СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИКТ и ИТ как фактор социализации школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно

Просмотр содержимого документа
«ИКТ и ИТ как фактор социализации школьников»

Информационно – коммуникативные технологии и интернет технологии как фактор социализации школьников


Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования.

Энтони Маллан

Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Использование ИКТ в учебном процессе средней школы в последние годы постепенно набирает обороты, их применение уже не ограничивается только уроками информатики. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернет позволяют использовать ИКТ в качестве средства общения, воспитания, интеграции школьника в общество. Интеграция ИКТ в учебный процесс позволяет не только сформировать у школьников функциональную грамотность в сфере ИТ, но и раскрыть интеллектуальные способности в различных отраслях знания. При реализации программы информатизации сельской школы мы возлагаем большие надежды на Интернет. Общение через Интернет между школьниками разных регионов страны способствует их социализации, расширяет кругозор, повышает интерес к учебе. Если для концепции информационного общества характерно утверждение о том, что новые технологии способствуют развитию подростка, выдвижению на первый план человеческих ценностей, то, основываясь на реальном опыте внедрения ИКТ можно отметить и их негативное воздействие на подростка и даже деформацию личности в новых условиях. В их основе - "информационное излишество", чрезмерное увлечение компьютерами и телекоммуникациями и т.п. Следовательно, сегодня уже недопустимо опираться на случайные факторы социализации в условиях информатизации, необходимо целенаправленно готовить личность подростка к жизнедеятельности в информационном обществе.

Рассматривая актуальность  использования  ИКТ в практике работы с учащимися школы,  обратимся прежде всего к   научным фактам:

    Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния (зрительного и слухового ) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%. В своей работе я руководствуюсь этими данными и могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.

 2. к наблюдениям психологов:

     У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. и презентации и Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока они применяются, являются  инструментом визуального представления данных. Роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Намечаются тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, новые возможности видеоконференцсвязи, использование возможностей интерактивной доски.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. (Психологи ввели такой термин как «клиповое мышление» для объяснения психических процессов, происходящих у современных детей.)

 Интерактивные технологии как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции

Практическое применение ИКТ в педагогической деятельности

Сегодня уже никого не удивишь демонстрационными презентациями, с анимационными эффектами, звуком, тренажёрами, анимационными физминутками  и т.д. В своей педагогической деятельности я использую готовые презентации, самостоятельно подготовленные презентации, презентации, подготовленные на основе шаблонов (из Интернета), детские презентации, элементы программы SMaRt Board   к интерактивной доске, анимированные карты, тренажёры. Считаю возможным использование презентаций на всех этапах урока: сообщение темы урока, устный счёт, сообщение новых знаний, контроль знаний, обобщение, рефлексия, физминутки.

Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Когда учитель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране. Самое  важное на уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.

 СЛАЙД 3 Каждый учитель осознает, что новые информационные  технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов:
- расширяется возможность поиска новой информации, а значит, появляется возможность более углубленно изучить тот или иной материал;
- разнообразные формы работы с использованием ИКТ позволяют заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиск нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи;
- возможность качественно и быстро осуществлять контроль учащихся.  А следовательно, в дальнейшем можно построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета.

Важным направлением в моей работе является обеспечение компьютерного сопровождения собственной педагогической деятельности. Возможности здесь неограниченны. Накопила электронные версии   контрольных работ,  раздаточных дидактически карточек, схем анализа различной деятельности (вычислительных навыков, мониторинг учебного процесса, УВ)

   Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека.

      Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься".
 Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.


Слайд 4 Урок   –  это  зеркало  общей   педагогической  культуры  учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.                                                                          В. Сухомлинский

СЛАЙД 5 Использование ИКТ на  уроках в школе позволяет :

•         активизировать познавательную деятельность учащихся;

•         индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

•         усилить образовательные эффекты;

•         повысить качество усвоения материала;

•         осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

•         проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

•         развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

•         овладевать практическими способами работы с информацией,

•         перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

СЛАЙД 6 Всю деятельность по  применению информативно-коммуникативных технологий   в школе можно разделить  на четыре этапа:

I этап.   Овладеть современными операционными системами и текстовым редактором, - учиться использовать действующие учебные компьютерные программы.

  Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе, – традиционные задачи всеобуча.

II этап. «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин»  Важной составляющей является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.

III этап. «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.

IV этап. Этап трансформации школы. Его главная задача – введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания.

Анализируя опыт   по использованию ИКТ в учебном процессе, можно сказать, что I этап     освоен. Основные используемые методы – это прохождение курсов по информационным технологиям, обмен опытом с коллегами и метод «проб и ошибок».

Второй важнейшей задачей, без решения которой невозможно было двигаться вперед, является задача  по применению ИКТ. Компьютер нужен учителю как дополнительный, а может быть, и как основной инструмент в учебном процессе. Это уже не роскошь – это необходимость. Учитель должен был научиться пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока и использовать его так же, как используем сегодня авторучку или мел для работы на уроке. 

Важной составляющей информатизации образовательного процесса на II этапе является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы информационно-коммуникативные технологии органично вплетались в деятельность  учителя, чтобы они стали неотъемлемой органичной частью любого урока.  

ИКТ  можно и нужно использовать практически на каждом уроке и на каждом этапе. Но необходимо не забывать о санитарно-гигиенических требованиях и об отрицательных сторонах применения ИКТ и интернет технологий. Современный урок – урок, неотъемлемой частью которого является презентация. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией. Презентации создают четкую последовательность действий на уроке, а урок – это творчество

Но нельзя забывать, что презентации могут превратить урок в развлечение (излишнее увлечение анимационными картинками, нагромождение демонстрационных картинок), необдуманное использование интерактивных программ, которые не дают право на ошибку, противоречит закону, что на ошибках учатся. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам. Поэтому, прежде чем на уроке использовать ту или иную компьютерную программу, в том числе для интерактивной доски, спросите себя: «Что я хочу от урока? Как данная программа поможет мне добиться моей цели? Чему ребенок учится, работая с этой программой? Какие умственные умения стимулируются?» Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то, возможно, эта программа и не нужна.

Слайд 7 Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих мудрых рукам эти инструменты дарят детям радость познания.

Главная задача образовательной политики - достижение нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Личность ученика, его индивидуальность - главная ценность, в связи с которой проектируются все другие звенья образовательного процесса.

Современные технологии внедряются буквально во все сферы человеческой жизнедеятельности, а во многих из них становятся просто незаменимыми, в результате кардинально трансформируя наше общество, производство и быт. Особенно ярко на фоне бурного развития этих технологий выделяется всемирная глобальная сеть Интернет, т.к. современный Интернет – это, в первую очередь, информация, а информация в нашем мире, как известно, это очень мощное орудие, иногда даже оружие... В связи с этим возникает вопрос: насколько необходимым и, конечно же, продуманным в аспекте влияния на человека является столь интенсивное развитие современной вычислительной техники, компьютерных сетей и новых информационных технологий?

Несмотря на то, что Интернет, как всемирная Сеть, несомненно, во многом полезен и облегчает деятельность современного человека, в то же время, разнородная информация, содержащиеся в сети Интернет, могут оказывать пагубное воздействие и влияние (и не только при чрезмерном потреблении) на психику и здоровье людей всех возрастов. Особенно остро проблема социализации в Интернете проявляется в подростковом и старшем школьном возрасте, когда происходит активное формирование познавательных процессов и личностных качеств человека.

Компьютеризация и интернетизация общества не обошла стороной и современное образование. Создание компьютерных классов, использование Интернета на уроках, школьные творческие задания, которые требуют от ученика наличия навыков работы на компьютере и в Интернете – всё это является одной из объективных причин освоения подростком «нового жизненного пространства» – киберпространства. Если старших школьников не обучать позитивному использованию возможностей и ресурсов Интернета как социокультурного феномена и современного социального института, не учитывать мощный социализирующий и воспитательный потенциал интернет-среды, то у нас и нет оснований удивляться тому, что происходит сейчас в подростковой среде: безоговорочно следуя тенденциям технического развития, старшие школьники испытывают на себе многие негативные последствия киберсоциализации: технофобии, уход от реальности и др.

Слайд 8 Дальнейшее развитие интернет-технологий объективно требует обязательного учёта знаний, накопившихся не только у технических, но и у общественных и гуманитарных (особенно – у психолого-педагогических) наук, что призвано способствовать обеспечению «безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации человека» в интернет-пространстве на основе раскрытия социально-педагогического потенциала Интернета как социального института и фактора позитивной социализации молодёжи.