Индивидуальная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения Ф.И.О. – 4.1
Программа коррекционной работы, являясь частью АООП НОО
осуществляет индивидуально-ориентированную психолого- педагогическую помощь слабовидящим обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей; минимизирует негативное влияния особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся при освоении ими АООП НОО; осуществляет взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Цель: выявление особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; коррекция и развитие нарушенных функций, профилактика возникновения вторичных отклонений в развитии;
Задачи ( в соответствии с заключением ТПМПк)
развитие и коррекцию дефицитарных функций (памяти, внимания, основных мыслительных операций и навыков; развитие навыков самоконтроля и саморегуляции мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер (посредством психогимнастики, арт-терапии, психомоторной коррекции). помощь в формировании отношений со сверстниками и взрослыми, способов и приёмов взаимодействия. формирование системы ценностных установок, ориентаций (посредством позитивной, поведенческой терапии, тренинга социальных навыков и т.д.). Помощь в освоении АООП. развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. создать условия для оптимизации социальной адаптации и интеграции обучающихся;
формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения.
формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащения представлений о себе и своих возможностях;
укрепление психологического здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности создавая оптимальные условия для развития личности; развитие эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой сферы ребенка с нарушениями зрения;
Планируемые результаты психолого-педагогического сопровождения:
Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО (11*)
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения: АООП НОО соответствуют ФГОС НОО (12*)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности ;осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Требования к результатам программы коррекционной работы должны отражать:
овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;
повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве; умение использовать в ориентировочной деятельности все сохранные анализаторы, средства оптической коррекции и тифлотехнические средства; умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания;
развитие межличностной системы координат "слабовидящий -нормально видящий":развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;
повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего; формирование умений пользоваться оптическими, тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;
повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта.
Предметом итоговой оценки освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Содержание учебного процесса
Программа рассчитана на 2 учебных года.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
восприятие пространства;
восприятие времени;
восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
кинестетическое и кинетическое развитие;
тактильно-двигательное восприятие;
развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Программа строится из индивидуальных занятий 1 раз в неделю, и групповых 1 раз в неделю (тренинговые формы работы). Тренинги включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.
По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии.
Коррекционные занятия проводятся по специально составленному расписанию, в соответствии с учебным планом.
3-4 класс – 68 занятий (1 занятие индивидуальное, 1 групповое), по времени занятие рассчитано на 30 -35 мин и может включать в себя упражнения из нескольких блоков.
3 – 4 класс
Раздел 1 - Диагностический блок
Раздел 2 - Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных способностей
Повышение школьной мотивации; снижение уровня тревожности; развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу; развитие навыка коллективного сотрудничества.
Раздел 3 - Развитие произвольного внимания и поведения
Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; развитие переключения внимания и умения действовать по правилу; развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по инструкции; тренировка распределения внимания; увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
Раздел 4 - Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации
Развитие логического мышления и сообразительности; развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения; развитие умения обобщать и находить противоположности; психогимнастические упражнения
Раздел 5 - Развитие внимания
Раздел 6 - Развитие мнестических способностей
Развитие разных видов и модальностей памяти; обучение способам запоминания; формирование произвольности запоминания
Раздел 7- Развитие эмоционально-волевой сферы
Развитие представлений о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения; вера в себя; формирование конструктивных способов реагирования конфликтной ситуации; Развитие самооценки, умений принять себя;
Раздел 8 - Развитие личностно-мотивационной сферы
Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д.); формирование навыков самоконтроля; формирование нравственных представлений
Раздел 9 - Итоговая диагностика