СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Имена существительные. Имена собственные и нарицательные».

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок проведён в рамках ФГОС, с использованием ИКТ. На уроке были использованы методы беседы, наблюдения, сравнения. Использовался региональный компонент: дети читали пословицы. Учащиеся называли тему урока, цели и задачи, прогнозировали содержание урока. Активно участвовали на всех этапах урока. Комментировали правописание изученных орфограмм, давали полные ответы на поставленные вопросы. Была осуществлена межпредметная связь. (с историей, литературой, проектной деятельностью, окружающим миром.) На уроке выполнялись разнообразные виды работ: анаграмма, минутка чистописания, фонетический, морфемный, синтаксический разборы. Ученики работали по карточкам в парах. Были прочитаны стихи о доброте, сочинённые Магомедовой Аишей, стих-приветствие «Доброе утро», стихи-пожелания учителям.

   Урок прошёл интересно, живо, эмоционально. Всё запланированное было выполнено на уроке.

Просмотр содержимого документа
««Имена существительные. Имена собственные и нарицательные».»

Конспект открытого урока по русскому языку.

Учитель: Гороховская К.В.


Тема: «Имена существительные. Имена собственные и нарицательные».

Тип урока: закрепление изученного.


Цель урока: подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные и нарицательные» и написанию имен собственных с заглавной буквы. Названия художественных произведений, картин, журналов, кинотеатров, детских садов, магазинов, передач, марки машин, организаций, не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.


Задачи:1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные и нарицательные».

Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, отчества людей, географические названия, клички животных, названия художественных произведений с большой буквы.

2. Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навыки работы в парах.

3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку и литературе.

4.Развитие интереса к чтению разножанровой литературы.


Планируемые результаты: 1. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать учениками степень и качество участия в формате урока.

2. Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, прогнозировать работу на уроке, поиск средств ее осуществления; освоение способов решения проблем исследовательского характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3. Дети на практическом уровне совершенствуют навык написания с заглавной буквы собственных имён существительных. Проводят обобщение частных понятий в понятии «имена собственные и нарицательные».



Оборудование:

  • мультимедиа проектор

  • доска

  • иллюстративный материал

  • учебник

  • книги, задания для групп

  • символы для оценки (жёлтые круги с последующей дорисовкой)

  • подарки учителям в виде часов с пожеланиями.


Этап урока. Методы и приёмы.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1
























2

























3













4













5














6.











7.













































8







9








































10















11








12













13






14





15

I.Организационный момент























II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Повторение изученных орфограмм.




1.Работа в тетрадях.


















Проектная работа

Региональный компонент.

Устный опрос.










Прогнозирование















Региональный компонент.











Работа в учебнике и

в тетради.









Физминутка.



Работа на доске и в тетрадях.

Связь с литературным чтением.









































Деформированный текст.






Работа по учебнику


Работа в паре







































Воспитательный момент.















Повторение литературных жанров.







Самостоятельная работа














Итог урока.






Домашнее задание





Рефлексия.















- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок

русского языка. К нам пришли гости. Давайте по- приветствуем их.

-И хочется начать урок со стихотворения.

«Доброе утро»

Доброе утро!

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро! (хором)

Солнцу и птицам:

Доброе утро. (хором)

Улыбчивым лицам.

Доброе утро. (хором)

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

Длится до вечера

Счастье и радость

Наполнит пусть каждого.

Мы вас приветствуем

В мире и благости.


-Поздоровались, улыбнулись друг другу. Удачного

утра всем.



- Ребята, откройте тетради.

-Какое сегодня число, год?

Чему посвящён этот год?

Год- волонтёра.

Пусть он будет добрым,

замечательным, радостным, успешным.

-Запишем число.

Классная работа.

(пропущены буквы)

На доске.

Двадцать ч.твёртое .нв.ря.

Кла..ная р.бота.

Дети назовите орфограммы в этих словах.

-Сегодня 24 января - 2018 год.


На доске слово.

Анастасия.

-Ребята, что это за слово, какие ещё имена там спрятались?

Спрятались имена: Настя, Ася, Анита, Стас, Ия, Аня, Таня, Тая

-Давайте их запишем.

Анастасия, Настя, Ася, Анита, Стас, Ия, Аня

-Напишите своё имя, точку не ставьте.

-Каким обобщающим словом можно назвать эти слова?

Допишем это предложение - имена людей.

-Какой одной орфограммой объединены эти слова?

-Как называются такие слова, независимо от позиции в предложении всегда пишутся с большой буквы?


-Что означает ваше имя?

Почему вас так назвали?

Нравится ли вам ваше имя?

Дагестанские женские имена, оканчивающиеся на согласный, не имеют форму слова.









Какова тема нашего урока?

-А если конкретнее?


Что такое тема?



- Тема нашего урока: «Имена существительные».

Имена собственные и нарицательные.



-Как вы думаете, что нам предстоит сделать на

уроке?



Что вы знаете по этой теме?

(Пишутся с большой буквы названия улиц, стран, гор, озёр, океан -географические названия, названия кинотеатров, книг, журналов, газет)



На какой улице живем?

У подножия какой горы живём?

На берегу, какого моря, озера живём?

Реки Дагестана.



- Для чего нам надо знать эту тему?



Упражнение 23.

Работа у доски и в тетрадях.

На доске в два столбика записываем слова нарицательные и собственные. Дети выходят парами.

Москвич может быть и нарицательным и собственным именем. Детский сад «Ромашка». Кинотеатр «Россия», улица Космонавтов, гостиница Ярославль, автомобиль «Москвич», москвич-житель Москвы.


Презентация физминутки «Насекомые»



Словарь.

Викторина, вспоминаем произведения и записываем героев.

Двое детей рассказывают стихотворение, не называя его и автора.

«Береза» Сергей Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Как называется стихотворение и кто его автор?

Запишем в словарь название стихотворения, словарное слово берёза. В Дагестане есть берёза Радаа по фамилии учёного, открывшего этот вид берёзы.

Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.


Героиня этого произведения любила путешествовать необычным способом, на утках. Это лягушка. (В.М. Гаршин «Лягушка путешественница»,


Герой этого произведения на лету бросил Золушке хрустальный букет. Это воробей. (К. Паустовский «Растрёпанный воробей»)


Герой произведения никого не боялся , даже волка. Это заяц (Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца косые глаза, короткий хвост»).

Один герой произведения всё лето трудился, а его кума пела. Это Стрекоза и Муравей. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» (Случай, когда нарицательное существительное становится именем собственным)

Как живётся им зимой?

А как вы напишите эти имена существительные в предложении.


стрекоза. над, летала, голубая, водой.


соломинку, муравей, тащил, трудолюбивый.





В учебнике есть это задание. Но чтобы сохранить учебник и не писать в нём, мы будем работать на листочках

Кто написал данные произведения?


Стихотворение «Берёза» С.Т.Аксаков

Басня «Стрекоза и Муравей» Ш.Перро

Рассказ «Акула» С.А.Есенин

Сказка «Кот в сапогах» Л.Н.Толстой

Сказка «Аленький цветочек» Р.Гамзатов

Стихотворение «Мой дедушка» И.А. Крылов



Что вы заметили?

Как зовут вас?

Как папу?

Твоё имя и отчество будут писаться по первой букве. Это есть инициалы.

Обратите внимание на название басни. И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Какие это имена существительные?

Собственные или нарицательные?


Сценка. Отрывок из произведения И.А.Крылова «Стрекоза имуравей»


Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» — 
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».— 
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела».— 
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»


Выберем пословицы, подходящие к басне и запишем их:

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Поспешишь, людей насмешишь.

Делу время, потехе час.


Приметы: Муравьи прячутся в муравейник в дождливую погоду. Строят муравейник с южной стороны дерева.

Несут груз, превышающий вес своего собственного тела.

Охранять необходимо природу, не разорять муравейник.. Муравьи санитары леса.


Фразеологизм.

Кричать во всю ивановскую - кричать, что есть мочи, изо всех сил.

На площади в Москве, у колокольни Ивана Великого читали громко указы царя.


Какие литературные жанры вы знаете? (Стихотворение, басня, рассказ, сказка, пословицы поговорки, загадки, быль)

Обратите внимание на иллюстрации к произведению.

Репродукция – это картина художника в уменьшенном размере.


Стихи С.А. Есенина «Берёза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.


Задание на пять.

1.Вставь безударные гласные.

2.Подчеркни грамматическую основу в предложении.

3.Надписать части речи над словами.

4.Подчеркнуть сравнение.

Сравнение. Обстоятельство образа действия.

Предложение: повествовательное, невосклицательное, простое, расрастранённое.

Орфограммы.

Серебряный, злато-серебро.

Притяжательное местоимение.


-По какой теме работали?



-Приведите примеры имён собственных и

нарицательных имён существительных по дагестанской тематике.


Написать 10 собственных имён существительных

и 10 слов нарицательных имён существительных,

связанных с Дагестаном.



Завершите фразы. Слайд

-Мне стало понятнее…

-Самое интересное на уроке было…

-Дома я могу рассказать о…



Слайд. Нарисуй лицо смайлику.

Мне было интересно и понятно-

Было сложно, но интересно-

Было неинтересно и непонятно-







Мы благодарим наших гостей за ту честь, которую

оказали нам своим присутствием на нашем уроке.

Ученица прочтёт стихотворение учителям.


-В Дагестане не принято отпускать гостей без

подарков.







Дети приветствуют гостей поклоном головы.

Ученица читает стихотворение.





















Дети записывают.

Двадцать четвёртое января.

Классная работа.











Анастасия, Настя, Ася, Анита, Стас, Ия, Аня – имена людей.







Имена собственные.



Дети рассказывают о своих именах.











Собственные и нарицательные имена существительные.


О чем будет идти речь, о чём будет говориться.)





Нам предстоит работа по учебнику, фонетические, морфологические разборы, словарная работа, занимательный материал.






-Дети отвечают на вопросы.







Эту тему надо знать для различения имён собственных и нарицательных. Так как имена собственные пишутся с большой буквы, нарицательные – с маленькой.

















Словарь: берёза, лягушка, воробей, заяц, стрекоза, муравей.


































Дети записывают предложения.


Голубая стрекоза летала над водой.

Трудолюбивый муравей тащил соломинку.




На листочках дети работая в парах, соединяют произведения с их авторами.









Названия художественных произведений пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.

В письменной речи имя и отчество автора произведения сокращают до одной буквы. Это инициалы





























































Дети отвечают на вопросы.

-Мы работали по теме: «Имена собственные и нарицательные»


-Тарки-тау, Каспийское море, Петра I, Расул Гамзатова, Анвар Аджиев, курзе , плов, хинкал, аул, джаамат, тухум, кунак.)




Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, продолжают фразы.

Анализируют свою познавательную активность и успешность.





Ученица читает стихотворение.

Искренне говорим мы вам «спасибо»,

Говорим мы всем учителям,

Будьте молодыми и счастливыми,

Мира, долгих лет, добра,

здоровья вам!




Дети дарят открытку: часы со смайликами.