СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа для учащегося с ОВЗ НЗ 4.1

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная индивидуальная программа по сопровождению учащегося с ОВЗ 4.1.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа для учащегося с ОВЗ НЗ 4.1»

Индивидуальная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения Ф.И.О. – 4.1

Программа коррекционной работы, являясь частью АООП НОО

осуществляет индивидуально-ориентированную психолого- педагогическую помощь слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; минимизирует негативное влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся при освоении ими АООП НОО; осуществляет взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Цель: выявление особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; коррекция и развитие нарушенных функций, профилактика возникновения вторичных отклонений в развитии;

Задачи ( в соответствии с заключением ТПМПк)
  1. развитие и коррекцию дефицитарных функций (памяти, внимания, основных мыслительных операций и навыков;
  2. развитие навыков самоконтроля и саморегуляции мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер (посредством психогимнастики, арт-терапии, психомоторной коррекции).
  3. помощь в формировании отношений со сверстниками и взрослыми, способов и приёмов взаимодействия.
  4. формирование системы ценностных установок, ориентаций (посредством позитивной, поведенческой терапии, тренинга социальных навыков и т.д.). Помощь в освоении АООП.
  5. развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. создать условия для оптимизации социальной адаптации и интеграции обучающихся;

  6. формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения.

  7.  формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

  8. развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащения представлений о себе и своих возможностях;

  9. укрепление психологического здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности создавая оптимальные условия для развития личности;
  10. развитие эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой сферы ребенка с нарушениями зрения;

Планируемые результаты психолого-педагогического сопровождения:

Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО (11*)

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты освоения: АООП НОО соответствуют  ФГОС НОО (12*)

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  4. определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности ;осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Требования к результатам программы коррекционной работы должны отражать:

  1. овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

  2. овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;

  3. повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве; умение использовать в ориентировочной деятельности все сохранные анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства; умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания;

  4. развитие межличностной системы координат "слабовидящий -нормально видящий":развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;

  5. повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;

  6. повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта.

Предметом итоговой оценки освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.

Содержание учебного процесса

Программа рассчитана на 2 учебных года.

Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;

  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

  • восприятие пространства;

  • восприятие времени;

  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

  • кинестетическое и кинетическое развитие;

  • тактильно-двигательное восприятие;

  • развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

  • развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Программа строится из индивидуальных занятий 1 раз в неделю, и групповых 1 раз в неделю (тренинговые формы работы). Тренинги включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.

По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии.

Коррекционные занятия проводятся по специально составленному расписанию, в соответствии с учебным планом.

3-4 класс – 68 занятий (1 занятие индивидуальное, 1 групповое), по времени занятие рассчитано на 30 -35 мин и может включать в себя упражнения из нескольких блоков.

3 – 4 класс

Раздел 1 - Диагностический блок

Раздел 2 - Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных способностей

Повышение школьной мотивации; снижение уровня тревожности; развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу; развитие навыка коллективного сотрудничества.



Раздел 3 - Развитие произвольного внимания и поведения

Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; развитие переключения внимания и умения действовать по правилу; развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по инструкции; тренировка распределения внимания; увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Раздел 4 - Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации

Развитие логического мышления и сообразительности; развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения; развитие умения обобщать и находить противоположности; психогимнастические упражнения

Раздел 5 - Развитие внимания


Раздел 6 - Развитие мнестических способностей

Развитие разных видов и модальностей памяти; обучение способам запоминания; формирование произвольности запоминания


Раздел 7- Развитие эмоционально-волевой сферы

Развитие представлений о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения; вера в себя; формирование конструктивных способов реагирования конфликтной ситуации; Развитие самооценки, умений принять себя;

Раздел 8 - Развитие личностно-мотивационной сферы

Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д.); формирование навыков самоконтроля; формирование нравственных представлений

Раздел 9 - Итоговая диагностика




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!