Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа логопедического коррекционного курса для учащихся 3 класса составлена на основе адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБОУ «Нижнесортымская СОШ».
Среди учащихся общеобразовательных школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка.
В логопедии понятие «тяжелое нарушение речи» (ТНР) применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Отмечается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, нарушение фонематического слуха.
Дети с тяжелым нарушением речи обучаются в общеобразовательных школах.
Обучающиеся данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Без коррекционной помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих.
Характеристика группы:
Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.
Дефектное произношение звуков, распространяющееся на несколько групп оппозиционных звуков.
Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
- недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
- недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
- трудности овладения письмом и чтением.
Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается следующее:
- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности овладения учебными понятиями, терминами;
- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
- недостаточное развитие связной речи.
3.Психологические особенности.
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточное развитие способности к переключению.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточная способность к запоминанию словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля в области языковых явлений.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Вследствие:
- недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Задачи коррекционного курса:
1. Формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий.
2. Корригирование дефектов произношения.
3. Обогащение и развитие словарного запаса, обучение точному употреблению слов, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию умений пользоваться различными способами словоизменения и словообразования.
4. Обогащение словаря путём подбора антонимов и синонимов.
5. Развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания.
6. Развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний.
7. Развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов.
Общая характеристика коррекционного курса
Данный курс является частью системной работы по коррекции речевой системы. Он направлен на осуществление специальной логопедической помощи обучающемуся, испытывающему трудности в освоении основной общеобразовательной программы, составлен на основе инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой; программно-методических материалов для логопедических занятий Козыревой Л.М; программы по преодолению дисграфии Мазановой Е.В. Так же использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы Р. И. Лалаевой, И.А. Поваровой, В.А. Гончаровой, Е.М.Матвеевой.
Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи эффективна при реализации следующих принципов:
- единства диагностики и коррекции;
- коррекционно – развивающей направленности образовательного процесса;
- развития речи с опорой на онтогенез;
- взаимосвязанного формирования фонетико-фонематического и лексико-грамматических компонентов языка.
- принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Реализация поставленных задач возможна лишь в случае взаимосвязанной работы в нескольких направлениях, а именно:
I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.
Работа над развитием фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности: на 1-м этапе выделяется звук на фоне слова, определяется место звука (начало, середина, конец) с предварительной отработкой этих понятий на предметном уровне; на 2-м этапе происходит развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам в слове).
На следующем этапе формируется фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Начинается работа с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Эта работа подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков.
Дифференциация парных согласных звуков проводится на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
II. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.
Данный вид работы направлен на уточнение значения слов, имеющихся у детей, формирование и обогащение словарного запаса. Необходимо совершенствовать и развивать грамматическое оформление речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне. Работа начинается с развития представлений о речи, предложении, слове, как основной языковой единице. Умение выделять слова, обозначающие предметы, действия, признаки, различать данные части речи.
В течение учебного года проводится работа над развитием грамматических норм русского языка.
III. Развитие связной речи.
В ходе данного направления обучающиеся учатся чётко излагать свои мысли, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию.
IV. Развитие психических процессов.
Данная работа предусматривает:
1) Развитие высших психических функций: внимания (концентрации, переключения, устойчивости, объёма внимания); памяти (кратковременной, долговременной, слуховой, зрительной); мыслительных операций (обобщения и классификации, аналогии, установление причинно-следственных связей, сравнения и абстрагирования). Развитие зрительного восприятия, формирование буквенного гнозиса.
2) Формирование пространственных представлений (исходным является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, определение последовательности предметов, графических знаков, букв).
3) Формирование временных представлений включает в себя выяснение, уточнение и активизацию основных единиц времени, определение временной последовательности каких-либо действий и событий, периоды человеческого возраста и роли в семье.
4) Развитие графомоторных навыков, моторных движений.
3. Место коррекционного курса
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год на логопедическую коррекцию отведено 2 часа в неделю 68 часов в год. Срок реализации коррекционного курса один учебный год (3 класс).
4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
- повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- формирование внутренней позиции обучающегося;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- учиться работать в паре.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Предметными результатами прохождения данного курса является сформированность следующих умений:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- определять ударные и безударные гласные, слоги;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук и сравнивать слова со сходными звуками;
- различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, правильно называть их, использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый согласный, мягкий согласный, глухой согласный, звонкий согласный;
- правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о-а, и-у, л-м, и-ш, г-п, Е-З)
- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов;
- выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух-пяти слов; использовать термин слово;
- восстанавливать предложения с заданными звуками;
- списывать с печатного и рукописного текста слова;
- читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты;
- различать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия; ставить вопросы что? кто? какой? какая? какое? что делает? Дифференцировать их.
5. Содержание коррекционного курса
- Звук. Слово. Предложение.
- Пространственные и временные представления.
- Речь и звуки.
- Дифференциация гласных I—II ряда.
- Дифференциация согласных.
- Дифференциация предлогов и приставок.
- Связная речь.
Лексические темы из раздела «Связная речь» рекомендуется использовать на каждом занятии, интегрируя их с темой. Рекомендуемые виды работ по разделу «Связная речь»:
- Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.
- Составление рассказа по его началу.
- Составление рассказа по его концу.
- Составление вступления и заключения к рассказу.
- Составление рассказа по данному плану.
Лексические темы:
- «Профессии жителей родного посёлка».
- «Растения и животный мир».
- «Транспорт».
- «Перелетные птицы».
- «Дикие животные».
- «Профессии».
- «Жилища животных».
- «Зимние зарисовки».
- «Дикие и домашние животные».
- «Времена года».
- «Магазин».
- «Рыбы».
6. Тематическое планирование
№п/п | Тема коррекционного занятия | Содержание коррекционной работы | Развитие неречевых процессов | Количество часов | Дата |
Раздел: Пространственные и временные представления |
1. | Пространственные представления | Отработка понятий «правый» и «левый». Определение пространственных действий предметов. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. | 1 | |
2. | Определение последовательности в пространстве | Отработка понятий «правый» и «левый». Работа по клеточкам. Графический диктант. | Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления (загадки), творческого воображения, быстроты реакции. | 1 | |
3. | Временные представления | Времена года. Сутки. | Развитие образного и логического мышления («Угадай слово по его описанию»), зрительное внимание. | 1 | |
Раздел: Речь и звуки |
4. | Органы артикуляции. | Понятие «Речь». Неречевые и речевые звуки. Схема слова. Подбор слов к заданной схеме. | Упражнение «Черные точки». Развитие слухового внимания, мышления и быстроты реакции. | 1 | |
Раздел: Дифференциация сходных по акустико-артикуляционным признакам звуков и букв |
5. | Дифференциация гласных I—II ряда | Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме. | Отработка понятий «правый» и «левый». | 1 | |
6. | Дифференциация А-Я в слогах, в словах | Звуки и буквы. Гласные звуки. Уточнение артикуляции звуков. Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со слогами, словами-паронимами. | Развитие слухового внимания, фонематического слуха. | 1 | |
7. | Дифференциация А-Я в предложениях и связных текстах | Работа со словами, предложениями. Выделение гласных из середины слова. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. Логорифмовки. | Развитие способности концентрировать внимание. | 1 | |
8. | Дифференциация О-Ё в слогах, в словах | Уточнение артикуляции звуков. Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со слогами, словами-паронимами. | Развитие слухового внимания и памяти. Развитие мелкой моторики рук. | 1 | |
9. | Дифференциация О-Ё в предложениях и связных текстах | Работа со словами, предложениями. Выделение гласных из середины слова. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. Логорифмовки. | Развитие логического мышления (загадки), фонематического слуха, развитие голоса (фонетическая зарядка). | 1 | |
10. | Дифференциация У-Ю в слогах, в словах | Понятие предложение. Графическое изображение предложений. Уточнение артикуляции звуков. Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со слогами, словами-паронимами. | Развитие способности концентрировать внимание (использование схем и крышечек). | 1 | |
11. | Дифференциация У-Ю в предложениях и связных текстах | Работа со словами, предложениями. Выделение гласных из середины слова. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. Логорифмовки. | Развитие логического мышления (загадки), фонематического слуха. | 1 | |
12. | Дифференциация Ы-И в слогах, в словах | Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Уточнение артикуляции звуков. Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со слогами, словами-паронимами. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики рук. | 1 | |
13. | Дифференциация Ы-И в предложениях и связных текстах | Работа со словами, предложениями. Выделение гласных из середины слова. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. Логорифмовки. | Развитие логического мышления (загадки), фонематического слуха. | 1 | |
14. | Дифференциация Ё-Ю в слогах, в словах | Различение имени существительного и глагола. Уточнение артикуляции звуков. Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со словами. | Развитие логического мышления и умения классифицировать предметы. | 1 | |
15. | Дифференциация Ё-Ю в предложениях и связных текстах | Понятие имя прилагательное. Общее значение. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. | Проведение дыхательных упражнений. Развитие памяти, воображения. | 1 | |
16. | Дифференциация Б-П в слогах, словах. | Имя прилагательное. Род и число. Слова, обозначающие признаки предмета. Уточнение артикуляции звуков. Конструирование букв. Работа со словами. Анализ слов ПОДНОС–ПОД НОС, ИЗ ПОДВАЛА- ИЗ-ПОД ВАЛА. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. | 1 | |
17 | Дифференциация Б-П в словах и предложениях. | Имя прилагательное. Род и число. Анализ слов. Составление предложения с предлогом ИЗ-ПОД, ПЕРЕД ПО. Правописание сомнительного согласного в конце слов. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. | Развитие внимания (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»). | 1 | |
18. | Дифференциация Б-П в предложениях и связных текстах. | Различение имени существительного, прилагательного и глагола. Графическое изображение слов, обозначающих предмет, признаки предмета, действия. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант. | Развитие логического мышления. | 1 | |
19. | Дифференциация В-Ф в слогах, словах. | Различение имени существительного, прилагательного и глагола. Графическое изображение слов, обозначающих предмет, признаки предмета, действия. Уточнение артикуляции звуков. Конструирование букв. Работа со словами. | Развитие мелкой моторики рук и фонематического слуха и восприятия (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
20. | Дифференциация В-Ф в словах и предложениях. | Понятие Предлог. Анализ слов ИЗВИНИТЬ – ИЗ ВИНОГРАДА. Составление предложений с предлогом В. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. | Развитие мелкой моторики рук и фонематического слуха и восприятия (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
21. | Дифференциация В-Ф в предложениях и связных текстах. | Понятие Предлог. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант. | Развитие мелкой моторики рук и фонематического слуха и восприятия (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
22. | Дифференциация Г-К в слогах, словах. | Слова близкие по смыслу – синонимы. Уточнение артикуляции звуков. Конструирование букв. Работа со словами. Анализ слов КВАС-К ВАСЕ. | Развитие логического мышления (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
23. | Дифференциация Г-К в словах и предложениях. | Слова близкие по смыслу – синонимы. Анализ слов ГАРМОНЬ, ШЛАНГИ Составление предложения с предлогом К. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. | 1 | |
24. | Дифференциация Г-К в предложениях и связных текстах. | Слова противоположные по значению – антонимы. Анализ слова ИЗБУШКА. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант. | Развитие фонематического слуха, логического мышления (загадки). | 1 | |
25. | Дифференциация Д-Т в слогах, словах. | Слова противоположные по значению – антонимы. Уточнение артикуляции звуков. Конструирование букв. Работа со словами. Анализ слов ДОЛБИТЬ-ДО ЛБА, ОТЛИВ –ОТ ЛИВНЯ | Развитие логического мышления (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
26. | Дифференциация Д-Т в словах и предложениях. | Слова-омонимы. Составление предложения с предлогами ДО, ОТ. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. | Развитие зрительной, слуховой, речевой памяти и внимания. | 1 | |
27. | Дифференциация Д-Т в предложениях и связных текстах. | Слова-омонимы. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант. | Развитие логического мышления (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
28. | Дифференциация Ж-Ш в слогах, словах. | Однозначные и многозначные слова. Уточнение артикуляции звуков. Конструирование букв. Работа со словами. Анализ слов КРУЖОК, ДОЖДИК. Слова –паронимы. | Развитие фонематического слуха. | 1 | |
29. | Дифференциация Ж-Ш в словах и предложениях. | Однозначные и многозначные слова. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. | 1 | |
30. | Дифференциация Ж-Ш в предложениях и связных текстах. | Фразеологизмы. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики рук. | 1 | |
31. | Дифференциация З-С в слогах, словах. | Фразеологизмы. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами. Приставки С, ЗА | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции». | 1 | |
32. | Дифференциация З-С в словах и предложениях. | Состав слова. Корень. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Сомнительные согласные на конце слова. | Развитие логического мышления (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
33. | Дифференциация З-С в предложениях и связных текстах. | Состав слова. Корень. Родственные слова. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант. | Развитие зрительной, слуховой, речевой памяти и внимания. | 1 | |
34. | Дифференциация С-Ш в слогах, словах. | Состав слова. Родственные слова и формы слова. Уточнение артикуляции звуков. Конструирование букв. Упражнения с разрезной азбукой. Анализ слов: МЫШКА. СТОЛИК. Слова-паронимы. | Развитие внимания (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»). | 1 | |
35. | Дифференциация С-Ш в словах и предложениях. | Состав слова. Родственные слова и формы слова. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. | Развитие внимания (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»). | 1 | |
36. | Дифференциация С-Ш в предложениях и связных текстах. | Состав слова. Родственные слова и формы слова. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант. | Развитие памяти (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»). | 1 | |
37. | Дифференциация С-Ц в слогах, словах. | Состав слова. Приставка. Уточнение артикуляции звуков. Чтение слогов. Выделение звуков из слов. | Развитие мелкой моторики рук. Развитие зрительного внимания. | 1 | |
38. | Дифференциация С-Ц в словах и предложениях. | Состав слова. Приставка. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. | | 1 | |
39. | Дифференциация С-Ц в предложениях и связных текстах. | Состав слова. Приставка. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант. | Развитие логического мышления (загадки), фонематического слуха. | 1 | |
40. | Дифференциация Ч-Ц в слогах, словах. | Состав слова. Образование слов с помощью приставок. Уточнение артикуляции звуков. Чтение слогов и чистоговорок. Конструирование букв. | Развитие логического мышления (загадки). | 2 | |
41. | Дифференциация Ч-Ц в словах и предложениях. | Приставка и предлог. Составление схем слов со стечением согласных. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Составление слов. | Развитие внимания (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»). | 1 | |
42. | Дифференциация Ч-Ц в предложениях и связных текстах. | Приставка и предлог. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант. | Развитие логического мышления (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
43. | Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах. | Состав слова. Суффикс. Уточнение артикуляции звуков. Чтение слогов и чистоговорок. Конструирование букв. | Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
44. | Дифференциация Ч-Щ в словах и предложениях. | Состав слова. Суффикс. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Составление слов. | Развитие логического мышления (ребусы). | 1 | |
45. | Дифференциация Ч-Щ в предложениях и связных текстах. | Состав слова. Образование слов с помощью суффиксов. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант. | Развитие внимания (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»). | 1 | |
46. | Дифференциация Ч-Ш в словах и предложениях. | Состав слова. Морфемный разбор. Уточнение артикуляции звуков. Работа со схемой слова. Постановка пропущенной буквы. Составление слов. Исправление ошибок в тексте. | Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
47. | Дифференциация Ж-З в слогах, словах, текстах. | Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. Уточнение артикуляции звуков. Анализ слова УЖАС, УЗНАТЬ. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. | Развитие внимания. Узнавание предмета по контурному изображению. Совершенствование навыка чтения. | 1 | |
48. | Дифференциация Ф-Х в слогах, словах, текстах. | Предложение. Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе и роде. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. | Развитие логического мышления (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»). | 1 | |
Раздел: Дифференциация букв, сходных по оптико-моторным признакам |
49. | Дифференциация А-О в слогах, в словах | Понятие имя существительное. Графическое изображение слов –предметов. Уточнение артикуляции звуков. Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со словами. | Развитие эмоциональной сферы. Проведение упражнений для развития голоса. | 1 | |
50. | Дифференциация А-О в предложениях и связных текстах | Понятие имя существительное. Род и число. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. | Развитие логического мышления (загадки), фонематического слуха. | 1 | |
51. | Дифференциация И-У в слогах, в словах | Понятие глагол. Графическое изображение слов –действий. Уточнение артикуляции звуков. Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со словами | Развитие связной речи, фонематического восприятия, фонематического слуха. | 1 | |
52. | Дифференциация И-У в предложениях и связных текстах | Понятие глагол. Число время. Слова- действия Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. | Развитие мелкой моторики рук. | 1 | |
53. | Дифференциация Ш-Щ в словах и предложениях. | Состав слова. Морфемный разбор. Уточнение артикуляции звуков. Чтение слогов и чистоговорок. Конструирование букв. | Развитие ассоциативных представлений, фонематического слуха и восприятия. | 1 | |
54. | Дифференциация Ш-Щ в предложениях и связных текстах. | Понятие Предложение. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Составление слов. | Развитие логического мышления (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»). | 1 | |
55. | Дифференциация Х-Ж в словах и предложениях. | Предложение. Грамматическая основа предложения. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант. | Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
56. | Дифференциация Х-Ж в предложениях и связных текстах. | Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Составление слов. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант. | Совершенствование навыка чтения при прочтении коротких отрывков на время. | 1 | |
57. | Дифференциация П-Т в слогах, словах. | Предложение. Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе и роде. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. | Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
58. | Дифференциация П-Т в словах и предложениях. | Предложение. Управление. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. | Развитие логического мышления (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»). | 1 | |
59. | Дифференциация П-Т в предложениях и связных текстах. | Предложение. Управление. Составление слов. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант. | Развитие ассоциативных представлений, фонематического слуха и восприятия. | 1 | |
60. | Дифференциация П-Н в слогах, словах, текстах. | Распространение предложения. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. | Развитие фонематических процессов. Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
61. | Дифференциация К-Н в слогах, словах, текстах. | Распространение предложения. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. | Развитие пространственной ориентировки. | 1 | |
62. | Дифференциация Б-Д в слогах, словах. | Границы предложения. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. | Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
63. | Дифференциация Б-Д в словах и предложениях. | Границы предложения. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики рук. | 1 | |
64. | Дифференциация Б-Д в предложениях и связных текстах. | Связь слов в предложении. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант. | Совершенствование навыка чтения при прочтении коротких отрывков на время. | 1 | |
65. | Дифференциация Л-М в слогах, словах. | Связь слов в предложении. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. | Развитие способности концентрировать внимание. | 1 | |
66. | Дифференциация Л-М в словах и предложениях. | Ударение. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. | Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий) | 1 | |
67. | Дифференциация Л-М в предложениях и связных текстах. | Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики рук. | 1 | |
Раздел: Проверочная работа |
68. | Диктант. Работа над ошибками | | | 1 | |
| Всего | | | 68 | |
7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса
Библиография:
Гайдина Л.И., Обухова Л.А., Логопедические упражнения, Москва, «Вако», 2008 г.
Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов, 1991 г.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, Москва, «Владос», 2004 г.
Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция, Ростов-на-Дону, «Феникс», Санкт Петербург, «Союз», 2004г.
Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников, Санкт Петербург, СПбГУПМ, 1999г.
Мазанова Е.В. Логопедия, комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, издательство ООО «Аквариум-Принт», 105005, Москва, 2006 г.
Парамонова Л.Г., Предупреждение и устранение дисграфии у детей, издательство «Союз», 191023, С._Петербург, а/я 103, 2001 г.
Поварова И.А., Гончарова В.А., Нарушения письменной речи у младших школьников, Ростов н/Дону: «Феникс», 2008 г.
Садовникова И.Н., Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, 1997 г.
Информационно-коммуникативные технологии:
Логопедический тренажер Дэльфа 142.1 для детей с ОВЗ. Методические рекомендации: О.Е.Грибова; Т.К.Королевская; Т.В.Лусс; Н.В.Мазурова. ООО «Дэльфа М». Москва, 117279, Профсоюзная ул., дом 93А, 2019 г.
Тренажёр «Учимся читать» (диск). Авторы: З.А.Зарецкая, Д.В.Зарецкий. ООО «Новый диск», Москва, Петровско-Разумовская аллея, д.10, корп.1, 2010 г.
Тренажёр «Школа грамоты» (диск). Пособие для младших школьников. ООО «1С». 123056, а/я 64, ул.Селезневская, д.21, 2019 г.
«Уроки Кирилла и Мефодия» (мультимедийное учебное пособие, диск), ООО «Кирилл и Мефодий», 117313, Москва, ул.Кравченко, д.4, корп.2, 2007 г.