, по крупицам собирая материал по этой теме, пробуя его на практике, а больше из-за того, что удельный вес и степень самостоятельности учащихся увеличен, развиваются творческие способности каждого.
Хочу остановиться на психологических особенностях работы учителя. Основная, традиционная, деятельность учащихся в школе – учение – планируется и осуществляется нами, педагогами, в форме индивидуальной и фронтальной работы.
Результаты индивидуальной работы (сочинения, диктанты, самостоятельные работы, экзамены) полностью зависят от усилий лишь данного конкретного школьника. Более того, в условиях традиционных форм обучения нередко неудачи одних учеников невольно создают благоприятный фон для проявления успехов других. Такая деятельность учащихся является коактивной, т.е. постоянной по принципу «рядом, но не вместе», и не предполагает совместных усилий и взаимопомощи, даже если цели и задачи работы всех исполнителей идентичны. Скорее наоборот, возможности сотрудничества здесь резко ограничиваются самим педагогом.
В условиях фронтальной работы на уроке так же, как и в ситуации индивидуальной деятельности, успех каждого школьника не предполагает в качестве обязательного условия успех его товарищей. По существу фронтальная работа представляет собой один из вариантов индивидуальной деятельности школьников, лишь тиражированной по числу учеников в классе.
Поэтому психологи считают наиболее эффективной учебную деятельность, организованную по групповому принципу. По сравнению с традиционной индивидуальной и фронтальной формой обучения групповая деятельность учащихся на уроке в качестве необходимого условия предполагает повышение роли педагога в организации всего учебно-воспитательного процесса. Это определяет и резко возрастающий объем работы учителя, и качественное ее усложнение. С одной стороны, необходима специальная подготовка учебного материала и разработка оригинальных методик проведения урока, а с другой – важна и собственно психологическая сторона проблемы, т.е. организация взаимодействия учащихся. В связи с этим при формировании учебных грум и непосредственной работе с ними учитель должен учитывать целы ряд самых разнообразных факторов.
1. Подбор состава учебной группы целесообразно осуществлять с учетом уровня реальных знаний школьников и их успеваемости, зафиксированной не только в журналах и дневниках, но и в сознании их одноклассников. В то же время не вызывает сомнения и тот факт, что даже таких важных данных, как успеваемость, недостаточно для решения вопросов, связанных с персональным комплектованием группы. Педагог должен учесть характер взаимоотношений учащихся, их симпатии или антипатии, мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству. Я даже учитывала место жительства ученика, чтобы и дома заболевший ученик мог рассчитывать на помощь группы. 2. Выбор консультанта, ответственного за работу в группе. В педагогическое среде до сих пор бытует давно сложившееся представление о том, что наиболее благоприятную позицию в этом плане занимают отличники. Это достаточно распространенное мнение на самом деле отражает упрощенное видение ситуации, особенно в старших классах. Отношение одноклассников к отличникам неоднозначно. В большинстве случаев, отмечая их способность к самоорганизации, высокий уровень знаний, устойчивость учебных мотивов, одноклассники и сам учитель видят их склонность к обособлению, стремление ограничить контакты с менее успевающими школьниками. Педагогические исследования показали, что факт высокой успеваемости отличника определяющим образом не влияет на взаимоотношения в ученической группе. В ходе одного из специально организованных экспериментов выяснилось, что авторитетный партнер повышает учебную активность одноклассника, если последний в свою очередь считает себя значимым в его глазах. Консультант и его группа (обычно 4-5) должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Если, к примеру, одни члены группы считают, что задача, поставленная перед ней, невыполнима или что руководитель группы неспособен обеспечить ее выполнение, а другие члены группы придерживаются противоположного мнения, то ни о какой сплоченности группы не может быть и речи. Мы даже выработали «свод» правил консультанта и членов группы. Среди них: - не уклоняться от ответственности, если виноват; - не перекладывать вину «с больной головы на здоровую.»; - не приписывать себе успех; - не ссылаться на «объективные обстоятельства» и др. 3) Какие виды работ можно решить в группе? Многие. Главное: определить оптимальность и эффективность. Есть уроки, где групповая форма присутствует только при проверке домашней работы, есть уроки полностью идущие в группе, а иногда я за целый урок ни разу не скажу: «Сейчас мы работаем по группам». Все зависит от темы урока, цели, которая стоит перед учителем и его учениками, места урока в системе изучения проблемы, типа урока, формы обучения. Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках русского языка и литературы из моей «методической копилки». 1. Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д. Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее. «пол» «оса» «яр» «марка» Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое. «боб» + «уста» = суббота «ива» + «карп» = крапива «Вырасти дерево», где каждый член группы должен на веточке написать однокоренное слово. Чье дерево пышнее, гуще? Нравится учащимся 5-6 кл. орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного повторения. Например, повторяет тему «ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась тема ь в существительных, второй группе – ь в глаголах, третьей группе – ь в наречиях и т.д. Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время побольше примеров привести. Ошибка – минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам. Благодатный материал для групповых игр дает «Лексика» и «Фразеология». Это и шарады, анаграммы, «Спрятанные слова» («Звездный час»), кроссворды, чайнворды. «Кто быстрее и больше». В этой игре выигрывает тот, кто быстрее и больше вспомнит фразеологизмы, в которых встречаются слова «голова», «ноги», «глаза», «нос». (Карточки со словами консультанты выбирают у учителя, не видя самих слов.)
«Аукцион» - в этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречается: - названия животных, птиц, насекомых; - имена собственные; - числительные. Особой популярностью у моих пятиклассников пользуются живые игры при морфемном разборе. Каждая группа имеет набор карточек с условными значками морфем. При чем приставок и суффиксов по 3-4 карточки, корень (2), окончание 1-2. Даю слово, например, «преподаватель» или «перераспределение». Группа должна выстроиться, согласно морфемному составу.
Можно дать одно слово для всех групп, кто сделает быстрее и качественнее морфемный разбор, можно давать каждой группе свое слово. Слова обычно беру посложнее. самолетостроение
пятидесяти
Полезно спросить у «живых морфем» о своем значении. 2. Очень часто провожу по группам развитие речи. Это и небольшие сочинения-миниатюры по картинам. В 7кл. преобладает описание. Поэтому над картинами с различными костюмами (тема «Описание одежды»), спортивные сюжеты (тема «описание спортивных действий»), учащиеся работают сообща, выбирая наиболее удачный вариант описания. Или работа над редактированием текста, восстановлением авторского оригинала также хорошо идет в группе. Дается текст, где учащиеся должны восстановить нужные фразеологизмы, чтобы получить авторский (слова для справок можно дать, а можно усложнить задание, исключив слова для справки.) Дается стихотворный текст с пропущенными словами, их нужно восстановить.
Например, вставить на месте пропуска фразеологизмы и вы получите отрывок из повести Коринца «Там вдали, за рекой».
- Подрастай скорей, - говорит мне дядя, - и мы с тобой пройдем огонь, воду и медные трубы.
- Какие трубы? – переспросил я.
- Медные, - ответил дядя.
- Во дворе не медная труба, а я залезал в нее.
- В том-то и дело.
- А медные где?
- Везде.
- За городом? В лесу? В поле?
- Вот именно! – кричал во все горло дядя.
- А на море?
- О! И на море.
- А в небе?
- В небе видимо-невидимо.
- А как их найти? – спрашивал я.
- Их не ищут, ищут смысл жизни. Ищут свое счастье, чтобы насыпать ему соли на хвост.
- А как ему насыпать соли?
- Надо пройти огонь, воду и медные трубы.
Я тоже хотел найти свое счастье.
И _________. И пройти _____________. Но как это сделать?
В стихотворении Р. Рождественского пропущено одно и то же слово – глагол настоящего времени 3 лица. Определите его. Какой прием художественной стилистики использовал поэт?
Это в памяти остается,
Повторяется, как молва;
сердце бьется,
армия бьется.
Одинаковые слова.
Одинаковые глаголы –
Неслучайные наверняка.
Одинаковые законы
И у сердца, и у полка.
Говорится, словно поется,
С интонацией вихревой,
бьется армия,
Сердце бьется,
бьется знамя над головой!
Многозначность слова.
А уж такие темы речи, как диалог, составление ролевых диалогов – игра «Щенок», «В магазине», «В библиотеке», «В автобусе», вежливые слова, речевой этикет – без групповой формы просто даже и не представляю.
3. И в младшем, и в среднем звене очень часто работаем в группе с текстом. Задание здесь может быть и общим, и разной трудности, где каждый выполняет свою работу, но результат (оценка) зависит от каждого. Консультант еще должен проверить выполненное, прежде чем сдаст текст учителю.
Например, в 8 классе, изучая тему «Вводные слова», учащиеся получили следующие задания по тексту из рассказа Тургенева «Певцы».
- Какие значения вносят вводные слова?
- Построить схему 1 предложения?
- Расставить знаки препинания и сделать пунктуационный разбор всего текста.
Можно в работу включить несколько групп, предварительно уточнив роль каждой.
В 7 классе при закреплении темы «Служебные части речи» на доске был записан текст с пропуском союзов, частиц, предлогов. Каждая группа представляла свою служебную часть речи, а одна не (повторение правила). Они и должны были «встать на место».
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть (не)скудеющая сила,
Есть и (не)тленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет (не)земных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
частица союз предлог
4. Использую для работы в группе и домашние задания. Например, во время изучения «Служебных частей речи» в 7 кл. : подготовить для взаимодиктанта словосочетания с производными предлогами, словосочетания «Не: слитно, раздельно» и т.д. А на следующем уроке ребята будут диктовать их друг другу в группе или всему классу.
Готовим дома и занимательные, «олимпиадные» вопросы, чтобы при обобщении знаний по теме одна группа задала их другой.
- Какую частицу боятся, хотя она и не ядовитая? (уж)
- Какую разговорную частицу можно заваривать и пить? (чай)
- Из каких двух предлогов можно создать литературное произведение? (проза)
- Какой союз может быть и частицей, и словом-предложением? (да)
-Употребите правильно предлоги в словосочетаниях?
выехать (с, из) города
выехать (с, из) Украины
приехать (с, из) Дальнего Востока
выйти (с, из) трамвая
Часто домашнее задание проверяет консультант с помощью контрольной полоски. Учащиеся дома выполняли упражнение № 727 на тему «Н и НН в различных частях речи». Консультант на уроке диктует им слова из домашнего упражнения на это правило, а они записывают нужное количество букв в контрольную полоску. Можно пользоваться и домашней тетрадью, можно добавить в диктовку несколько слов на это правило. В результате – очень быстрая проверка, т.к. у консультанта есть «ключ», заранее составленный. Есть и возможность сразу увидеть ошибку, остановиться на этом слове, вспомнить правило, устранить пробел.
5. На уроке контроля ввожу тестовые задания по группам и работу по контролирующим программам разной степени трудности. Предварительно прорабатываю эти программы с консультантами, т.к. именно на них ляжет контроль за знаниями учащихся на уроке. Консультантам придется сдать все программы от А до Д, т.к. они должны быть готовы не только проверить, но и помочь, направить на верное решение. Такие программы есть у меня для всех классов по всем основным разделам русского языка.