Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная деятельность студентов»
СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж
имени Е.О. Мухина»
Доклад на тему: Реализация индивидуальных маршрутов деятельности студентов в ходе самостоятельной аудиторной работы.
Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена тем, что даже последнее поколение ФГОС, основанное на компетентностной парадигме профессионального образования, не обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию подготовки специалистов. Стандарты ориентируют нас на результаты подготовки, выраженные в категориях компетенции, умения, опыт практической деятельности и знания, общие для всех выпускников без учета их личностных качеств. В стандартах не указывается, как добиться, чтобы у всех обучающихся, не смотря на особенности их мышления, памяти внимания, мотивации, были сформированы все указанные результаты обученности на заявленном уровне. Что касается учебных дисциплин, то практика показывает, что преобладают единообразие и усредненный подход к студентам. Индивидуальный и дифференцированный подходы на учебных занятиях носят эпизодический характер - лишь на отдельных этапах процесса усвоения знаний, в отдельных видах учебной работы, без учёта индивидуальной траектории развития каждого студента. Хотя в образовательных учреждениях ежегодно проводятся диагностики как учебных умений и мотивации, так и профессиональной мотивации обучаемых в течение всего периода обучения, но никто из преподавателей ни учитывает их результатов при организации учебных занятий. Поэтому реализация индивидуальных маршрутов деятельности студентов в ходе самостоятельной аудиторной работы нужно рассматривать как проблему, которая поставлена нам новым стандартом, новыми подходами и новыми требованиями в системе образования. Что же представляет из себя ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) 1.ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальнми способностями и возможностями студента (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. 2 ИОМ – это структурированная программа действий обучающегося на некотором фиксированном этапе обучения. ИОМ – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и права студентов на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения. В.В. Лоренц определяет ИОМ как «целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки». ИОМ дает возможность каждому совершенствовать собственные знания, умения и навыки и углублять их с помощью проектировании своей учебной деятельности. ИОМ – это средство и результат индивидуализации и дифференциации образования. Для уроков истории разработаны разно уровневые задания, тесты ИОМ. В связи с обозначенной программой идет проектирование индивидуальных образовательных маршрутов) для: студентов с повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования и для студентов со средними образовательными потребностями, физическими способностями, средним уровнем развития навыков самообразования( 70% студентов)
ИОМ для студентов с повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования
Проблемно ориентированная характеристика | Студент(ка)….интересуется предметами общественно-гуманитарного профиля, увлекается литературой, имеет способности к гуманитарным предметам. Общительна; обладает средним уровнем интеллекта, имеет средний кругозор. Мышление предметно, затрудняется при абстрагировании. Нуждается в психологической поддержке. Ей необходимо накапливать опыт самостоятельной организации учебной деятельности и самой планировать свою предстоящую работу |
Цель индивидуального изучения предмета | Развитие пространственного и логического мышления, помощь в понимании алгоритма работы с заданиями, требующими анализа предложенных ситуаций. Практическая помощь при работе с текстами. Помощь в планировании самостоятельной работы. |
Основное содержание учебного материала | Формирование Древнерусского государства Киевская Русь. Процессы феодальной раздробленности. Формирование централизованного государства Московская Русь. Формирование сословно-представительной монархии. Формирование и развитие Российской империи. Эпоха просвещенного абсолютизма. Формирования представительских учреждений в Российской империи. Формирование советского государства. Тоталитаризм. Экономические процессы в современной России. |
Дополнительное содержание учебного материала | Хронологические задачи. Реконструкция исторического материала. Анализ причинно-следственных связей исторических событий. Аргументация собственного отношения к значительным событиям в истории. |
Источники дополнительной информации | 1. Сахаров А. История России с древнейших времен до конца XVI века, М, 2014 2. Боханов А.. История России. XVII-XIXвека, М, 2014 3. Загладин Н. История Отечества. XX-началоXXI века, М, 2015 4. Алексашкина Л. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, М, 2015 5. Баранов П. Контрольно-измерительные материалы. История, М, 2012 6. Гевуркова Е. Типовые тестовые задания. История, М, 2012 |
Планируемые результаты индивидуальной работы | Положительная динамика развития: умения выявлять причинно-следственных связей исторических событий; умения аргументировано доказывать свою точку зрения; умения находить в тексте ключевые слова, помогающие в определении исторических событий; умений, необходимых для самообразования |
ИОМ для студентов со средними образовательными потребностями , физическими способностями, средним уровнем развития навыков самообразования( 70% студентов)
Проблемно ориентированная характеристика студента | Студент(ка)… интересуется предметами общественно-гуманитарного и филологического профиля, увлекается спортом, имеет способности к гуманитарным предметам. Общительна; обладает высоким уровнем интеллекта, имеет широкий кругозор. Обладает развитым образным и логическим мышлением. Обладает достаточным опытом самостоятельной работы. Может сама планировать свою предстоящую работу. Ей необходим постоянный контроль в выполнении заданий. |
Цель индивидуального изучения предмета | Повторение изученного материала. Систематизация знаний. Анализ текстовых документов. |
Основное содержание учебного материала | XIX век: правление императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, НиколаяII. Общественно-политические процессы XX века. |
Дополнительное содержание учебного материала | Хронологические задачи. Реконструкция исторического материала. Анализ причинно-следственных связей исторических событий. Аргументация собственного отношения к значительным событиям в истории. |
Источники дополнительной информации | 1. Сахаров А. История России с древнейших времен до конца XVI века, М, 2014 2. Боханов А.. История России. XVII-XIXвека, М, 2014 3. Загладин Н. История Отечества. XX-началоXXI века, М, 2015 4. Алексашкина Л. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, М, 2015 |
|
Планируемые результаты индивидуальной работы | Положительная динамика развития: умения аргументировано доказывать свою точку зрения; умения анализировать текст, умения находить общее и особенное в исторических процессах. |
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов студентов. Развитие студента может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить студенту спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого студента и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагогического коллектива; возможностями образовательной организации удовлетворить образовательные потребности студента; возможностями материально-технической базы .Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы: постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели),выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели, конкретизация цели (выбор курсов),оформление маршрутного листа. Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий: осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения; осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута студента; активное включение студента в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута; организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.: Цель ИОМ - использовать потенциал предмета истории по индивидуализации образовательного процесса для достижения максимального результата личностно профессионального развития студента и требования ФГОС СПО к результатам обучения.
Литература:
1. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики : дис. … канд. пед. наук. – Шуя, 2017. -232 с.
2. Лоренц В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2011. – 250 с.
3. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в ВУЗе: Дис. … канд. пед. наук.- Архангельск, 2016
4. Семашко П.В., Семашко А.В., Нижегородский государственный технический университет (НГТУ г. Н. Новгород). Организация самостоятельной работы студентов на старших курсах.2017.
5. Попов Ю.В., Подлеснов В.Н., Садовников В.И., Кучеров В.Г., Андросюк Е.Р. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Самостоятельная работа студентов С. 15-24. – (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО.2016.
6. Пучков О.А., Солопова Н.С. Самоорганизация учебной деятельности в юридическом вузе (методологические основы). // Высшее образование в России №1, 2017.
2