СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Я - эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта игра даст детям:

-поразмышлять о вреде, который человек наносит природе;

-возможность проявить себя в качестве защитника природы;

-развивать стремление охранять окружающую среду.

Просмотр содержимого документа
«Игра "Я - эколог"»


Игра «Я – эколог»

Цели:

-дать возможность детям проявить себя в качестве защитника природы;

-дать возможность поразмышлять о вреде, который человек наносит природе;

-развивать в детях стремление охранять окружающую среду.

Оформление, оборудование и реквизиты:

-шестигранный кубик с цифрами на гранях от 1 до 6;

-6 конвертов, на которых написаны экологические проблемы, задания.

  1. Эколого - математические задачи:

  2. Каштан очищает городской воздух от выхлопных газов. В Москве растет 10 тысяч каштанов, а в Киеве в 5 раз больше. Сколько каштанов растет в Киеве? (50 тысяч)

  3. Гусеница может съесть 30 листьев за сутки. Сколько листьев могут съесть 10 гусениц, 100 гусениц за это же время? (300, 3000)

  4. В 1984 г. в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? (193)

  5. С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого — на 12 кг больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев? (92)

  6. Высота березы 20 м, а дуба — 30 м. На сколько метров береза ниже, чем дуб? (10)

  7. Из 1 т тряпья при переработке получают 600 м ткани. Сколько метров ткани можно получить из 25 т тряпья? (15000)

  8. Для образования в природе слоя почвы толщиной 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2 000 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 12 см? (4800)





2. Творческие экологические задачи

Задача 1. Волки, ау!

Перед учеными-экологами стояла задача: определить численность волков, живущих на определенной территории. Но как это сделать? Регистрировать животных по их следам – традиционным способом – слишком долго и дорого.

Предложите другой, более современный способ решения этой задачи.

Ø Кстати

Говорят, что волки воют на луну. В действительности же волки воют в любое время суток, но чаще всего - в вечерние часы, в период своей наивысшей активности. И воют они, когда им нужно обозначить свои владения, или собрать членов своей стаи на охоту, или чтобы найти потерявшегося собрата, - независимо от того, светит луна или нет.

(Ответ к задаче. Ученые использовали высокочувствительную аппаратуру, способную регистрировать голоса волков. На вой, означающий на языке волков нечто вроде «Не появляйся здесь, эта территория наша!», волки отозвались ответным воем, который был записан и проанализирован. Это позволило с большой точностью определить их численность на данной территории.)

Задача 2.

Нередко можно услышать: «Неужели современная наука не может найти средство для уничтожения комаров, ведь от них столько неприятностей человеку и животным. Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно поступит человек, если им воспользуется? (Нет. Комары занимают определенное место в сообщество организмов. Взрослыми особями питаются птицы, личинками и куколками – водные животные. Даже погибшие комары приносят пользу – обогащают почву микроэлементами.)

Задача 3. Осушаем мы болото – гибнет лес из-за чего-то…

Из-за осушения болот страдают леса, и не только близлежащие, но и удаленные от болот на десятки километров. Вот что, например, рассказывают в Беловежской Пуще: «Партия в 50-е годы 20 века бросила клич: мелиорировать полесье. Сказано – сделано: провели каналы, осушили заболоченные земли. Но после проведения мелиоративных работ начала сильно болеть ель в Пуще – огромные участки леса поражались короедом-типографом. С тех пор прошло 50 лет, а Пуща до сих пор не оправилась – болеет».

Почему страдают леса, хотя мелиоративные работы проводят на болотах?

Ø Кстати. В Белоруссии около 2,5 миллиона гектаров неосушенных болот (12 % территории) и 450 тысяч гектаров песков. Эти 450 тысяч гектаров образовались в основном по двум причинам. Во-первых, из-за осушения болот, а во-вторых, из-за слишком интенсивной эксплуатации осушенных торфяников. В отличие от черноземов и даже просто суглинков торфяники относятся к почвам, которые чрезвычайно легко подвергаются ветровой эрозии. Обработка таких почв требует особой, нетрадиционной технологии, однако это стало ясно уже после того, как значительная территория бывших болот была загублена. Затраты на осушение болот неоправданны ни экономически, ни экологически. Болота – регуляторы климата, кладовые пресной воды, при их осушении гибнут плантации клюквы. (Уровень подземных грунтовых вод в лесу опускается и становится таким же, как уровень вод на осушаемых участках, - действует закон сообщающихся сосудов. Это ведет к осушению леса. Деревья ослабевают, начинают болеть, лес может даже погибнуть.)



3. Экологическая задача:

1. По И. Соколову -Микитову "Русская зима"

Условие: Счастливому лыжнику иногда удаётся поднять спрятавшихся в снежных лунках тетеревов. Один за другим в алмазной снежной пыли вылетают птицы из глубокого снега. Остановишься, любуясь дивным зрелищем.

Вопрос: Зачем тетерева прячутся в снежных лунках?

Решение: В студёные зимние дни тетерева, падая с берёз, зарываются в снег, в глубокие лунки. Тем самым спасая себя от сильных морозов. Снег для птиц выполняет функцию одеяла, удерживая собственное тепло их тела.

2. По И. Соколову -Микитову "Март в лесу"

Условие: В богатствах календаря русской природы март числится первым месяцем весны, радостным праздником света. Но по народному меткому слову, ещё "зима зубы показывает".

Вопрос: Почему в народе так говорят: "В марте зима зубы показывает"?

Решение: По календарю весна начинается в марте, дни становятся длиннее, солнце начинает пригревать, но не редко, в марте, возвращаются крепкие морозы.

3. По Н. Сладкову "Шишка"

Условие: Простая еловая шишка для обитателей леса всё равно что для нас с вами коробка с желанными конфетами.

Вопрос: О каких жителях леса идёт речь и почему шишка для них так желанна?

Решение: Для многих лесных обитателей семена шишки являются любимым лакомством. Это и клесты, и дятлы, и белки, и зяблики, и синицы. Одни вскрывают шишку самостоятельно, а другие ждут, когда шишка сама откроется.

4. По Н. Сладкову "Крот"

Условие: -Судить тебя будем, Крот!- сказала сорока. -Не виноват ! - хрюкнул Крот. - Ни перед землёй, ни перед небом! - Виноват!- сказала сорока. - Перед людьми виноват! Ты зачем в цветниках и парках корни подкапываешь? Отвечай! А картошку и морковку зачем в огородах грызёшь, зачем? Грызёшь или нет, Отвечай!

Вопрос: Виноват ли крот ? Что он может ответить сороке?

Решение: Крот не виноват в том, в чём его обвиняют. Крот - насекомоядное животное, он не питается овощами и корнями. А корни подкапывает для того, чтобы поедать вредных жуков и личинок, которые наносят гораздо больший вред садовым культурам, чем крот. А крот, при этом, ещё и землю рыхлит.

5. По Н. Сладкову "Вредитель"

Условие: С утра стучит в лесу... пишущая машинка! Это трудяга дятел отчёты о своих делах печатает. У него ни дня без строчки. Так старается, что только щепки летят! Печатай, печатай, говорю ему, чтобы всем видно было, какой ты, дятел, враг лесу, как ты деревья портишь. А я эти плакатики - "ДЯТЕЛ- ВРАГ ЛЕСА!"- по самым видным местам развешу.

Вопрос: Справедливо ли обвинили дятла в том, что он "Враг леса"?

Решение: Обвинение не справедливое. Дятел только зараженные, больные деревья долбит, насекомых-вредителей поедает. А выдолбит дятел дупло, в нем лесные птички гнездятся. Смело можно сказать- "ДЯТЕЛ- ДРУГ ЛЕСА!".

4. «Живущие в легендах».

Ведущий. Каждой команде по очереди я зачитываю легенду, а участники должны догадаться: о каком хорошо известном вам растении идет речь. Команда, давшая верный ответ, получает балл, а если команда не справилась с заданием, то у команд-соперниц есть возможность забрать это очко.



1. Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды, спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги они начали осыпать ими леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросла роскошная … (Сирень)

2. Жили-были муж с женой и было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя носила неласковое – Восьмуха. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково называли Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела его как-то в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте кудрявое и приветливое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно – постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. Как оно называется? (Рябина)

3. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник)

4. В Древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств – Аполлону. Ветвь этого дерева означает могущество. Венком из его ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд и суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до сотворения мира. В старинной песне поется: «В то время, когда не было ни земли, ни неба, только одно синее море – среди этого моря стояло 2 дерева, а на них сидели 2 голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила». Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли «Перуновым деревом». Как же его называют? (Дуб)

5. «Найди меня».
Сейчас каждая команда получит по четыре двустишия. В каждом из них нужно за одну минуту отыскать «спрятавшееся» животное.
1. Где ноты – там и птицы! –
Так думают лисицы. (Еноты)
2. Казалось, всё вокруг в огне – 
Такой уж сон приснился мне.(Лось)
3. Мочи ж нет терпеть всё это боле!
Эй, хозяин! Птиц на волю! (Чиж)
4. Козе братишка шлет привет:
«Сестричка, жду тебя я на обед!» (Зебра)
5. Клоп -- он и в Африке клоп! –
Сказал мне как-то кашалот. (Пони)
6. Цап лягушка комара!
Вот и кончилась игра! (Цапля)
7. Росой как-то утром я умывалась ... .
Чистой стала! На щечках румянец! (Сойка)
8. Как обрадовал меня
Милый брат средь бела дня! (Кобра)
9. Мокро так, что нет уж сил!
Сколько ж дождь воды налил?! (Крот)
10. Дамы шьют иголками 
Очень-очень колкими. (Мышь)
11. С горы скатившись, мальчик
Поранил себе пальчик. (Скат)
12. Купил моток отличной нитки.
Теперь сижу и шью ботинки. (Кот)
13. Масло несвежее ел я вчера – 
Вот от чего болит голова! (Слон)
14. Астра успешно в саду зацвела.
Как же сильно был рад я тогда. (Страус)
15. На-ка, банку подержи!
Стой! Куда ты? Подожди! (Кабан)
16. Косарь очень долго ныл:
Косу рок мою сломил! (Сурок)

6. «Экологический калейдоскоп».

Ведущий. Задача каждой команды – набрать максимальное число баллов за минуту, ответив правильно на предложенные вопросы.

Вопросы для первой команды:
1. Дикая полосатая лошадь? (Зебра)
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)
3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (Щука)
4. Как называются плоды тыквы или огурца? (Ягода)
5. Назовите «домашних» насекомых. (Пчелы, тутовый шелкопряд и т.д.)
6. Кит – рыба или животное? (Морское млекопитающее)
7. Из какой страны Петр I привез в Россию картофель? (Из Голландии)
8. Какая птица прилетает к нам с севера? (Снегирь)
9. Растет ли дерево зимой? (Нет)
10. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Конек)
11. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод)
12. Самое крупное млекопитающее? (Синий кит)
13. Дышит ли цыпленок в яйце? (Да)
14. У какого животного дикий образ? (У дикобраза)
15. В лугах, в полях – сестрички–белые реснички? (Ромашки)
16. Родина помидоров? (Америка
17. Сколько ног у мухи? (Шесть)
18. Черный барс? (Пума)
19. Какой овощ напоминает космическую тарелку? (Патиссон)
20. Как называется колючее пустынное растение? (Кактус)

Вопросы для второй команды:
1. Самое крупное наземное животное? (Слон)
2. Сколько ног у паука? (Восемь)
3. «Царица» цветов? (Роза
4. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)
5. У кого шея имеет больше позвонков: у свиньи или у жирафа? (Одинаково)
6. Что ест зимой еж? (Ничего, спит)
7. Ископаемый слон? (Мамонт)
8. Хищная пресноводная рыба? (Щука)
9. Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка)
10. Какой зверек спит всю зиму головой вниз? (Летучая мышь)
11. Северная ездовая и охотничья собака? (Лайка)
12. Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек)
13. "Короткохвостый" рак? (Краб)
14. Южноамериканское млекопитающее, обычно висит на ветвях вниз головой? (Ленивец)
15. На сучках висят шары – посинели от жары? (Слива)
16. Название какого цветка происходит от слова «звезда»? (Астра)
17. Кто первый землю пашет? (Червяк)
18. Кто родился с бородой? (Козел.)
19. В кого превратился гадкий утенок Х.К. Андерсена? (В лебедя)
20. Какую траву узнают даже слепые? (Крапиву)

Вопросы для третьей команды:
1. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову)
2. Хобот слона – это его …? (Нос)
3. Основная еда гиен? (Падаль)
4. Как называют лист лука? (Перо)
5. Какое хвойное дерево ежегодно осыпается, меняя свои иголки? (Лиственница)
6. Ловчая сеть паука? (Паутина)
7. Какую траву любят кошки? (Валериану)
8. На какой цветок надет белый пушок? (Одуванчик)
9. Самая маленькая птица? (Колибри
10. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Ничем, это одно и то же животное
11. Косой ли заяц? (Нет)
12. Весной или летом цветет сирень? (Весной)
13. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус
14. Какие насекомые могут съесть дом без остатка? (Термиты)
15. Зеленый поясок, в траве затерялся? (Ящерица
16. Животное, которое строит дом на реке? (Бобр)
17. Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)
18. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Передние)
19. Самая высокая трава? (Бамбук)
20. Какая птица носит название танца? (Чечётка)

Вопросы для четвертой команды:
1. Как называется жилище бобра? (Хатка)
2. Пестрая крякушка, ловит лягушек? (Утка)
3. Какая птица кричит как кошка? (Иволга)
4. На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать? (На ель)
5. Какой венок используют со времен Древнего Рима для поощрения победителей? (Лавровый)
6. Не кузнец, а с клещами? (Рак)
7. "Подкованное" насекомое? (Блоха)
8. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)
9. Какой гриб растет на березах? (Чага)
10. Какие птицы устраивают танцы на болотах? (Журавли)
11. Самая крупная обезьяна? (Горилла)
12. Сушеный абрикос? (Урюк)
13. Кто на себе лес носит? (Олень)
14. Какое растение называют «корень жизни»? (Женьшень)
15. Цветок солнца? (Подсолнух)
16. У какой птицы нос мешком, шея крючком? (У пеликана)
17. Какая птица ходит круглый год во фраке? (Пингвин)
18. Не зверь, не птица, а нос, как спица? (Комар)
19. Бабочка из платяного шкафа? (Моль)
20. "Волосатый червяк"? (Гусеница)

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!