СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я и мир профессий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Я и мир профессий"

Просмотр содержимого документа
«Я и мир профессий»













«Я и мир профессий»

классный час профориентационной направленности для обучающихся 9-го класса






















Составила: Моисеева Антонида Николаевна,

классный руководитель, учитель истории

и обществознания.

МБОУ «Варзи-Ятчинская СОШ»













2016-2017 учебный год



Цели:

1) Познакомить учеников с миром профессий;

2) Дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения.

3) Стимулировать интерес обучающихся к миру профессий.

Задачи:

1) Формировать у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни;

2) Помочь обучающимся выявить свою профессиональную направленность;

3) Расширить знания учеников о мире профессиональной деятельности;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии;

5) Познакомить с Атласом новых профессий.

Форма: групповая работа

Тип классного часа: игра, тренинг.

Материал: групповые папки с заданиями, звездочки, жетоны, карточки с изображением «Корзины», «Мясорубки» и «Чемодана», презентация, музыка, фломастеры, клей, секундомеры (часы).


Время: 45 мин.

Ход классного часа

1. Организационный момент (4 минуты)

Учитель: Ребята, здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, мысленно подарите добрые слова, пожелайте удачи. Мы начинаем классный час.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Но сначала, так как мы будем работать в группах, давайте определимся с ролью каждого члена группы. Я вам предлагаю в течение минуты распределить следующие роли: Лидер, секретарь-оформитель, таймер, оратор.

Лидер – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы.

Секретарь-оформитель – записывает идеи и результаты работы, занимается их оформлением, отвечает за групповую папку.

Оратор (спикер) – рассказывает о результатах работы группы всем остальным

Таймер- следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько ещё осталось. (Приложение 1)

(В течении минуты ребята распределяют роли)

(слайд 1)

Учитель: Поднимите руки лидеры, секретари, ораторы, таймеры.

Конечно же без правил деятельность группы не сложится. Для работы в группах я вам предлагаю соблюдать следующие правила (дети по цепочке читают правила):

  1. Будьте внимательны друг к другу.

  2. Активно участвуйте в обсуждении вопросов.

  3. Прислушивайтесь к мнению товарищей.

  4. Не стесняйтесь высказывать свое мнение.

  5. Контролируйте свои действия. (Приложение 1)

(слайд 2)

2. Мотивация занятия (1 минута) (слайд 3)

Учитель: Итак, роли распределены, правила установлены, начинаем работу.

Ребята, посмотрите на экран. Что объединяет людей, изображенных на экране? (профессии)

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на Классном часе? (о профессиях)

Учитель: Тема нашего классного часа: «Я и мир профессий»

Поставьте цель нашего занятия. (расширить свои знания о профессиях, познакомиться с новыми профессиями)

3. Основная часть (30 минут)

(слайд 4)

Учитель: Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Что же такое профессия? (слайд 5) (это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития)

Учитель: Ребята, легко ли ориентироваться в современном мире профессий? (да, аргументируют свой ответ).

Учитель: Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем. Для того чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в самих себе, в своих склонностях и способностях. Во-вторых, в настоящее время в мире насчитывается свыше 50 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с миром профессий необходимо.

Поднимите руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

(дети поднимают руки)

Учитель: Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.

Учитель: Пришло время для первого задания. Секретарь каждой команды достает из папки карточку с заданием «Закончите предложение» (приложение 2). Ознакомьтесь с четырьмя предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось. На задание дается три минуты. (таймеры команд следят за временем)

Предложения (слайд 6):

  1. Люди работают ради...

  2. Настоящий труд - это...

  3. При выборе профессии люди часто не учитывают...

  4. В любом профессиональном труде самое важное...

(По истечению времени Ораторы зачитывают составленные варианты предложений)

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков (слайд 7)

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

Учитель: Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Сейчас пришло время для нового задания. Секретари, достаем из папок карточки с заданием «Назови профессию», а также карточки с названиями профессий, которые вы должны разбить на группы:

1) Почти или совершенно исчезли;

2) Появились только в XX веке;

3) Появятся в будущем. (Приложение 3)

слайд 8

Учитель: Для работы вам понадобится клей, с помощью которого к каждой позиции вы подклеите подходящую профессию. На задание дается 4 минуты. Таймеры, не забываем следить за временем.

(ребята выполняют задание, фоном звучит музыка)

Учитель: Итак, проверяем, что у вас получилось. Давайте сделаем так, каждая команда будет отчитываться по одной позиции, все остальные сверяют.

( 1) Почти или совершенно исчезли: конюх, ключник, трубочист, кучер, фонарщик, пряха, белошвейка, шорник, почтмейстер, купец.

2) Появились только в XX веке: программист, оператор ЭВМ, менеджер, ассистент, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр, машинист,

3) Появятся в будущем: генетический консультант, архитектор виртуальности, дизайнер эмоций, проектировщик домашних роботов, космогеолог, менеджер космотуризма, разработчик киберпротезов и имплантатов, агрокибернетик, медиаполицейский, проектировщик личной безопасности)

Правильные ответы на Слайде 9

Учитель: Молодцы! Все справились!

Учитель: Профессии, которые вошли в группу профессий будущего, я взяла из Атласа новых профессий - это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты и какие новые специалисты потребуются работодателям. (слайд 10)

Ребята, предположите, какие отрасли будут активно развиваться в ближайшем будущем? (медицина, сельское хозяйство, изучение космоса, мир виртуальной реальности, роботизация и т.п.)

Учитель: Подробнее познакомиться с данным атласом вы можете по сайту, указанному на экране http://atlas100.ru

Учитель: А сейчас давайте познакомимся еще с некоторыми видами профессий из данного Атласа, которые будут востребованы в будущем.

Слайд 11

Оператор медицинских роботов (Специалист по программированию диагностических, лечебных и хирургических роботов)

Разработчик киберпротезов и имплантатов. Будет заниматься разработкой функциональных искусственных устройств (киберпротезов) и органов, совместимых с живыми тканями. Эта сфера развивается очень быстро – разрабатываются имплантаты-электростимуляторы для парализованных пациентов, относительно недавно появился биоимплантат, работающий как искусственный глаз, а протезы конечностей выполняют все более сложные функции.

Слайд 12.

Проектировщик домашних роботов (Специалист, занимающийся разработкой и программированием домашних роботов (например, робот-сиделка, робот-уборщик, робот для выгуливания собак и др.), которые облегчают ведение домашнего хозяйства. Такие роботы имеют свободу перемещения и могут выполнять сложную домашнюю работу.)

Космогеолог (Специалист, который занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на Луне и астероидах.)

Учитель: Ребята, вам кто-то дает советы в выборе профессии? Хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы - современные люди XXI века - попадаете на ... необитаемый остров! (слайд 13)

На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья... А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки...

Ваша задача: каждая команда составляет список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове. Секретари, достаем из папки задание с названием «Необитаемый остров» (Приложение 4), таймеры не забывают следить за временем, на задание дается 3 минуты. Поехали!

(на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий. По истечению времени оратор одной группы отчитывается, остальные группы дополняют).

Учитель: Посмотрите, ребята, сколько профессий необходимо освоить, чтобы выжить человеку.

Учитель: А вы знаете, что люди многих профессий носят форменную одежду? Приведите примеры? (врач, полицейский, пожарный). А на форменной одежде почти всегда есть форменные пуговицы. Эти пуговицы отличаются от обычных тем, что на них что-то изображено. У кого на пуговице изображен якорь? (у моряков), крылышки? (у летчиков), парашют? (у десантников).

Слайд 14

Учитель: Сейчас еще одно творческое задание. Секретари, достаем карточки с заданием «Форменная пуговица»

Попробуйте нарисовать эскиз этих пуговиц для «Юриста», «Повара», «Учителя». Профессии указаны на ваших карточках. При защите эскизов, нужно пояснить, почему вы именно это решили изобразить. На задание дается 3 минуты.

(По истечению времени ребята защищают свои работы)

Учитель: Ребята, для того, чтобы выбрать подходящую профессию, необходимо учитывать ваши склонности, черты характера, способности, умения…В следующем конкурсе мне нужно по одному представителю от каждой команды. А вы можете выполнять это задание на листочках. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с. (слайды 15-17)

(Для начала можно показать свой пример Человечка (сл. 16). Далее дети рисуют фигурки.)

Учитель: Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тесту:

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5-4 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Четвертый тип: 2-1 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности.

4. Подведение итогов. (1 минута)

Учитель: Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны.

Вам ещё придётся много учиться, прежде чем вы окончательно решите выбрать профессию. Но главное вы должны помнить, что всегда надо оставаться хорошими и добрыми людьми. Как поется в одной песне: «Самая главная в жизни профессия-быть человеком» (звучит песня)

5. Рефлексия. (9 минут)

Учитель: Наверное, каждый из вас видя падающую звезду загадывает желание. (слайд 18) К вам на парты упали с неба звёздочки. Сейчас вы на ней напишите ту профессию, которую вы бы хотели иметь в будущем, о которой вы мечтаете. И пусть ваше желание сбудется.

Слайд 19.

А сейчас я вам предлагаю оценить классный час. Каждый из вас получил жетон. Вы наверно уже заметили три предмета, вывешенных на доске. Ваша задача определиться, как вы поступите с информацией, которую получили на уроке. Если вы всё готовы забрать с собой, вам это пригодится в дальнейшем, то кладете жетон в чемодан. Если информация пригодится, но вы её ещё переработаете, то кладете в мясорубку, а если всё оказалось бесполезным, всё готовы выбросить, то кладете в мусорную корзину. По желанию можно будет объяснить свой выбор. (ребята кладут жетоны в соответствующий файл, объясняют свой выбор)

Учитель: На этом классный час подошел к концу. Всем спасибо за активность! До свидания!


Интернет-ресурсы, полезные ссылки:

1. http://psyholog-praktik.ru/testyi/test-risunok-cheloveka-iz-geometricheskih-figur

2. http://atlas100.ru/

3. http://festival.1september.ru/articles/508231/













Приложение 1

РОЛИ В ГРУППЕ

Лидер – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы.

Секретарь - оформитель – записывает идеи и результаты работы, оформляет их

Оратор (спикер) – рассказывает о результатах работы группы всем остальным

Таймер- следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько ещё осталось.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

Будьте внимательны друг к другу.

Активно участвуйте в обсуждении вопросов.

Прислушивайтесь к мнению товарищей.

Не стесняйтесь высказывать свое мнение.

Контролируйте свои действия.



Приложение 2

Закончите предложение

1. Люди работают ради...

2. Настоящий труд - это...

3. При выборе профессии люди часто не учитывают...

4. В любом профессиональном труде самое важное...


Приложение 3

«Назови профессии»

A) почти или совершенно исчезли;


Б) появились только в XX веке;


В) Появятся в будущем




конюх, ключник, трубочист, кучер, фонарщик, пряха, белошвейка, шорник, почтмейстер, купец. программист,

оператор ЭВМ, менеджер, ассистент, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр,

машинист, генетический консультант,

архитектор виртуальности, дизайнер эмоций, космогеолог,

менеджер космотуризма,

агрокибернетик, медиаполицейский,

разработчик киберпротезов и имплантатов,

проектировщик личной безопасности,

проектировщик домашних роботов.


Приложение 4

«НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Однажды вы попали на необитаемый остров. На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья... А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки... Ваша задача: составьте список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!