СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка индивидуальной программы для учащихся 3 класса ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка рабочей программы, календарно-тематического планирования, планируемые результаты, место курса в учебной программе, список литературы. для Индивидуальной работы детей с ОВЗ 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Разработка индивидуальной программы для учащихся 3 класса ОВЗ»

  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа логопедического коррекционного курса для учащихся 3 класса составлена на основе адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБОУ «Нижнесортымская СОШ».

Среди учащихся общеобразовательных школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка.

В логопедии понятие «тяжелое нарушение речи» (ТНР) применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Отмечается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, нарушение фонематического слуха.

Дети с тяжелым нарушением речи обучаются в общеобразовательных школах.

Обучающиеся данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Без коррекционной помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих.

Характеристика группы:

  1. Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.

    1. Дефектное произношение звуков, распространяющееся на несколько групп оппозиционных звуков.

    2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

- недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

- недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

- трудности овладения письмом и чтением.

  1. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.

    1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

    2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается следующее:

- недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

- трудности овладения учебными понятиями, терминами;

- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

- недостаточное развитие связной речи.

3.Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.

  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

  3. Недостаточное развитие способности к переключению.

  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

  5. Недостаточная способность к запоминанию словесного материала.

  6. Недостаточное развитие самоконтроля в области языковых явлений.

  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Вследствие:

- недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Задачи коррекционного курса:

1. Формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий.

2. Корригирование дефектов произношения.

3. Обогащение и развитие словарного запаса, обучение точному употреблению слов, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию умений пользоваться различными способами словоизменения и словообразования.

4. Обогащение словаря путём подбора антонимов и синонимов.

5. Развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания.

6. Развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний.

7. Развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов.


  1. Общая характеристика коррекционного курса

Данный курс является частью системной работы по коррекции речевой системы. Он направлен на осуществление специальной логопедической помощи обучающемуся, испытывающему трудности в освоении основной общеобразовательной программы, составлен на основе инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой; программно-методических материалов для логопедических занятий Козыревой Л.М; программы по преодолению дисграфии Мазановой Е.В. Так же использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы Р. И. Лалаевой, И.А. Поваровой, В.А. Гончаровой, Е.М.Матвеевой.

Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи эффективна при реализации следующих принципов:

- единства диагностики и коррекции;

- коррекционно – развивающей направленности образовательного процесса;

- развития речи с опорой на онтогенез;

- взаимосвязанного формирования фонетико-фонематического и лексико-грамматических компонентов языка.

- принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Реализация поставленных задач возможна лишь в случае взаимосвязанной работы в нескольких направлениях, а именно:

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.

Работа над развитием фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности: на 1-м этапе выделяется звук на фоне слова, определяется место звука (начало, середина, конец) с предварительной отработкой этих понятий на предметном уровне; на 2-м этапе происходит развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам в слове).

На следующем этапе формируется фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Начинается работа с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Эта работа подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков.

Дифференциация парных согласных звуков проводится на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

II. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.

Данный вид работы направлен на уточнение значения слов, имеющихся у детей, формирование и обогащение словарного запаса. Необходимо совершенствовать и развивать грамматическое оформление речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне. Работа начинается с развития представлений о речи, предложении, слове, как основной языковой единице. Умение выделять слова, обозначающие предметы, действия, признаки, различать данные части речи.

В течение учебного года проводится работа над развитием грамматических норм русского языка.

III. Развитие связной речи.

В ходе данного направления обучающиеся учатся чётко излагать свои мысли, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию.

IV. Развитие психических процессов.

Данная работа предусматривает:

1) Развитие высших психических функций: внимания (концентрации, переключения, устойчивости, объёма внимания); памяти (кратковременной, долговременной, слуховой, зрительной); мыслительных операций (обобщения и классификации, аналогии, установление причинно-следственных связей, сравнения и абстрагирования). Развитие зрительного восприятия, формирование буквенного гнозиса.

2) Формирование пространственных представлений (исходным является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, определение последовательности предметов, графических знаков, букв).

3) Формирование временных представлений включает в себя выяснение, уточнение и активизацию основных единиц времени, определение временной последовательности каких-либо действий и событий, периоды человеческого возраста и роли в семье.

4) Развитие графомоторных навыков, моторных движений.

3. Место коррекционного курса

В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год на логопедическую коррекцию отведено 2 часа в неделю 68 часов в год. Срок реализации коррекционного курса один учебный год (3 класс).

4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:

- повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- формирование внутренней позиции обучающегося;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы с учителем;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Предметными результатами прохождения данного курса является сформированность следующих умений:

- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- определять ударные и безударные гласные, слоги;

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- подбирать слова на заданный звук и сравнивать слова со сходными звуками;

- различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, правильно называть их, использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый согласный, мягкий согласный, глухой согласный, звонкий согласный;

- правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о-а, и-у, л-м, и-ш, г-п, Е-З)

- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов;

- выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух-пяти слов; использовать термин слово;

- восстанавливать предложения с заданными звуками;

- списывать с печатного и рукописного текста слова;

- читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты;

- различать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия; ставить вопросы что? кто? какой? какая? какое? что делает? Дифференцировать их.

5. Содержание коррекционного курса

- Звук. Слово. Предложение.

- Пространственные и временные представления.

- Речь и звуки.

- Дифференциация гласных I—II ряда.

- Дифференциация согласных.

- Дифференциация предлогов и приставок.

- Связная речь.

Лексические темы из раздела «Связная речь» рекомендуется использовать на каждом занятии, интегрируя их с темой. Рекомендуемые виды работ по разделу «Связная речь»:

- Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.

- Составление рассказа по его началу.

- Составление рассказа по его концу.

- Составление вступления и заключения к рассказу.

- Составление рассказа по данному плану.

Лексические темы:

- «Профессии жителей родного посёлка».

- «Растения и животный мир».

- «Транспорт».

- «Перелетные птицы».

- «Дикие животные».

- «Профессии».

- «Жилища животных».

- «Зимние зарисовки».

- «Дикие и домашние животные».

- «Времена года».

- «Магазин».

- «Рыбы».







6. Тематическое планирование


№п/п

Тема

коррекционного занятия

Содержание коррекционной работы

Развитие неречевых процессов

Количество

часов

Дата

Раздел: Пространственные и временные представления

1.

Пространственные представления

Отработка понятий «правый» и «ле­вый». Определение пространственных действий предметов.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

1


2.

Определение последовательности в пространстве

Отработка понятий «правый» и «ле­вый». Работа по клеточкам. Графический диктант.

Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления (загадки), творческого воображения, быстроты реакции.

1


3.

Временные представления

Времена года. Сутки.

Развитие образного и логического мышления («Угадай слово по его описанию»), зрительное внимание.

1


Раздел: Речь и звуки

4.

Органы артикуляции.

Понятие «Речь».

Неречевые и речевые звуки. Схема слова.

Подбор слов к заданной схеме.

Упражнение «Черные точки». Развитие слухового внимания, мышления и быстроты реакции.

1


Раздел: Дифференциация сходных по акустико-артикуляционным признакам звуков и букв

5.

Дифференциация

гласных I—II ряда

Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мяг­кости на письме.

Отработка понятий «правый» и «ле­вый».

1


6.

Дифференциация А-Я в слогах, в словах

Звуки и буквы. Гласные звуки. Уточнение артикуляции звуков.

Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со слогами, словами-паронимами.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

1


7.

Дифференциация А-Я в предложениях и связных текстах

Работа со словами, предложениями. Выделение гласных из середины слова. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. Логорифмовки.

Развитие способности концентрировать внимание.

1


8.

Дифференциация О-Ё в слогах, в словах

Уточнение артикуляции звуков.

Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со слогами, словами-паронимами.

Развитие слухового внимания и памяти. Развитие мелкой моторики рук.

1


9.

Дифференциация О-Ё в предложениях и связных текстах

Работа со словами, предложениями. Выделение гласных из середины слова. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. Логорифмовки.

Развитие логического мышления (загадки), фонематического слуха, развитие голоса (фонетическая зарядка).

1


10.

Дифференциация У-Ю в слогах, в словах

Понятие предложение. Графическое изображение предложений. Уточнение артикуляции звуков.

Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со слогами, словами-паронимами.

Развитие способности концентрировать внимание (использование схем и крышечек).

1


11.

Дифференциация У-Ю в предложениях и связных текстах

Работа со словами, предложениями. Выделение гласных из середины слова. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. Логорифмовки.

Развитие логического мышления (загадки), фонематического слуха.

1


12.

Дифференциация Ы-И в слогах, в словах

Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Уточнение артикуляции звуков.

Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со слогами, словами-паронимами.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики рук.

1


13.

Дифференциация Ы-И в предложениях и связных текстах

Работа со словами, предложениями. Выделение гласных из середины слова. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте. Логорифмовки.

Развитие логического мышления (загадки), фонематического слуха.

1


14.

Дифференциация Ё-Ю в слогах, в словах

Различение имени существительного и глагола. Уточнение артикуляции звуков.

Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со словами.

Развитие логического мышления и умения классифицировать предметы.

1


15.

Дифференциация Ё-Ю в предложениях и связных текстах

Понятие имя прилагательное. Общее значение. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте.

Проведение дыхательных упражнений. Развитие памяти, воображения.

1


16.

Дифференциация Б-П в слогах, словах.


Имя прилагательное. Род и число. Слова, обозначающие признаки предмета. Уточнение артикуляции звуков. Конструирование букв. Работа со словами. Анализ слов ПОДНОС–ПОД НОС, ИЗ ПОДВАЛА- ИЗ-ПОД ВАЛА.


Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

1


17

Дифференциация Б-П в словах и предложениях.


Имя прилагательное. Род и число. Анализ слов. Составление предложения с предлогом ИЗ-ПОД, ПЕРЕД ПО. Правописание сомнительного согласного в конце слов. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы.


Развитие внимания (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»).

1


18.

Дифференциация Б-П в предложениях и связных текстах.


Различение имени существительного, прилагательного и глагола. Графическое изображение слов, обозначающих предмет, признаки предмета, действия. Исправление ошибок в тексте.

Слуховой диктант.


Развитие логического мышления.

1


19.

Дифференциация В-Ф в слогах, словах.

Различение имени существительного, прилагательного и глагола. Графическое изображение слов, обозначающих предмет, признаки предмета, действия. Уточнение артикуляции звуков. Конструирование букв. Работа со словами.

Развитие мелкой моторики рук и фонематического слуха и восприятия (пособие Кирилл и Мефодий)

1


20.

Дифференциация В-Ф в словах и предложениях.

Понятие Предлог. Анализ слов ИЗВИНИТЬ – ИЗ ВИНОГРАДА. Составление предложений с предлогом В. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы.

Развитие мелкой моторики рук и фонематического слуха и восприятия (пособие Кирилл и Мефодий)

1


21.

Дифференциация В-Ф в предложениях и связных текстах.

Понятие Предлог. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант.



Развитие мелкой моторики рук и фонематического слуха и восприятия (пособие Кирилл и Мефодий)

1


22.

Дифференциация Г-К в слогах, словах.

Слова близкие по смыслу – синонимы. Уточнение артикуляции звуков. Конструирование букв. Работа со словами. Анализ слов КВАС-К ВАСЕ.

Развитие логического мышления (пособие Кирилл и Мефодий)

1


23.

Дифференциация Г-К в словах и предложениях.

Слова близкие по смыслу – синонимы. Анализ слов ГАРМОНЬ, ШЛАНГИ Составление предложения с предлогом К. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

1


24.

Дифференциация Г-К в предложениях и связных текстах.

Слова противоположные по значению – антонимы. Анализ слова ИЗБУШКА. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант.

Развитие фонематического слуха, логического мышления (загадки).

1


25.

Дифференциация Д-Т в слогах, словах.

Слова противоположные по значению – антонимы. Уточнение артикуляции звуков. Конструирование букв. Работа со словами. Анализ слов ДОЛБИТЬ-ДО ЛБА, ОТЛИВ –ОТ ЛИВНЯ


Развитие логического мышления (пособие Кирилл и Мефодий)

1


26.

Дифференциация Д-Т в словах и предложениях.

Слова-омонимы. Составление предложения с предлогами ДО, ОТ. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы.

Развитие зрительной, слуховой, речевой памяти и внимания.

1


27.

Дифференциация Д-Т в предложениях и связных текстах.

Слова-омонимы. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант.

Развитие логического мышления (пособие Кирилл и Мефодий)

1


28.

Дифференциация Ж-Ш в слогах, словах.

Однозначные и многозначные слова. Уточнение артикуляции звуков. Конструирование букв. Работа со словами. Анализ слов КРУЖОК, ДОЖДИК. Слова –паронимы.

Развитие фонематического слуха.

1


29.

Дифференциация Ж-Ш в словах и предложениях.

Однозначные и многозначные слова. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

1


30.

Дифференциация Ж-Ш в предложениях и связных текстах.

Фразеологизмы. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики рук.

1


31.

Дифференциация З-С в слогах, словах.

Фразеологизмы. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами. Приставки С, ЗА

Упражнения для развития способно­сти к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мыс­ленные образы и эмоции».

1


32.

Дифференциация З-С в словах и предложениях.

Состав слова. Корень. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Сомнительные согласные на конце слова.

Развитие логического мышления (пособие Кирилл и Мефодий)

1


33.

Дифференциация З-С в предложениях и связных текстах.

Состав слова. Корень. Родственные слова. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант.

Развитие зрительной, слуховой, речевой памяти и внимания.

1


34.

Дифференциация С-Ш в слогах, словах.

Состав слова. Родственные слова и формы слова. Уточнение артикуляции звуков. Конструирование букв. Упражнения с разрезной азбукой. Анализ слов: МЫШКА. СТОЛИК. Слова-паронимы.

Развитие внимания (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»).

1


35.

Дифференциация С-Ш в словах и предложениях.

Состав слова. Родственные слова и формы слова. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы.

Развитие внимания (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»).

1


36.

Дифференциация С-Ш в предложениях и связных текстах.

Состав слова. Родственные слова и формы слова. Исправление ошибок в тексте. Слуховой диктант.

Развитие памяти (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»).

1


37.

Дифференциация С-Ц в слогах, словах.

Состав слова. Приставка. Уточнение артикуляции звуков. Чтение слогов. Выделение звуков из слов.

Развитие мелкой моторики рук. Развитие зрительного внимания.

1


38.

Дифференциация С-Ц в словах и предложениях.

Состав слова. Приставка. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы.


1


39.

Дифференциация С-Ц в предложениях и связных текстах.

Состав слова. Приставка. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант.

Развитие логического мышления (загадки), фонематического слуха.

1


40.

Дифференциация Ч-Ц в слогах, словах.

Состав слова. Образование слов с помощью приставок. Уточнение артикуляции звуков. Чтение слогов и чистоговорок. Конструирование букв.

Развитие логического мышления (загадки).

2


41.

Дифференциация Ч-Ц в словах и предложениях.

Приставка и предлог. Составление схем слов со стечением согласных. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Составление слов.

Развитие внимания (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»).

1


42.

Дифференциация Ч-Ц в предложениях и связных текстах.

Приставка и предлог. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант.

Развитие логического мышления (пособие Кирилл и Мефодий)

1


43.

Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах.

Состав слова. Суффикс. Уточнение артикуляции звуков. Чтение слогов и чистоговорок. Конструирование букв.

Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий)

1


44.

Дифференциация Ч-Щ в словах и предложениях.

Состав слова. Суффикс. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Составление слов.

Развитие логического мышления (ребусы).

1


45.

Дифференциация Ч-Щ в предложениях и связных текстах.

Состав слова. Образование слов с помощью суффиксов. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант.

Развитие внимания (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»).

1


46.

Дифференциация Ч-Ш в словах и предложениях.

Состав слова. Морфемный разбор. Уточнение артикуляции звуков. Работа со схемой слова. Постановка пропущенной буквы. Составление слов. Исправление ошибок в тексте.

Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий)

1


47.

Дифференциация Ж-З в слогах, словах, текстах.

Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. Уточнение артикуляции звуков. Анализ слова УЖАС, УЗНАТЬ. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте.

Развитие внимания. Узнавание предмета по контурному изо­бражению. Совершенствование навыка чтения.

1


48.

Дифференциация Ф-Х в слогах, словах, текстах.

Предложение. Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе и роде. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте.

Развитие логического мышления (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»).

1


Раздел: Дифференциация букв, сходных по оптико-моторным признакам


49.

Дифференциация А-О в слогах, в словах

Понятие имя существительное. Графическое изображение

слов –предметов. Уточнение артикуляции звуков.

Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со словами.

Развитие эмоциональной сферы. Проведение упражнений для развития голоса.

1


50.

Дифференциация А-О в предложениях и связных текстах

Понятие имя существительное. Род и число. Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте.

Развитие логического мышления (загадки), фонематического слуха.

1


51.

Дифференциация И-У в слогах, в словах

Понятие глагол. Графическое изображение слов –действий. Уточнение артикуляции звуков.

Упражнение в прослушивании и выделении начального гласного. Работа со словами

Развитие связной речи, фонематического восприятия, фонематического слуха.

1


52.

Дифференциация И-У в предложениях и связных текстах

Понятие глагол. Число время. Слова- действия Работа со словами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте.

Развитие мелкой моторики рук.

1


53.

Дифференциация Ш-Щ в словах и предложениях.

Состав слова. Морфемный разбор. Уточнение артикуляции звуков. Чтение слогов и чистоговорок. Конструирование букв.

Развитие ассоциативных представлений, фонематического слуха и восприятия.

1


54.

Дифференциация Ш-Щ в предложениях и связных текстах.

Понятие Предложение. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Составление слов.

Развитие логического мышления (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»).

1


55.

Дифференциация Х-Ж в словах и предложениях.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант.

Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий)

1


56.

Дифференциация Х-Ж в предложениях и связных текстах.

Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Составление слов. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант.

Совершенствование навыка чтения при прочтении коротких отрывков на время.

1


57.

Дифференциация П-Т в слогах, словах.

Предложение. Согласование имени прилагательного с именем существительным в числе и роде. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями.

Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий)

1


58.

Дифференциация П-Т в словах и предложениях.

Предложение. Управление. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте.

Развитие логического мышления (Пособие по развитию речи «Логико-малыш»).

1


59.

Дифференциация П-Т в предложениях и связных текстах.

Предложение. Управление. Составление слов. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант.

Развитие ассоциативных представлений, фонематического слуха и восприятия.

1


60.

Дифференциация П-Н в слогах, словах, текстах.

Распространение предложения. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте.

Развитие фонематических процессов. Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий)

1


61.

Дифференциация К-Н в слогах, словах, текстах.

Распространение предложения. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте.

Развитие пространственной ориентировки.

1


62.

Дифференциация Б-Д в слогах, словах.

Границы предложения. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями.

Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий)

1


63.

Дифференциация Б-Д в словах и предложениях.

Границы предложения. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики рук.

1


64.

Дифференциация Б-Д в предложениях и связных текстах.

Связь слов в предложении. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант.

Совершенствование навыка чтения при прочтении коротких отрывков на время.

1


65.

Дифференциация Л-М в слогах, словах.

Связь слов в предложении. Уточнение артикуляции звуков. Работа со словами, словами-паронимами, предложениями.

Развитие способности концентрировать внимание.

1


66.

Дифференциация Л-М в словах и предложениях.

Ударение. Постановка пропущенной буквы. Исправление ошибок в тексте.

Развитие внимания и связной речи (пособие Кирилл и Мефодий)

1


67.

Дифференциация Л-М в предложениях и связных текстах.

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Исправление ошибок в тексте. Графический диктант. Слуховой диктант.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики рук.

1


Раздел: Проверочная работа

68.

Диктант. Работа над ошибками




1



Всего



68



7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса

Библиография:

  1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А., Логопедические упражнения, Москва, «Вако», 2008 г.

  2. Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов, 1991 г.

  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, Москва, «Владос», 2004 г.

  4. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школь­ников. Диагностика и коррекция, Ростов-на-Дону, «Феникс», Санкт Петербург, «Союз», 2004г.

  5. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников, Санкт Петербург, СПбГУПМ, 1999г.

  6. Мазанова Е.В. Логопедия, комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, издательство ООО «Аквариум-Принт», 105005, Москва, 2006 г.

  7. Парамонова Л.Г., Предупреждение и устранение дисграфии у детей, издательство «Союз», 191023, С._Петербург, а/я 103, 2001 г.

  8. Поварова И.А., Гончарова В.А., Нарушения письменной речи у младших школьников, Ростов н/Дону: «Феникс», 2008 г.

  9. Садовникова И.Н., Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, 1997 г.


Информационно-коммуникативные технологии:

  1. Логопедический тренажер Дэльфа 142.1 для детей с ОВЗ. Методические рекомендации: О.Е.Грибова; Т.К.Королевская; Т.В.Лусс; Н.В.Мазурова. ООО «Дэльфа М». Москва, 117279, Профсоюзная ул., дом 93А, 2019 г.

  2. Тренажёр «Учимся читать» (диск). Авторы: З.А.Зарецкая, Д.В.Зарецкий. ООО «Новый диск», Москва, Петровско-Разумовская аллея, д.10, корп.1, 2010 г.

  3. Тренажёр «Школа грамоты» (диск). Пособие для младших школьников. ООО «1С». 123056, а/я 64, ул.Селезневская, д.21, 2019 г.

  4. «Уроки Кирилла и Мефодия» (мультимедийное учебное пособие, диск), ООО «Кирилл и Мефодий», 117313, Москва, ул.Кравченко, д.4, корп.2, 2007 г.