СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на развитие слогового анализа и синтеза слов.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Дано описание игр на развитие  слогового анализа и синтеза слов

Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие слогового анализа и синтеза слов.»

Игры на развитие слогового анализа и синтеза слов

Этапы работы на развитие слогового анализа и синтеза слов:

- Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и памяти

- Работа над ритмом

- Формирование общей координации движений под ритмическую музыку

- Упражнения на развитие динамического праксиса рук

- Формирование пространственно-временных представлений

- Работа над гласными звуками

- Работа над слогами

- Отработка слоговой структуры слов (двух- и трёхсложные слова из

открытых и закрытых слогов, односложные слова с закрытым слогом)

- Отработка слоговой структуры слов со стечением согласных

- Работа над словами сложной слоговой структуры (4-сложные слова с открытым и закрытым слогами)


Задания:

- произнесение слова по слогам (ма-ли-на);

- определение количества слогов по количеству хлопков;

- выделение ударного гласного звука;

- нахождение ошибок, допущенных при постановке ударения;

- узнавание слова по названным гласным звукам (с использованием наглядного материала): Какое слово задумано? В нем есть гласные [и], [а] (Лиса.)

- узнавание слова по первому, последнему слогу или слогу, взятому из середины слова;

- составление слов из перепутанных слогов;

- составление нового слова из первых слогов названных слов (капуста, шары каша); составление слова из последних слогов (насос, бананы сосны). Вопросы детей о звукослоговом составе слов.

- отстукивание ритмического рисунка слов рак, рука, радуга, рукавица. Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

- прошагай слово. Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, «сыр» - 1 шаг, «самолет» - 2 шага). Затем ребенок прошагивает придуманные им слова.

- поднимись по лесенке Игра проводится по типу соревнования «Кто поднимется выше». Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым.

Магазин «Овощи-фрукты» Вам понадобятся деньги (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты, в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т.д.
Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка.
Фрукты и ягоды: лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.

Зоопарк Вам понадобятся картинки с изображением животных и четыре карточки с нарисованными клетками. Скажите ребенку о том, что в зоопарк завезли животных и их необходимо расселить по клеткам. В первую клетку нужно посадить животных, в названии которых только один слог, во вторую - с названиями из двух слогов и т.д.
Животные: лев, ёж, слон, тигр, лось, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.

«Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каж­дый слог.

«Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).

Исправить ошибку в словах: слова написаны неправильно;

слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).

Что изменилось в слове? Лис — лиса — лисица.

Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)?

Низ — вниз; шил — сшил.

 Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинако­вый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, моро­женое.

Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…

Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрел­ками:

ЛЕТ СА МО

Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).

«Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не­правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

Образовать слово по аналогии (упражнение на словооб­разование): дом домик, кот — ... Уточнить, какое звукосо­четание появляется во всех этих словах.

Изменить по аналогии: дом дома, лес — ... (упраж­нение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.

Разложить картинки под схемы слов:

(дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)

- - - - - - - - - - - -

Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):

РАК ЗИ ВО

МА РО

ТА

Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) — задание аналогичное предыду­щему.

Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).

Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.

Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр — рыба.

Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...

Придумать слова к схемам:

КА-... (каша)

КА-...-... (калина)

...-КА-....... (рукавицы, макароны)

...-КА (ложка, ручка)

Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).

Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.

Придумать слова, соответствующие ритмическому ри­сунку: а) !; !!; !!!; !!!!; б) !" !!' !!!' !!!' !!!.

Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — хоро­шо; ши-иш-ши

Подобрать рифму к словам: мак — гамак; зайка — ...

Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, па­рикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, ча­совщик; милиция, милиционер.

Ребенку предлагается звукосочетание со стечением со­гласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).

В ходе отработки слов различной слоговой структуры не­обходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.