Игры на развитие слогового анализа и синтеза слов
Этапы работы на развитие слогового анализа и синтеза слов:
- Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и памяти
- Работа над ритмом
- Формирование общей координации движений под ритмическую музыку
- Упражнения на развитие динамического праксиса рук
- Формирование пространственно-временных представлений
- Работа над гласными звуками
- Работа над слогами
- Отработка слоговой структуры слов (двух- и трёхсложные слова из
открытых и закрытых слогов, односложные слова с закрытым слогом)
- Отработка слоговой структуры слов со стечением согласных
- Работа над словами сложной слоговой структуры (4-сложные слова с открытым и закрытым слогами)
• Задания:
- произнесение слова по слогам (ма-ли-на);
- определение количества слогов по количеству хлопков;
- выделение ударного гласного звука;
- нахождение ошибок, допущенных при постановке ударения;
- узнавание слова по названным гласным звукам (с использованием наглядного материала): Какое слово задумано? В нем есть гласные [и], [а] (Лиса.)
- узнавание слова по первому, последнему слогу или слогу, взятому из середины слова;
- составление слов из перепутанных слогов;
- составление нового слова из первых слогов названных слов (капуста, шары — каша); составление слова из последних слогов (насос, бананы — сосны). Вопросы детей о звукослоговом составе слов.
- отстукивание ритмического рисунка слов рак, рука, радуга, рукавица. Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
- прошагай слово. Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, «сыр» - 1 шаг, «самолет» - 2 шага). Затем ребенок прошагивает придуманные им слова.
- поднимись по лесенке Игра проводится по типу соревнования «Кто поднимется выше». Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым.
• Магазин «Овощи-фрукты» Вам понадобятся деньги (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты, в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т.д.
Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка.
Фрукты и ягоды: лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.
• Зоопарк Вам понадобятся картинки с изображением животных и четыре карточки с нарисованными клетками. Скажите ребенку о том, что в зоопарк завезли животных и их необходимо расселить по клеткам. В первую клетку нужно посадить животных, в названии которых только один слог, во вторую - с названиями из двух слогов и т.д.
Животные: лев, ёж, слон, тигр, лось, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.
«Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
«Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
Исправить ошибку в словах: слова написаны неправильно;
слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).
Что изменилось в слове? Лис — лиса — лисица.
Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)?
Низ — вниз; шил — сшил.
Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.
Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…
Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками:
ЛЕТ СА МО
Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
«Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом — домик, кот — ... Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
Изменить по аналогии: дом — дома, лес — ... (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.
Разложить картинки под схемы слов:
(дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)
- - - - - - - - - - - -
Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):
РАК ЗИ ВО
МА РО
ТА
Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) — задание аналогичное предыдущему.
Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).
Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр — рыба.
Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...
Придумать слова к схемам:
КА-... (каша)
КА-...-... (калина)
...-КА-....... (рукавицы, макароны)
...-КА (ложка, ручка)
Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).
Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.
Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку: а) !; !!; !!!; !!!!; б) !" !!' !!!' !!!' !!!.
Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — хорошо; ши-иш-ши
Подобрать рифму к словам: мак — гамак; зайка — ...
Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.
Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).
В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.