Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования» с. Анюйск
Научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Секция: Естественно-научные дисциплины
Тема: Игры наших родителей
автор проекта: Никитаева Елена
класс:5 класс
Руководитель: Никитаева И.А.
заместитель директора по ВР
с. Анюйск, 2016г.
Содержание:
Введение
Основная часть
2.1 Из истории развития подвижных игр
2.2 Классификация игр
2.3 Изучаем правила подвижных игр
2.4 Результаты анкетирования учащихся и родителей
Заключение
Литература
Приложения 1-3
Введение
Дайте детству наиграться:
Вдоволь, досыта, не вкратце.
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку открыться!!!
Если учесть, что детские игры – это подготовка к взрослой жизни, то какой она будет у сегодняшних детей? Не так трудно представить! Современные дети отправляются в школу уже с шести-семи лет и им просто не остается времени, чтобы поиграть. А все свободное время мы проводим перед экранами телевизоров и компьютеров, пока родители на работе. А некоторых из нас вообще не пускают гулять, боясь каких либо опасностей в наше не спокойное время. Детям всегда интересны рассказы о детстве их родителей. Я хотела узнать о правилах игр, в которые играли наши родители для того, чтобы научиться играть в эти игры, и
я смогла бы помочь привлечь окружающих к играм, в которые играли наши родители.
Цель исследования: изучить и описать правила проведения игр родителей с целью их возрождения, как формы организации досуга наших сверстников.
Проблема исследования: какие игры являлись наиболее популярными в детстве наших родителей?
Объект исследования: процесс классификации игр второй половины
двадцатого века.
Предмет исследования: правила проведения подвижный игр второй
половины двадцатого века.
Гипотеза исследования: если мы теоретически и практически изучим правила игр наших родителей, то будет ли нам интересно в них играть?
Задачи исследования:
1. Изучить источники литературы, в которых подробно описаны правила игр, названия различных игровых ситуаций;
2. Провести анкетирование с целью занятости детей на переменах и выявления наиболее понравившихся игр у детей и родителей.
3. Составить сборник книжки «Игры наших родителей».
Методы исследования:
1. Знакомство со специальной литературой, информации в сети по данной теме;
2. Социологический опрос (анкетирование);
3. Эксперимент (разучивание игр среди сверстников).
Основная часть
2.1 Из истории развития подвижных игр
На протяжении многих веков игра была основным методом воспитания и являлась подготовкой ребенка к взрослой жизни. В игре происходило закалка будущего характера, так ребенок учился преодолевать боль, сохранять спокойствие в чрезвычайных обстоятельствах, учился прощать обиды и уважать соперника. К тому же игра развивала физическую силу, ловкость, находчивость, а так же умение петь и плясать, рассказывать сказки, подражать пению птиц и повадкам животных.
Наиболее элементарные игры зародились еще в древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба - возня). Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городки», «Казаки-разбойники»).
Многие игры воспроизводили в игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли…», «Лен», «Капуста»).
Археологические раскопки говорят о высоком уровне развития русских игр и еще 1000 лет назад. На территории древнего Новгорода (10-13в.) обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.
2.2 Классификация игр
У русских детей были самые разные игры: пальчиковые, состязательные, драматические и хороводные. Пальчиковые игры предназначались самым маленьким: в основе лежало движение пальцев ребенка, при этом читались короткие стихи.
Состязательные игры – это подвижные игры, цель которых – добиться превосходства над остальными, показать свою силу, ловкость, находчивость.
Драматические – это целые пьесы, диалоги, а хороводные сопровождались плясками, песнями, пантомимой.
Большую часть времени дети проводили на улице. Поэтому уличных игр известно гораздо больше. Лишь в суровые зимние морозы они сидели в избе, и тогда наступало время играть в игрушки. В уличных играх всегда участвовало много детей – поэтому они были, как правило, массовые.
Командные игры преобладали среди мальчиков, и, разумеется, «военным» играм оказывалось предпочтение. Такая известная игра, как «Казаки-разбойники», тоже относилось к разряду военных.
Мальчишескими считались игры в бабки, в ножички, камешки. Среди детей казахского народа популярной была игра в кости. Такие игры развивали глазомер, ловкость.
Из спортивных игр дети предпочитали игры, где основными элементами были бег и прыжки. Скакалку бывало заменяла и простая веревка. Широко распространены были игры с обручами.
Самыми распространенными подвижными играми среди детей 7-12 лет были: «Казаки-разбойники», «Лапта», «Летел лебедь», «Городки», «Картошка», «Царь горы», «Резиночка», «Жмурки».
2.3 Результаты анкетирования детей и родителей
Я заинтересовалась, как ребята проводят перемены в школе? Ученики начальных классов на переменах часто бегают… По нашим наблюдениям,
большая часть ребят проводит перемены играя в игры на телефоне или планшете. Я провела анкетирование среди учащихся 1-6 классов, чтобы выяснить как по мнению ребят, они проводят время на переменах, и в какие игры они любят играют. Было предложено три вопроса:
1. Как ты проводишь перемены в школе?
2. В какие игры ты любишь играть?
3. Хотел бы ты научиться новым играм?
Анкетирование показало, что из 32 опрошенных 28% играют на перемене в планшет или телефон, 27% детей бегают и 45%-общаются с одноклассниками
78% детей любят играть в компьютерные игры, 12%-подвижные, 10%-настольные игры, 96% всех опрошенных хотели бы научиться новым играм.
Ну разве у современных родителей в свое время был такой досуг? НЕТ! В детстве наших родителей не было гламурной Барби и радиоуправляемых вертолетов. Зато был двор, откуда их было не дозваться. И главными позывными звучали слова: «Ты выйдешь?»
Я предположила, что если мы узнаем у своих родителей в какие игры они играли в детстве, изучим правила этих игр, то сможем и сами играть в них на перемене, на уроках физкультуры, во дворе.
Детям всегда интересно слушать рассказы своих родителей, о том периоде, когда они были детьми. Вот с этого мы и начали. Я изучила необходимую информацию в книгах и сети интернет, провела анкетировали своих родителей и вот, что узнала.
85% опрошенных родителей любили играть в подвижные игры. Самыми запоминающими играми, в которые играли родителями были «Резиночка», «Ручеёк», «Казаки разбойники», «Картошка», «Летел лебедь». Лучше всего родители помнят правила игр «Картошка», «Резиночка», «Ручеёк». 90% родителей считают необходимым, чтобы их дети знали и играли в эти игры.
Заключение
Проведение исследования открыло для меня много нового:
1. Узнала, что наши предки тоже играли в игры, они были разнообразными.. Самые интересные передавались из поколения в поколение.
2. Поняла, что в возрождение подвижных игр наших родителей -интересная форма проведения досуга.
3. Таким образом, я смогла достичь цель моего исследования. Выдвинутая мною в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла мне привлечь внимание учащимся к играм, которые были популярны во второй половины двадцатого века.
4. Я поняла, что наиболее любимая игра среди учащихся 1-6 классов нашей школы «Ручеёк», «Картошка» подвижная игра – «Вышибалы», так как включает неограниченное количество участников, требует минимум инвентаря. На переменах мы играли в игры «Колечко выйди на крылечко», «Резиночка», «Ручеёк», «Летел лебедь», «Светофор», «Картошка», игра «Резиночка понравилась даже мальчикам. О них нам рассказала и даже играла вместе с нами моя мама Никитаева И.А..
5. Опрос показал, что не все ребята знали предложенные для проведения игры, но теперь хотят в них играть. В эти и многие другие игры ребята могут играть на летней детской оздоровительной площадке, переменах, летом во дворе.
6. Я считаю, что мне удалось заинтересовать школьников подвижными играми из детства наших родителей и с наступлением тепла, дети не будут засиживаться дома, а все выйдут на улицу. Для того, чтобы ребята всегда смогли играть в игры, особенно тогда, когда забыли правила, мною создана книжка-подсказка «Игры наших родителей». Я хочу подарить в классы 1-6 классов по такой книжке. Пусть она у вас будет в классном уголке, чтобы вы смогли в нужный момент ею воспользоваться. В перспективе я планирую дополнить данную книжку правилами новых игр.
7.Я считаю, что мне удалось заинтересовать школьников подвижными играми из детства наших родителей и с наступлением тепла, дети не будут засиживаться дома, а все выйдут на улицу. И чтобы игра получилась предлагаем ребятам советы:
Каждый ребенок имеет право участвовать в игре;
Желающие играть должны сообща договорится в какую игру они будут играть;
Ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;
Если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам о причине ухода;
Все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарища, проявлять требовательность к нарушителям правил игры.
Литература
1. Сайт: www.dou-ufa.ru
2. Сайт: www.nsportal.ru
3. Т.Е. Заводова. Организация летнего – оздоровительного отдыха. 2006 год.
4. Сайт: www.ug.ru
5. Сайт: . www.2mm.ru/dosug
6. Сайт: www.o-detstlve.ru
Приложение 1
Анкета для учащихся
Как ты проводишь перемены в школе?
В какие игры ты любишь играть?
Хотел бы ты научиться новым играм?
Анкета для родителей
Приложение 2
Игра «Ручеек»
Правило:
Играющие встают друг за другом парами,
обычно мальчик и девочка, юноша и девушка,
берутся за руки и держат их высоко над головой.
Из сцепленных рук получается длинный коридор.
Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и,
проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец
коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка».
И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того,
кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше
участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Игра «Колечко-колечко»
Правило:
Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко
или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми.
Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко.
Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало.
Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет.
Когда водящий скажет: «колечко-колечко,
выйди на крылечко», тот, у кого оно есть,
должен выскочить, а остальные, если
догадались, задержать его.
Если удалось выскочить, он начинает водить,
если нет — водит тот, кто задержал.
Игра «Резиночка»
Правило:
Детская игра, заключающая в
прыжках через узкую двойную
верёвку или резинку, натянутую на
различной высоте. В Китае, Японии
и прочих азиатских странах игра
сопровождается пением специальных песен,
задающих ритм прыжкам.
Игра «Летел лебедь»
Правило:
Играющие образуют круг и
вытягивают руки в стороны,
причём левая ладошка каждого ребёнка
лежит под правой ладошкой соседа,
а правая ладошка на левой ладошке
соседа справа. При этом хором в так
хлопками приговаривают:
«Летел лебедь и сказал цифру 9» или
любое другое число не больше 20.
Далее хлопками продолжают отсчитывать
названное число, тот ребёнок,
на котором счёт закончен, должен
вовремя отдёрнуть руку, чтобы его не осалили.
Если ему это не удалось, то он начинает игру
снова и он же определяет новое число.
Игра «Горячая картошка»
Правило:
Играющие образуют круг,
в цент ре стоит ведущий. Участники
передают друг другу мяч, именуемый
горячей картошкой. С разворотом ведущего
участник с мячом в руках выбывает.
Игра «Светофор»
Правило:
В центре устанавливается светофор.
Участникам игры надо быть очень внимательны.
Когда показывается зелёный свет, ребята
должны топать ногами, будто идут, когда
горит жёлтый свет, ребята должны хлопать
в ладоши. При красном свете должна быть
тишина. Перед началом игры необходимо
провести репетицию, чтобы все ребята
поняли условия игры.
Игра «Мышка»
Правило:
Играющие сидят на стульях, которые
поставлены по кругу. «Мышка» бегает
вокруг играющих. После слов «Раз, два,
три — купи!» играющие пересаживаются
на соседний стульчик, а «мышка»
должна успеть занять себе место.
Кому не хватило стула, тот — «мышка».
Игра «Горелки»
Правило:
Дети берутся за руки, образуя пары.
Пары стоят одна за другой "ручейком".
Впереди "ручейка", в нескольких шагах,
стоит ведущий с платком в руках.
По окончании песни дети, стоящие
Последней парой размыкают руки и
Разбегаются вдоль "ручейка". Бегут
поодиночке к ведущему стараясь выхватить
платок. Первый, кому это удалось сделать,
остаётся с платком в роли ведущего,
а двое остальных (бывший ведущий и
не успевший выхватить платок)
образуют пару и становятся первыми в ручейке.
Игра продолжается со следующей парой детей.
Приложение 3
Книга игр