Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казанская школа-интернат имени Е.Г.Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано Заместитель директора по УВР ГБОУ "Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной" Зима А.Э. | Утверждаю Директор ГБОУ "Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной" Байкин С.Л. « 28 » августа 2016 г. |
Индивидуальный план самообразования
педагога-психолога
Байкиной Ирины Владимировны
на 2016-2021 годы
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:
« Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением схуха в условиях внедрения ФГОС для детей с ОВЗ »
г. Казань,2016 год
Содержание:
- Личные данные педагога-психолога
- Перспективный план на 2016-2021 учебные годы
1. Направление и формы работы
2. Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.
3. Изучение литературы по педагогике
4. Изучение литературы по психологии
5. Изучение литературы по диагностике, коррекционно-развивающей работе
6. Изготовление методического материала.
7. Результаты работы над темой
Личные данные педагога-психолога:
Фамилия: Байкина
Имя: Ирина
Отчество: Владимировна
Дата рождения: 30.04.1960
Место работы: ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г.Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Специальность по диплому: Психолог. Преподаватель психологии.
Общий стаж : 36лет, по специальности -3 года
Курсы: повышения квалификации
«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка), удостоверение 162402477020 №1796, 25 сентября 2015год; «Университет управления «ТИСБИ», 200 часов.
Профессиональная переподготовка УВО «Университет управления «ТИСБИ» по дополнительной профессиональной программе «Сурдопедагогика» часов, «Сурдопедагог», диплом 162403691365 №204, 20 мая 2016года
Тема самообразования: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в условиях внедрения ФГОС для детей с ОВЗ »
«Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой»
Перспективный план на 2016-2021 годы
Цели:
формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство в условиях внедрения ФГОС для детей с ОВЗ;
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.
Задачи:
ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании;
изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
применять инновационные технологии психолого-педагогической науки;
повышение общекультурного уровня;
использовать разнообразные формы работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса;
обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
Основные направления, в которых педагог-психолог должен
совершенствоваться и заниматься самообразованием:
Профессиональное (посещение занятий и мероприятий коллег и участие по обмену опыта)
Психологическое (совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики)
Методическое (разработка методических пособий, коррекционных программ, конспектов занятий для работы с детьми ОВЗ, с учетом индивидуального развития ребенка)
Информационно-компьютерные технологии (совершенствование знаний в области современных инновационных технологий, внедрение в профессиональную деятельность)
Предполагаемый результат:
Повышение качества профессиональной работы педагога-психолога.
Разработка пакета материалов для изучения по теме самообразования.
Самоанализ работы по теме самообразования.
Разработка практических рекомендаций для педагогов, воспитателей и
родителей по реализации личностно-ориентированного подхода
непосредственной образовательной деятельности с детьми.
Разработка коррекционно-развивающих программ для проведения
индивидуальных занятий с детьми с интеллектуальными нарушениями.
1. Направление и формы работы
Учебный год | Направление и формы работы | Время реализации |
2016-2017 учебный год | Изучение нормативных документов | систематически |
Изучение стандартов ФГОС для детей с ОВЗ | систематически |
Организация работы по изучению и распространению передового психолого-педагогического опыта. | в течение года |
Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации | в течение года |
Использование современных психолого-педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания | систематически |
Участие в экспертных комиссиях ПМПК школы | в течение года |
Оснащение кабинета материально-техническими средствами в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ | в течение года |
| Разработка коррекционных программ, для учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями | август-сентябрь |
| Работа по внедрению ФГОС в образовательное пространство среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями, перешедших на ФГОС в 1 классе | в течение года |
2017-2018 учебный год | Работа по внедрению ФГОС для детей с ОВЗ в образовательное пространство среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями, перешедших во 2 классе | в течение года |
Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения | систематически |
Подбор диагностического инструментария для обучающихся, перешедших на ФГОС для детей с ОВЗ | в течение года |
| Разработка коррекционных программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями | В течение года |
2018-2019 учебный год | Обобщение и распространение собственного опыта по внедрению ФГОС для детей с ОВЗ в образовательное пространство | в течение года |
| Работа по внедрению ФГОС в образовательное пространство среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями, перешедших на ФГОС с ОВЗ | в течение года |
| Подбор диагностического инструментария для обучающихся, согласно требованиям ФГОС для детей с ОВЗ, вариант 2.3 | в течение года |
2019-2020 учебный год | Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ | в течение года |
| Обобщение и распространение собственного опыта работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения | в течение года |
2020-2021 учебный год | Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ | в течение года |
| Разработка коррекционных программ, для учащихся с интеллектуальными нарушениями, в начальной школе. | в течение года |
| Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации | В срок |
| Подбор диагностического инструментария для обучающихся, согласно требованиям ФГОС, вариант 2.3 | в течение года |
| Обобщение и распространение собственного опыта работы с детьми ОВЗ | в течение года |
2. Изучение литературы по профессиональной самоподготовке (систематически)
№ п/п | Название | Автор | Издательство, год |
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей (проект) | | 2014г. |
2 | Основы психологической диагностики | Учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, М.К. Акимовой. | М, : Изд-во УРАО, 2003. – 392 с. |
3 | Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. | Никишина И.В. | Волгоград: Учитель, 2007. – 156 с |
2 | Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ | Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. | Справочник педагога-психолога. Школа. - №4. – 2012 г. |
3 | Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения | Шешерина Г.А. | авт.-сост.:– Тамбов, 2011 |
4 | Ключевая роль в обновленной системе образования | Рубцов В.В. | Школьный психолог. - № 1. – 2010 г. |
5 | «Перспективы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в свете разработки федерального государственного образовательного стандарта» | Кантор В.З. - | Институт коррекционной педагогики РАО |
6 | «Проблемы адаптации ребенка в первый период обучения в начальной школе. Преодоление трудностей в обучении учащихся с неярко выраженными нарушениями развития» | Екжанова Е.А. доктор педагогических наук, профессор | «Просвещение», Москва, |
7 | Отечественная система специального образования- фундамент инклюзивного обучения и воспитания | Кобрина Л.М. | Дефектология. — 2012. — № 3 |
8 | Специальная психология: | Сорокин В.М. | Учеб. пособие Под науч. Ред. Л.М. Шипицыной СПб.: «Речь», 2004 |
9 | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся | | ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ |
10 | Сурдопедагогика | Е.Г.Речицкая | М.; Специальная педагогика, 2009г. |
11 | Психология развития | Эльконин Д.Б. | М.; Академия, 2001.-144с. |
12 | Личностно-ориентированное обучение в современной школе | Якиманская И.С. | -М.; сентябрь, 2000.-111с. |
13 | Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания | Венгер Л.А. | М.; Просвещение, 1987. |
12 | Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. | Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. | – М.: Изд-во Моск.ун-та, 2004 |
3. Изучение литературы по педагогике
№ п/п | Название | Автор | Издательство, год | Период изучения |
1. | Методология педагогики | Краевский В.В. | М.: Академия, 2009. | 2016 |
2. | Педагогические технологии | Под общей ред. В.С. Кукушина. | ИКЦ «МарТ»; Ростов 2008. | 2016 |
3. | Педагогика | В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. | М.: Академия, 2009. | 2017 |
4. | Введение в педагогическую деятельность | Роботова А.С | М.: Академия, 2009. – 208 с. | 2017 |
5. | Основы педагогической технологии. | Питюков В.Ю. | М.: Изд-во «Гном и Д», 2007. | 2018 |
6. | Педагогический энциклопедический словарь | Б.М. Бим-Бад. | М., 2007. | 2018 |
7. | Социальная педагогика | Мудрик А.В. | М.: Академия, 2007. | 2019 |
8. | Введение в педагогическую деятельность | Орлов А.А. | М.: Академия, 2007. | 2019 |
9. | Современные образовательные технологии | Селевко Г.К | М., 2007. | 2020 |
10. | Основы коррекционной педагогики | Гонеев А.Д. | М.: Академия, 2007. | 2020 |
11. | Введение в педагогическую деятельность | Мижериков В.А | М.: Роспедагентство, 2009. | 2021 |
12. | Слагаемые педагогического мастерства. | М.И. Станкин | СПО № 9, 1996. | 2021 |
4. Изучение литературы по психологии (систематически)
1 | Психология | Выготский Л.С | М: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2000 г |
2 | Психология формирования и развития личности | Анциферова Л.И. | М.: Просвещение, 1961 г |
3 | Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция | А.Ф. Тумашенко | М.: Детство-Пресс, 2011 г. |
4 | Справочник педагога-психолога | Периодичное издание | ЗАО «МЦФЕР» 2015 год |
5 | Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. (электронный вариант) | Немов Р.С | — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. |
6 | Возрастная физиология и психофизиология | Е. А. Югова, Т. Ф. Турова | М. «Академия», 2011 г |
7 | Психология развития и возрастная психология | Н. В. Колисниченко | М. «Академия», 2010г |
8 | Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) | А. А. Бодалев, Н. В. Васина | СПб : 2005 г |
9 | Педагогика и психология игры. | Аникеева Н.П. | М.: Аспект Пресс, 1986 г |
10 | Ведение в нейропсихологию детского возраста | Семенович А.В. | М.; Генезис, 2008 |
5. Изучение литературы по диагностике,
коррекционно-развивающей работе (ситематически)
1 | Диагностика умственного развития детей | М. К. Акимова, В. Т. Козлова | М.: Просвещение, 2006 г. |
2 | Диагностика развития ребенка | А. А. Потапчук | М.: Генезис, 2007 г. |
3 | Методология и методика социально-педагогического исследования. | Загвязинский В.И. | М.: 1995. |
4 | Технология психокоррекционной работы по развитию воображения слабослышащих дошкольников и младших школьников | В.В.Ткачева Ю.А.Труханова | М.; Специальная психология ООО «НКЦ.; 2013.-120с. |
5 | Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников | О. В. Хухлаева | М. «Академия», 2003г. |
6 | Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья | Ирина Левченко, София Забрамная | М.: Академия , 2011 г. |
7 | Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме | Е. М. Мастюкова, Г. В. Грибанова, А. Г. Московкина | СПб, 2006 г |
8 | Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников | О. В. Хухлаева | М.; «Академия», 2003 г |
9 | Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция | А. Ф. Тумашенко | М.: Детство-Пресс 2011 г. |
10 | Диагностика готовности ребенка к школьному обучению | Степанова Н. | Дошкольное воспитание. – 2008. - № 11. – С. 43-46. |
11 | Практическая психодиагностика. Методики и тесты. | Райгородский Д.Я. | – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2005. – 672 с. |
12 | Психогимнастика | Чистякова М.И. | М.; 1995г |
13 | Методика подготовки детей к школе (психологические тесты, основные требования, упражнения) | сост. Н.Г. Кувагнова, Е.В. Нестерова | – Волгоград: Учитель, 2007. – 40 с. |
14 | Развитие и коррекция младших школьников с нарушенным слухом | Е.Г. Речицкая | М.; - Владос: 2005- 156с. |
15 | Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС | | Самара.; Региональный социопсихологический центр,2011 |
16 | Основы сказкотерапии | Зинкевич-Евстигнеева Т.Д | Школьный психолог. – 2008. №24, 25. |
17 | Лесная школа: коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников | Панфилова М.А. | – М.: Сфера, 2009. |
18 | Тренинг по сказкотерапии | ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой | – СПб.: Речь, 2005. |
19 | Сказки и игры с «особым» ребенком. | Набойкина Е.Л | - СПб: Речь. 2000. |
20 | Практикум по сказкотерапии | Зинкевич – Евстигнеева Т.Д | СПб: Речь 2004. |
6. Изготовление методического материала на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Название | Цель | Период изготовления |
1 | Создание минут релаксации, психологических настроев | Снижение эмоционального напряжения всех участников общеобразовательного процесса | В течение года |
2 | Создание картотеки диагностического инструментария | Организация оптимального мониторинга | В течение года |
3 | Создание картотеки игр и упражнений | Коррекция и развитие психических процессов обучающихся | В течение года |
4 | Изготовление памяток для педагогического коллектива | Повышение психологических знаний | В течение года |
5 | Изготовление памяток для родителей | Повышение психологических знаний | В течение года |
6 | Изготовление памяток для воспитателя | Повышение психологических знаний | В течение года |
7 | Создание героев для коррекционно-развивающих занятий | Для организационных моментов занятий | В течение года |
8 | Изготовление плакатов на тему: «Профессии» | Профориентационная работа с обучающимися | В течение года |
8. Результаты работы над темой
№ п/п | Название | Сроки |
-
| Выступления на педагогических советах, районных семинарах, методических объединениях | По плану школы |
2. | Разработки консультаций для педагогов, родителей, учащихся | По плану |
3. | Пополнение методической копилки, изготовление диагностического материала, бланков для диагностик, стимульного материала, анкет и т.д. | Регулярно |
4. | Создание минут релаксации, психологических настроев | Регулярно |
5. | Конспекты коррекционно-развивающих занятий | Регулярно |
6. | Интегрированная программа в сенсорной комнате для детей с ОВЗ | Регулярно |
7. | Применение арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии в психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ОВЗ | Регулярно |
8. | Изготовление информационных стендов, плакатов | Регулярно |
9. | Изготовление памяток для родителей и педагогов | По запросу |
10. | Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. | Регулярно |
11. | Применение психодиагностического инструментария | Регулярно |
| | |
Педагог-психолог Байкина Ирина Владимировна