ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК
И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ
Общеукрепляющие упражнения
Эти упражнения могут быть использованы: во время физкультурных занятий в ДОУ, на прогулках, во время проведения физкультурных пауз на занятиях, во время утренней гимнастики дома или в детском саду, на коррекционно-развивающих занятиях различных специалистов с детьми, в том числе имеющими тяжелые нарушения в развитии, для развития и дифференциации различных мышечных ощущений.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА
ЗАРЯДКА
Мы ногами — топ-топ,
Мы руками — хлоп-хлоп.
Мы глазами — миг-миг.
Мы плечами — чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два —привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Рад-два, раз-два,
Заниматься нам пора! Движения выполнять по содержанию текста.
Руки на поясе. Моргаем глазами.
Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
Движения выполнять по содержанию текста.
Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА
И ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ
ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии) .
Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .
Ходьба по ровной поверхности.
Присесть на корточки.
Сложить ладони, поднять руки над головой.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
ТВОИ ПАЛЬЧИКИ
Этот пальчик — самый большой,
Самый веселый, самый смешной!
Этот пальчик — указательный.
Он солидный и внимательный.
Этот пальчик средний,
Ни первый, ни последний.
Этот пальчик — безымянный,
Он не любит каши манной.
Самый маленький — мизинчик,
Любит бегать в магазинчик! Показать большой палец правой руки.
Указать друг на друга указательным пальцем правой руки.
Согнуть средний палец.
Сгибаем безымянный палец, как будто он не хочет манной каши.
Оттопырить мизинец, будто он хочет убежать от осталь-ных пальцев.
Упражнение повторить несколько раз. Затем то же самое проделывают левой рукой.
Упражнения на развитие восприятия ритмов
окружающей жизни и ощущений собственного тела
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ. Топ, топ, топ.
Маленькие ноги
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ. Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.
Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.
ХОДЬБА ПО ЛИНИИ
Хорошим упражнением для детей, начиная с 2-летнего возраста, является ходьба по линии. Лучше всего нарисовать эллипс (3х4 м) или круг диаметром 3 м.
Начинать ходьбу нужно в медленном темпе, желательно под спокойную музыку. Усложняя упражнение, можно менять музыку на более быструю и изменять темп движения по кругу (убыстряя его до бега). Можно чередовать темп движений, изменяя музыку. Можно использовать разные виды ходьбы: на носках, на пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы, высоко поднимая колени, и т. п.
Можно подражать походке различных животных: попрыгать, как зайчики; пройтись, как косолапые мишки; пробежать на носках, как маленькие мышки; пройтись, топая, как большие слоны, и т. п.