МОУ « Останинская основная общеобразовательная школа»
Индивидуальная образовательная
программа педагога
Тема самообразования :
"Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики"
Учитель математики: Капустина Валентина Ивановна
Срок реализации: 1 год
2019г
Индивидуальная образовательная программа педагога (ИОП)-это документ , фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования педагога в установленный разработчиком период.
Актуальность программы:
Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: “Как учить?” Как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами “открывали” новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде.
Важность проблемы – развитие творческого потенциала учащихся – обусловлена двумя основными причинами:
- первая из них – падение интереса к учебе. Уже к концу десятилетнего обучения, как показывают различные психологические опросы, интерес к учебе сохраняют от 20 до 40% учащихся,
- вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации. Поэтому свою цель как учитель математики я вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, но главное – в развитии их творческих способностей.
Главным критерием деятельности учителя является конечный результат: смогли ли мы дать ученику определенную сумму знаний по предмету или удалось ли нам сформировать личность, готовую к творческой деятельности и саморазвитию. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Очень важно развивать у учащихся творческие способности, независимо от того, хорошо ребенок учиться или не очень. А такие способности есть у каждого ученика. Задача учителя – вовремя заметить и поощрить стремление ребят к творчеству и развитию способностей, изначально заложенных природой.
Цели программы:
- Поддерживание интереса к предмету;
- Развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;
- Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения;
- Развитие мышления вообще и творческого в частности;
- Подготовка учащихся к творческой деятельности;
- Умение переносить знания в незнакомые ситуации.
Поэтому развитие инициативы, творческих начал является первейшей задачей каждого педагога. Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике. Для учителя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Важнейшим элементом в его деятельности является работа над содержанием, которая включает глубокое продумывание учебного материала и выявление существенных связей не только внутри одной темы, раздела, но и по всему курсу школьного математического образования. Возникает потребность усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения активного творческого включения учащихся в процесс освоения математического материала. Учителю нужно стараться замечать и поощрять малейшие успехи детей, не подвергать осуждению, критике их неудачи и промахи.
Задачи программы:
поддерживать и развивать интерес к предмету;
прививать навыки учебно-исследовательской работы;
развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся;
учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с другими современными источниками информации;
показывать практическую направленность знаний, видеть роль и место математики в повседневной жизни, ее связь с другими науками.
ЭТАПЫ проектирования и реализации ИОП :
Первый этап -диагностический
Второй этап -проектировочный
Третий этап -реализационный
Четвертый этап -рефлексия.
Пятый этап - контрольно - оценочный
Диагностический этап
Сбор данных об уровне сформированности профессионально значимых качеств педагога, мотивах, готовности в целом к образованию и самообразованию;
Информация о том, чем педагог владеет в совершенстве и может поделиться с коллегами.
По какой проблеме, теме, инновации он может быть тьютором для других педагогов.
Информация об образовательных дефицитах педагога.
По итогам диагностического этапа составляется карта самооценки педагога двух экземплярах.
Проектировочный этап
Методическая служба школы анализирует образовательные дефициты педагогов всей образовательной организации и составляет перечень мероприятий, которые может предложить педагогам для их образования и самообразования. В этот перечень входят:
- вебинары издательства «Просвещение», и другие;
- участие в сетевых проектах на уровне муниципального района, педагогических выставках и педагогических чтениях;
- участие в методической работе школы( выступления на методических советах, педсоветах);
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- психолого-педагогические мониторинги;
- работа с материалами для самообразования по разным темам;
- курсовая подготовка;
- участие в научно-практических ,научно-методических, конференциях, форумах, семинарах;
- посещение мастер-классов, открытых занятий;
-участие в пилотных проектах;
-сетевые консультации
- диспуты и дискуссии.
Реализационный этап
Он включает в себя сопровождение процесса реализации индивидуальной образовательной программы педагога тьютором, образование и самообразование педагога посредством выбранных форм.
Рефлексия
На данном этапе происходит :
- представление своих образовательных продуктов в соответствии с указанной в ИОПП форме;
- анализ и коррекция процесса и результатов освоения индивидуальной образовательной траектории педагога;
- анализ удовлетворённости своей работой и оказанной со стороны тьютора
помощью;
-общественная оценка результативности обучения и воспитания школьников.
Контрольно-оценочный этап
Предполагает определение динамики уровня профессионального развития педагога. Это и подготовка документов на аттестацию, и присвоение очередного условного звания: старший учитель, ведущий учитель, и общественное признание, и награды за труд.
В заключение можно сказать, что содержание ИОПП будет зависеть не только от амбиций и усердия каждого педагога в планируемом объеме повышения квалификации, но и от качества методического сопровождения системы непрерывного профессионального образования на разных уровнях. Внести какое-либо данные о каком- либо мероприятии в ИОПП можно будет лишь в том случае, если оно спланировано внутренними и внешними методическими службами данного образовательного учреждения и доведено до сведения педагога. Однако не исключается и самостоятельный поиск мероприятий, способствующих повышению квалификации педагога.
№ п/п | Образовательные дефициты | Формы образования и самообразования | Сроки реализации образования (самообразования) | Формы предоставления результата реализации планируемого самообразования | Сроки представления результата | Формы тьюторского сопровождения |
1 | Составление рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей | Методическое объединение | 1год | Практикум по разработке конкретных методических продуктов | Январь -май | образовательный консалтинг |
2 | Разработка программ курсов внеурочной деятельности | Работа с Интернет - источником | 1год | Практикум по разработке конкретных методических продуктов | Январь -май | образовательный консалтинг |
3 | Профилактика и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся | Посещение уроков коллег | 1год | мониторинг уровня обученности и воспитанности обучающихся | В течение года | наставнический модуль |
4 | Оценка эффективности и результатов обучающихся по предмету | практикум | 1год | мониторинг уровня обученности и воспитанности обучающихся | В течение года | наставнический модуль |
5 | Освоение и применение современных достижений науки, техники, практики в профессиональной деятельности | Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов | 1год | оформление собственного сайта | В течение года | образовательный консалтинг |
6 | Оценка результатов своей профессиональной деятельности | семинар | 1год | участие в конкурсах профмастерства, творческих конкурсах | В течение года | модуль сопровождения педагога на основе индивидуального заказа |
7 | Коррекция своей профессиональной деятельности | Чтение педагогической, методической и предметной литературы | 1год | презентация педагогического опыта в профессиональной среде | В течение года | модуль сопровождения педагога на основе индивидуального заказа |
8 | Прогнозирование результатов своей профессиональной деятельности | Курсы повышения квалификации | 1год | участие в распространении своего опыта в рамках сетевого взаимодействия, стажировочных площадок | В течение года | модуль сопровождения педагога на основе индивидуального заказа |
9 | Постановка образовательных задач урока | Курсы повышения квалификации | 1год | Практикум по разработке конкретных методических продуктов | В течение года | партнерский |
10 | Постановка воспитательных задач урока | Курсы повышения квалификации | 1год | практикумы по разработке конкретных методических продуктов | В течение года | партнерский |
11 | Постановка развивающих задач урока | практикум | 1 год | практикумы по разработке конкретных методических продуктов | В течение года | партнерский |
12 | Самоанализ урока | семинар | 1 год | открытые уроки и внеурочные мероприятия | В течение года | образовательный консалтинг |
13 | Социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности | проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег | 1год | участие в распространении своего опыта в рамках сетевого взаимодействия, стажировочных площадок | В течение года | наставнический модуль |
14 | Разрешение конфликтных ситуаций | общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете | 1год | педагогические консилиумы, фестивали | В течение года | наставнический модуль |
15 | Взаимодействие со смежными специалистами по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся | изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов | 1год | участие в конференциях, форумах, семинарах, педсоветах, методических проектах | В течение года | наставнический модуль |
16 | Участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях | посещение семинаров, тренингов, конференций | 1год | мастер – классы; участие в семинарах. | В течение года | диспетчерский |