ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«Игра как средство развития личности младшего школьника»
АННОТАЦИЯ
Для современного этапа развития системы школьного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Одним из видов деятельности школьников, широко используемой в процессе воспитания и разностороннего развития детей, является игровая деятельность.
Цель исследования: изучение влияния игры как средства развития личности младших школьников.
Задачи исследования:
-изучить психолого-педагогические и методические аспекты по данной проблеме;
-выявить влияние игровой деятельности на развитие личности младшего школьника;
-определить и изучить виды игровой деятельности;
-экспериментально апробировать систему использования игр, направленную на развитие личности младшего школьника.
В первом разделе проведен обзор литературы по проблеме личностного развития младших школьников в игровой деятельности, обобщен теоретический материал по разностороннему развитию личности ребенка через игровую деятельность. Во втором разделе рассмотрено становления личности младшего школьника в игровой деятельности, социально-коммуникативное развитие личности ребенка через игровую деятельность в целях познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка. Приведены примеры использования в разностороннем развитии детей младшего школьного возраста с заложенной в ней основой взаимодействия педагога с детьми с помощью игрового метода.
В ходе исследования было выявлено, что игровая деятельность младших школьников развивает художественные способности, воображение, речь и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….5
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ………………………..7
1.1 Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника……………………………………………………………………….7
1.2 Сущность игры и ее классификация……………………………………….10
Раздел 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА……………………18
2.1 Организация исследования становления личности младшего школьника в игровой деятельности…………………………………………………………18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………22
Выводы….………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………….30
Приложение 1 ……………………………………………………………….….32
Приложение 2 …………………………………………………………………………………………………………………..39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Как известно, у младших школьников ведущей деятельностью, в процессе которой происходит психическое и личностное развитие ребенка, является игровая. В ходе нее осуществляются разнообразные умственные и физические операции, благодаря которым снимается утомленность, происходит эмоциональная разрядка, возобновляются многие психические качества, приобретаются новые знания и умения.
Играя, дети учатся применять свои навыки на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность детей, в которой они вступают в общение со сверстниками. Их объединяет на время игры общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных навыков и совместной работе.
Чтобы обеспечить постоянный и устойчивый интерес к познанию, необходимо всегда увеличивать объем информации и степень участия младших школьников в ее поиске и подаче. По мере накопления детьми опыта в организации познавательных игр информация становится все большей, растет самостоятельность и активность детей в ее поиске.
При организации игровой деятельности важно не только исходить из интересов младших школьников, но также учитывать их психологию, наделяя игры яркой, занимательной формой, используя захватывающий сюжет, яркое оформление, новизну и необычайность информации.
Игровая деятельность была предметом исследования различных педагогов, психологов. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).
Цель исследования: изучение влияния игры как средства развития личности младших школьников.
Задачи исследования: изучить психолого-педагогические и методические аспекты по данной проблеме;
выявить влияние игровой деятельности на развитии личности младшего школьника;
определить и изучить виды игровой деятельности;
экспериментально апробировать систему использования игр направленную на развитие личности младшего школьника.
Объект исследования: процесс личностного развития младших школьников в игровой деятельности.
Предмет исследования: игровые средства развития личности младших школьников.
Для достижения цели исследования использовались следующие методы:
теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
педагогический эксперимент;
наблюдение.
База исследования: школьники 1 класса МБОУ «Оленовской школы №2 Волновахского района»
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ.
1.1 Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника
В младшем школьном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень
возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением [3, с.34].
В данный период дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка данного возрастного периода становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
С поступлением в школу и под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств [3, с. 11 ].
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд [3, c.560].
Внимание, память, воображение младшего школьника приобретают самостоятельность - ребёнок учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Речь становится более правильной, выразительной, эмоциональной, ясной, связной. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления школьник поднимается до словесно-логического на уровне конкретных понятий. Всё это способствует уровню интеллектуального развития и позволяет решать разнообразные учебные и жизненные задачи.
По Л.С. Выготскому, новообразованием младшего школьного периода развития является произвольное внимание. Дети младшего школьного возраста (прошедшие кризис семи лет) ориентируются на контекст ситуации
и могут реализовать произвольные (сознательно построенные) формы общения. Младший школьник в своем отношении к себе уже более критичен и объективен, поскольку детерминирован не наличной ситуацией, а более широким контекстом. Поэтому, как и большинство взрослых, младший школьник уже не заявит, много не задумываясь, что он лучше всех [6, с. 174].
Все то, что появляется у детей в ходе их психического развития, в "идеальной" форме дано им в социальной действительности как источнике развития и может стать их достоянием только через усвоение[15, c.142].
Младший школьный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии. Особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями. Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности [2,с.176].
Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Для этого необходимо научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи необходимо вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.
Постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребенка творческого подхода к любой поставленной задаче – это значит дать ему возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.
Развитие ребенка имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается.[3, с.144].
Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
·качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
· рефлексия, анализ, внутренний план действий;
· развитие нового познавательного отношения к действительности;
· ориентация на группу сверстников;
1.2 Сущность игры и ее классификация
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности [13, c.193].
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.[7, c.541].
Игра – это регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно. [8, c.45-46].
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.) [4,c.157].
1. Сюжетно – ролевые игры младших школьников.
Сюжет – действительность, которая отображается в игре. В зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы: труда, бытовые, с общей тематикой.
Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
Содержание игры
предметная поведение отношения
деятельность людей между людьми
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
- роли, которые исполняют дети в процессе игры;
- игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
- игровое использование предметов; реальные заменяются игровыми;
- отношения между детьми выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
2. Театрализованные игры.
Театрализованные игры – разыгрывание в характерах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Театрализованные игры
игры – игры на темы
драматизации литературных произведений
Игра драматизация – особенный вид деятельности детей младшего школьного возраста.
Драматизировать – изображать, разыгрывать в характерах литературное произведение.
3. Строительно–конструктивные игры.
Строительно–конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
4. Творческие игры.
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
№ | Виды | Характеристика |
1 | 2 | 3 |
1. | Отображающие | Отношения, связанные с ролью, с позиции собственного опыта, который может быть негативным; уклонение от нежелательного действия. |
2. | Связанные с детским трудом | В игре объединяется изобразительный, конструктивный и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие. |
3. | Умственное воспитание | Формирование фундаментальных психических процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения, речи). |
4. | Умственная активность | Связана с работой воображения: выбрать роль, вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет. Открывает возможность для перехода мышления на новый уровень. |
5. | Систематическое воспитание | Способствует развитию художественных интересов; проявляются и развиваются способности к музыке, танцам. |
6. | Двигательная деятельность | Быстрое развитие, осуществляемое в паре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника. |
Таким образом, развитие характерных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.
Возникновение и развитие игр у детей младшего школьного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.
Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство взрослого игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.
3. Место и роль игровой деятельности в жизни младшего школьника
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества[11,c.400].
Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре[10,c.36].
Игровая деятельность является в большей степени формой организации познавательной деятельности младших школьников.
Во-первых познание в процессе игры происходит в азартной форме и обстановке, что больше притягиваем младших школьников.
Во-вторых, сама ситуация игры, игровые действия приносят ребенку чувство удовольствия, вызывая желание продолжать игру снова, не боясь трудностей и преград.
В-третьих, младший школьник незаметно для себя самого, без особых усилий, обретает очень важные умения. Он учится работать в группе(договариваться, ставить общие вопросы, распределять роли, совместно действовать, концентрировать общие усилия и т.д.), учиться работать с книгой(ставить вопросы, искать ответы, находить нужную информацию, выделять главное, ориентироваться в книжном свете и т.д.).
В-четвертых, в игре младший школьник очень активен. Сюжет, правила, игровые ситуации не покидают никого в стороне, втягивают в переживания высокого накала страстей.
В-пятых, в игре, как в никакой другой деятельности, создается широкое поле для творчества, поскольку в ней всегда есть свобода для самостоятельного проявления индивидуальности каждого.
В-шестых, игра – наиболее эффективный способ создания в классе атмосферы общей заинтересованности, интеллектуального поиска, благоприятного психологического климата.
Игра занимает особое место в жизни и деятельности детей, облегчает процесс передачи социально ценных отношений, позволяет включиться в общение, дает возможность научиться проигрывать сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем предстоит столкнуться. Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игры развивают творческие способности, игра является отличным инструментом для работы с детским коллективом[12,c.101].
Игра является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными развитие младших школьников. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические
процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в систему развития познавательных процессов ребенка.
Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется и в других видах деятельности. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребёнка непосредственно[1,c.204].
В развитой ролевой игре с её замысловатыми сюжетами и сложными ролями, созидающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм[9, с.464].
Игра - важное средство самовыражения детей, проба сил, социально - педагогическая форма детской жизни. Игра - это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.
В игре ребенок учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми. Ученик подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе[14,c.195].
Таким образом, во-первых, игровая деятельность является основой развивающей деятельностью младших школьников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Во-вторых, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, связанных с дошкольной игровой деятельностью.
В-третьих, грамотное использование игр, именно в младшем школьном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы[5,c.69].
Это значит, что игра является ведущим видом деятельности для развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста. Игра - самостоятельная форма деятельности людей, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса. Она учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как писал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Это позволяет сделать вывод – игра имеет большое значение и играет огромную роль в развитии младшего школьника.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Организация исследования становления личности младшего школьника в игровой деятельности
Для анализа динамики развития личности младшего школьника мною был проведён эксперимент с детьми 1 класса МБОУ « Оленовской школы№2 Волновахского района». В исследовании принимали участие 12 детей. Я взяла две группы: одну – экспериментальную, другую – контрольную. Для того, чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания учащихся и на каких этапах предпочтительнее, я провела комплекс игр по развитию внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, воображения младшего школьника.
В данном параграфе рассматривается организация и методика исследования, приводятся результаты обучающего эксперимента.
Для определения уровня знаний детьми игр использовались следующие критерии:
- объем различных навыков и умений детьми;
- желаний играть в определенную игру и вносить свои творческие желания в этот процесс.
Выбор первого критерия был обусловлен тем, что чем больше объем знаний и использования творческого подхода к процессу обучения детей, тем лучше будет проходить интеллектуальное развитие. Другой критерий - отобранный мною сюжет для выбора детьми творческих игр.
В процессе реализации осуществлялось взаимодействие развития познавательных процессов и знакомства с окружающим миром. Я постаралась объединить получение знаний и игровую деятельность. Все время велось наблюдение за школьниками. Этот метод дал возможность проследить как от занятия к занятию меняются дети.
Был организован систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка. К каждому разделу были подобраны игры или элементы игры.
При подготовке занятия через решение конкретных задач я соединяла обучающую, воспитательную, развивающую деятельности.
При проведении эксперимента на практике я использовала следующие методы развития личности младшего школьника:
-для игр, развивающих внимание - соревновательные методы, контроль и оценка самих учащихся, комментированное управление;
-для игр, развивающих память – план, метод локальной привязки;
-для игр, развивающих мышление - развивающие методы образования, нацеленные на гармонию идейно- понятийного, рефлексирующего мышления;
-для игр, развивающих речь- разыгрывание речевых ситуаций, овладение произвольной регуляции речевой деятельности;
-для игр, развивающих восприятие- восприятия с практическими
действиями;
-для игр, развивающих воображение- заострение, схематизация, типизация.
Для выполнения поставленных целей были проведены следующие игры на развитие познавательных процессов младших школьников:
«Буквы вокруг меня», целью которой было закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; помочь развить наблюдательность, улучшить быстроту реакций.
«Расскажи сказку», задача которой заключается в развитии памяти, умении сконцентрироваться и импровизировать, держать нить рассуждений, умение " достраивать" информацию.
«Найди лишнее слово», основная функция которой состоит в развитии мышления, смекалки, сообразительности и интеллекта.
«Что за предмет?», целью которой является сформировать необходимые речевые навыки.
«Построй по росту», задача которой учить детей различать предметы на ощупь, соотносить предметы по величине.
«Все из «О», основной функцией которой является закрепление знаний о буквах, развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки.
В ходе проведения данного эксперимента использовались различные приемы развития познавательной активности младших школьников: постановка различных вопросов, использование игровых ситуаций, путешествие в страну сказок, индивидуальная работа и другое.
С результатами проведения ряда игр для экспериментальной и контрольной групп можно ознакомится – в (Приложении 2).
Методы математической обработки данных представляются в гистограммах, которые необходимы для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогли установить результат эксперимента, повысили надежность выводов, дали основания для продолжения исследования.
Для организации и проведения игры соблюдались следующие условия:
наличие определенных знаний и умений относительно данных игр;
выразительность проведения игры;
оптимальное сочетание занимательности и обучения;
средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре;
простая, доступная и емкая наглядность, используемая в игре.
С условиями развивающих игр, которые рассматриваются в данной работе, можно ознакомиться в (Приложении 1) .
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы конструирования и использования игр разных типов.
Анализ литературы и практики преподавания подвел к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для младших школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Опыт показал, что использование данного комплекса игр приучает детей думать логически, развивает воображение, воспитывает желание трудиться вместе, сообща, формирует психические новообразования, также навыки самоконтроля. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка. Происходит воспитание наблюдательности, обоснованности суждений, умение работать с различными материалами, доводить начатую работу до конца.
2.2. Анализ результатов исследования
Исследование процесса развития личности младших школьников по средствам игровой деятельности показали, что методы, использованные в работе, успешны и продуктивны. Каждый метод помогает ученикам развить физические и психологические навыки усвоения материала через игру, а также раскрыться и гармонично развиваться в окружающей социальной среде.
При проведении игр у детей учитывались такие показатели как:
-активность в процессе игры;
-инициаторство игры, высокая степень самостоятельности в выполнении задания;
-время, затраченное на проведение игры;
-создание обстановки психологического комфорта;
-возникновение конфликтов.
Проведение эксперимента в работе с младшими школьниками показали, что наиболее актуальной является проблема внимания. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что в экспериментальной группе наблюдается значительное улучшение, а в контрольной - в меньшей степени. Так же в экспериментальной группе у детей было замечено улучшение настроения, увеличивалась внимание. Дети проявляли творческую фантазию, становились коммуникативными, активными и раскрепощенными.
При проведении данного эксперимента в ходе наблюдения за игровой деятельностью учащихся на уроке дал следующие результаты:
-игры на уроках нравятся всем учащимся без исключений;
-дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей;
- учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются их интересы , содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.
- большинству учеников нравится в игре побеждать. Это стремление свойственно для любой личности, оно повышает социальный статус ребенка среди сверстников.
Таким образом, на основании анализа результатов, а также наблюдений за игровой деятельностью учащихся на уроках позволил нам выявить следующие негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:
* во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени. Часто это приводит к тому, что оставшегося времени не хватает;
* во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т. е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путаницам, незавершенности игры;
в-третьих, после проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе.
* в-четвертых, при проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.
Проведение игры «Буквы вокруг меня» по развитию внимания дало следующие результаты: в целом экспериментальная и контрольная группы показали одинаковый результат(в большой степени у ребят прослеживается средний уровень внимания), что говорит о довольно высокой концентрации и устойчивости внимания(5), хорошей памяти и соредоточенности(5) (Гистограмма 1).
1 группа ( экспериментальная) 2 группа ( контрольная)
Следующая игра по развитию памяти младших школьников «Расскажи сказку» показала, что ребята контрольной группы обладают более яркой словесно-логической и образной памятью, а также склонны к более быстрому запоминанию (Гистограмма 2).
1 группа ( экспериментальная) 2 группа ( контрольная)
Игра на развитие мышления «Найди лишнее слово» свидетельствует о среднем его уровне в обеих группах. Но все же лучшие результаты показала экспериментальная группа, что говорит о ее более высокой образно-логической и практической видами мышления (Гистограмма 3).
1 группа ( экспериментальная) 2 группа ( контрольная
Проведение игры на развитие речи «Что за предмет?» приводит к выводу о том, что контрольная группа владеет более произвольной регуляцией речевой деятельности(Гистограмма 4).
Эффективность использования игры на развитие восприятия «Построй по росту» показала, что у экспериментальной группы больше сформировано умение выделять признаки в предмете, развита наблюдательность: внимательное рассмотрение предмета (Гистограмма 5).
1 группа ( экспериментальная) 2 группа ( контрольная
Заключительная игра на развитие воображения «Все из «О» дала возможность увидеть, что этот вид познавательной деятельности развит у младших школьников больше всего. Эксперимент показал, что у детей обеих групп прекрасно развиты визуальные и абстрактно-логические виды восприятия. А также такие свойства, как целостность, обобщенность (Гистограмма 6).
1 группа ( экспериментальная) 2 группа ( контрольная)
Подводя итоги эксперимента можно сделать вывод, что если вовремя с помощью игр развивать младших школьников, то улучшатся внимание, память, мышление, речь восприятие, воображение.
В общем анализ результатов проведенного педагогического исследования показал, что у большинства ребят развиты следующие качества личности: внимательность, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, настойчивость, решительность, дисциплинированность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость.
Было выявлено, что дети младшего школьного возраста существенно различаются по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже по-разному реагировали на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации.
Результаты исследования позволили отметить значительный рост показателей деятельности в экспериментальной группе, где были созданы условия, стимулирующие самостоятельность в деятельности. Действительно, организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности, развитие его творческих задатков, умственных способностей младших школьников в разных видах деятельности.
Таким образом, предложенные игры служат хорошим подспорьем в воспитании детей, т.к. позволяют достаточно точно устанавливать, какие качества личности и в какой степени уже сформированы или не сформированы у ребенка. Работа по эффективности использования игр - способ раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Выводы
Возраст младшего школьника - это пеpиод пеpвоначального становления личности. Возникновение эмоционального пpедвосхищения последствий своего поведения, самооценки, yсложнение и осознание пеpеживаний, обогащение новыми чyвствами и мотивами эмоционально-потpебностной сфеpы - вот неполный пеpечень особенностей, хаpактеpных для личностного pазвития младшего школьника.
Теоретическая часть исследования показала, что посредствам игры развиваются следующие качества личности: внимательность, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, настойчивость, решительность, дисциплинированность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость.
В результате проведенного исследования также подтвердилась выдвигаемая гипотеза: личность младшего школьника развивается средствами игры при следующих условиях:
- систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
- создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно- мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая игра) ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь.
В результате выполнения работы сделаны следующие выводы:
Развитие личности младшего школьника - это:
а) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности , отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения;
б) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности;
в) фактор изменения личностных качеств младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремлённость, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.
Развитие познавательной активности младшего школьника базируется на разрешении противоречия между потребностью в познавательной активности и факторами, формирующими деструктивную мотивацию. Педагогическое воздействие, направленное на блокировку деструктивной мотивации расширяет диапазон установки и способствует процессу формирования продуктивного мышления. Критерии оценки эффективности развития познавательной активности младшего школьника включают мотивационно-потребностный, личностно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.
Список литературы
Аникеева Н. П. «Воспитание игрой. Психологическая наука в школе». Просвещение, 1997. – 204с.
Бодалев А.А. «Психология личности» М.,1988. – 176с.
Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968. –11с., 34с.,144с.
Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998. с – 157.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. «Воспитание детей в игре». М. Просвещение, 1983. – 69с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 174с.,560с.
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии./ Л.С.Выготский. - М.: - 1966. - 541с.
Кларин М.В. Обучение как игра // Школьные технологии. – 2004. – №5. – М. – С. 45 – 46.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.:2001. - 464с.
Макаренко А.С. Из лекций «О воспитании детей. Дисциплина», Педагогические соч.: В 8 т. -- М., 1984. Т 4, c.36.
Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.
Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». М. Просвещение, 1991.- 98-101с.
Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. / Сост. М.И. Мухин – Киев: Рад. Школа, 1983. – 193 с.
Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 195с.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М. 1974. -142с.
Приложение 1
Дидактическая игра для детей:
1. “Буквы вокруг меня”
Дидактическая цель: в игровой форме закрепить знания о буквах, помочь ученикам в овладении чтением, расширить словарный запас, научить сосредоточенности, усидчивости, развить наблюдательность, логическое мышление, творческое воображение, речь.
Учитель просит учеников оглядеться в классе и назвать все предметы, которые окружают их, но только в алфавитном порядке.
Например: А – азбука, Б – бант, В – вешалка, Г – гардины и т. д.
2. Дидактическая игра по развитию речи «Расскажи сказку» (игровая технология – сторителлинг*) для детей дошкольного возраста
Цель и задачи игры: развитие навыков коммуникации, памяти, связной речи, интереса, выдумки, фантазии, логики, умения рассуждать, импровизировать, активизация словарного запаса и кругозора.
Игра рекомендована для работы с подгруппой детей (до 8 человек), а также для индивидуальной работы с ребенком. Игра может быть использована как часть НОД по развитию речи, в самостоятельной деятельности детей, как индивидуальная работа с детьми по развитию связной речи, звукопроизношению, в коррекционной работе с целью психопрофилактики, т.к. она позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, в игре молчаливые дети становятся более разговорчивыми. В логопедической работе игра способствует закреплению навыков правильного произношения звуков в самостоятельной речи детей, развитию монологической и диалогической речи.
Игра повышает настроение, сплачивает детский коллектив, делает обучение увлекательным занятием!
* «Сторителлинг» - новый интерактивный метод, который позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей. Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Игра состоит из большого куба с накладными прозрачными кармашками, в которые можно вставить картинки из знакомых детям сказок. Сказки можно подбирать в соответствии с возрастом, тематикой и целями НОД, пожеланиями и настроением детей. Данная игра укомплектована 6 сказками, тексты сказок прилагаются.
Для изготовления игры понадобились: большая картонная коробка со сторонами 29.5 см, клей, ножницы, пластиковые папки из которых были вырезаны кармашки, цветной картон, белый картон, картинки с изображением сказочных персонажей и сюжетов сказок (их я подобрала в Интернете и распечатала с помощью принтера), самоклеющиеся обои, декоративная самоклеющаяся лента.
Правила игры: выбираем сказку, которую хотим рассказать.
Первый ребёнок выбирает понравившуюся картинку или вытаскивает ее не глядя из стопки, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать сказочную историю. Затем следующий ребёнок достаёт вторую картинку и продолжает историю, и так все дети поочередно берут по картинке. Дети могут вспомнить сюжет сказки и определить какой эпизод сказки предшествовал появлению данного героя, что последует дальше, какое событие пропущено, что произойдет потом и т.д. Можно использовать одну сторону кубика, либо весь куб, поворачивая его по часовой стрелке… Если ребенок затрудняется, воспитатель может принять участие в игре, чередуясь с участниками, таким образом, корректируя сюжетную линию рассказа в нужном направлении. Можно предложить придумать свой сюжет сказки, либо поменять последовательность событий по договоренности. Возможно использование картинок из разных сказок – тогда дети могут сочинить собственную сказку!
Структура составления истории:
1. Вступление.
/История должна привлечь внимание детей, заинтересовать/
Оно должно быть коротким, дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
• Эта история случилась ….
· Где-то…
• Однажды…
· Давным-давно…
• Жили-были….
2. Развитие событий.
/Определяется сюжет истории/
Герой погружается в ситуацию, которую необходимо решить, предпринимая какие-либо действия
3. Кульминация.
/Здесь разворачиваются события истории/
В этой части герой, преодолевая препятствия или решая проблему, приближает появление чуда. Здесь случается волшебство или герой получает то, чего долго ждет.
4. Заключение.
/Итог истории/
Заключение всегда краткое, оно подводит итог всему рассказу или сказке.
3. Игра Всё из «О»
Цель: закрепление знаний о буквах; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки.
По сигналу ведущего дети начинают рисовать красивые буквы О (большие и маленькие). После того, как ведущий скажет «Стоп!», игроки прекращают рисовать, внимательно смотрят на свой рисунок, пытаются угадать, на что или на кого всё это похоже, дорисовывают и дают название своему произведению.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЫШЛЕНИЯ
4. Упражнение "Найди лишнее слово"
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков объектов.
Педагог читает серию из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Задача детей - определить слово, которое является "лишним".
Примерные серии слов:
старый, дряхлый, маленький, ветхий;
храбрый, злой, смелый, отважный;
яблоко, слива, огурец, груша;
молоко, творог, сметана, хлеб;
час, минута, лето, секунда;
ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
платье, свитер, шапка, рубашка;
мыло, метла, зубная паста, шампунь;
береза, дуб, сосна, земляника;
книга, телевизор, радио, магнитофон.
5. Игра по развитию речи «Что за предмет?»
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Задача - сформировать речевые навыки
Ход игры:
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает учитель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
6. Игра «Построй по росту»,
Цель: учить детей различать предметы на ощупь, соотносить предметы по величине.
Сейчас мы вспомним, как можно сравнить по высоте? А как узнать кто высокий, кто пониже, а кто самый низкий?
- Сейчас расположим героев сказки по росту.
Сравните и скажите, кто самый высокий, пониже, еще ниже, самый низкий?
Занятие по развитию речи в средней группе.
2 вариант. Сравнительная степень прилагательных
(Лексическая тема «Высота»)
Цель: формирование понимания и использования в речи сравнительной степени прилагательных.
Задачи:
1. Формировать умение обозначать словом размерные отношения по высоте в ряду из 4 предметов в порядке убывания.
2. Согласовывать прилагательные с существительными мужского рода.
3. Строить фразу по заученным моделям.
4. Развивать внимание, зрительный гнозис, наглядно-действенное мышление.
Оборудование: плоскостное изображение 4-х мальчиков, разных по росту, предметные картинки, парные картинки, магнитная доска.
2. Игра «Построй по росту»
Ребята, у нас сегодня гости.
Выставить в ряд по высоте изображения мальчиков.
Послушайте, как я скажу: «Самый высокий брат, брат пониже, еще ниже, самый низкий брат».
Вызывать детей поочередно. Дети показывают и говорят:
Это самый высокий брат.
Это брат пониже.
Это брат еще ниже.
Это самый низкий брат.
3 вариант
ИГРА «ПОСТРОЙ ПО РОСТУ И ОПРЕДЕЛИ, ГДЕ КТО НАХОДИТСЯ»
Дидактическая задача: формировать пространственные представления: перед, за, между, рядом; повторять знаний понятий: выше, ниже.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением животных в положении «стоя» в виде (рис. 22).
Содержание. Учитель объясняет, что Коля сегодня будет проводить урок физкультуры на лесной поляне, где расположена школа зверей. Спрашивает у класса, как он должен их построить вначале. Коля «строит», а все наблюдают за правильностью работы. Затем дается задание классу: составить как можно больше предложений со словами перед, за, между, рядом, а также со словами: ниже, выше.
Объявляется победитель этого конкурса.
Приложение 2
Проведение игры «Буквы вокруг меня» по развитию внимания дало следующие результаты: в целом экспериментальная и контрольная группы показали одинаковый результат(в большой степени у ребят прослеживается средний уровень внимания), что говорит о довольно высокой концентрации и устойчивости внимания(5), хорошей памяти и соредоточенности(5) (Гистограмма1).
1 группа ( экспериментальная) 2 группа ( контрольная)
Следующая игра по развитию памяти младших школьников «Расскажи сказку» показала, что ребята контрольной группы обладают более яркой словесно-логической и образной памятью, а также склонны к более быстрому запоминанию (Гистограмма 2).
1 группа ( экспериментальная) 2 группа ( контрольная)
Игра на развитие мышления «Найди лишнее слово» свидетельствует о среднем его уровне в обеих группах. Но все же лучшие результаты показала экспериментальная группа, что говорит о ее более высокой образно-логической и практической видами мышления (Гистограмма 3).
1 группа ( экспериментальная) 2 группа ( контрольная
Проведение игры на развитие речи «Что за предмет?» приводит к выводу о том, что контрольная группа владеет более произвольной регуляцией речевой деятельности (Гистограмма 4).
Эффективность использования игры на развитие восприятия «Построй по росту» показала, что у экспериментальной группы больше сформировано умение выделять признаки в предмете, развита наблюдательность: внимательное рассмотрение предмета (Гистограмма 5).
1 группа ( экспериментальная) 2 группа ( контрольная
Заключительная игра на развитие воображения «Все из «О» дала возможность увидеть, что этот вид познавательной деятельности развит у младших школьников больше всего. Эксперимент показал, что у детей обеих групп прекрасно развиты визуальные и абстрактно-логические виды восприятия. А также такие свойства, как целостность, обобщенность (Гистограмма 6).
1 группа ( экспериментальная) 2 группа ( контрольная)