Индивидуальная программа развития
Е.А. Стребелева,
д.п.н., профессор
8.499-245-04-52
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДАША, 2 г. 8 мес. (февраль, 2018г.)
- 1.Выполнение четкого режима дня.
- 2. Индивидуальные занятия с ребенком проводить регулярно в первой половине дня.
- 3.Создать предметно-игровую среду: набор игрушек и пособий: примерный набор: прозрачные пластмассовые бутылочки, музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, металлофон, свирель, маракассы, музыкальный центр); пирамидки, мячи, шары (шершавые, мягкие, пластмассовые), воздушные шары, кубики, большой мяч; сыпучие материалы (чечевица, горох, фасоль).
1.Социально-коммуникативное развитие
- 1.1 Совершенствовать эмоциональную реакцию ребенка на ласковое обращение к нему знакомого взрослого. Установление эмоциональных контактов, «заражение эмоцией» и поддержание положительных эмоциональных связей.
- Формировать у ребенка положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (педагога, воспитателя).
Дидактический материал:
Формирование невербальных средств общения
- Специальные игры и упражнения:
- «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку-ку», «Прятки», игра «Подуй, ветерок»). Игры - «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Мыльные пузыри», «Хлопаем в ладоши» и др.. (Использовать совместные действия: ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый действует его руками).
- Обучать пониманию и воспроизведению пользоваться указательным пальцем , показывая на предметы и картинки (нажимать кнопки).
- Учить реагировать и откликаться на свое имя и называть себя по имени. Игры: «Покажи, где глазки, ...ушки, ...ротик, ...носик, ...ручки, ...пальчик, ...ножки» Игры на восприятие себя в зеркале: «Посмотри - угадай», «Посмотри - назови». Игры на узнавание себя - «Кто там», «Улыбнись, поклонись», «Помаши ручками», «Привет», «До свидания», «Найди себя на фотографии»). (Оформить альбом – «Наша Даша»).
- 1.2 Уточнить представление о себе: «Где глазки? – Вот они. Спрятали глазки. - Вот они снова смотрят. Где твои ручки? - Вот твои ручки. Покажи, как они хлопают. Где твои ножки? –Вот они! Покажи, как топают ножки.
- Где наша Даша? Где наша дочка? – Вот она! (перед зеркалом рука должна лежать на груди ребенка).
1.Социально-коммуникативное развитие
Задачи
- 1.3 Формировать подражание действиям взрослого.
- Продолжать формировать навык самостоятельности в быту: пользоваться туалетом, навык еды (есть ложкой, пить из чашки); навыки самообслуживания - умываться, вытирать руки полотенцем; навыки одевания - снимать колготки, трусы, надевать на себя - трусы, носки, шапку
2. Познавательное развитие
2.1. Сенсорное воспитание:
Развитие зрительной ориентировки на различные предметы и качество предметов: учить раскладывать предметы на 2 группы (матрешки- елочки); раскладывать предметы на 3 группы (матрешки, грибочки, елочки); учить накрывать коробки (кастрюли) крышками разных размеров: «Спрячь шарики»; прятать игрушки под полые кубики;
развитие ориентировки на форму :
учить различать кубик – шарик; шарик – «кати»; кубик – ставь, будем строить башню; раскладывать в одну коробку шарики, в другую кубики (здесь все шарики, а здесь кубики).
Развитие слухового восприятия : учить дифференцировать музыкальные инструменты («Угадай на чем играю? – колокольчик, свирель; металлофон – колокольчик и др.(выбор из 2-х)».
2.2 Ознакомление с окружающим
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности:
- учить ребенка сличать парные предметные изображения. (Например, «Дай такую»: цыпленок – домик; юла- машинка; собака- паровоз, выбор из 2-х, а позже из 3-х (собака- кошка- цыпленок; домик- цветок- паровоз) и др.
учить ребенка выбирать среди других определенные игрушки по слову («Где машина? Где неваляшка?; Где зайка? Где мишка? Где юла? «Возьми паровоз. Возьми машинку»);
- учить выделять из нескольких предметов предметы одежды, а затем и посуды («Покажи, где твоя тарелка, ложка? Покажи, где твоя куртка?»)
2.3. Формирование предметно-игровых действий
Учить выполнять предметно-игровые действия с игрушками: «Кати-лови», «Уложи спать мишку», «Заинька, баиньки», «Машина поехала», «Машина би-би», «Ах, какой хороший» (обыгрывание мягкой игрушки), «Успокой лялю», «Споем деткам песенку», «Колыбельная для Ванечки», «Я люблю свою лошадку», «Баю-бай, засыпай».
Элементарные предметно-игровые манипуляции и действия с игрушками.
Задания: «Разбери пирамидку», «Собери матрешку», «Сложи кубики», «Построй башню», «Прокати шарик», «Надень колечко», «Налей водички», «Пусти рыбку в аквариум», «Опусти игрушки в сосуд», «Закрой коробочку», «Накрой кастрюлю крышкой», «Поставь грибочки на место», «Собери грибы», «Построй башенку».
Выполнять действия: опускать мелкие предметы в сосуд (фасоль в прозрачную бутылочку); пересыпать ложкой чечевицу (горох, фасоль) из одного сосуда в другой, опускать в бутылку фасоль.
2.4.Формирование ПРЕДМЕТНО- Орудийных действий
- Совершенствовать целенаправленные действия с предметами-орудиями и вспомогательными средствами
3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- 3.1. Развитие понимания обращенной речи:
- - Учить выделять предметы, объекты в ближайшем окружении: Покажи, где окно? Где дверь? Покажи носик? Где твоя кроватка? Где твоя чашка? И др.
- Учить выполнять простую инструкцию: «Возьми машину», «Посади зайку в коляску», «Покатай матрешку в машинке» и т.д.
- Петь песенки: например, Серая кошечка; Уточка и т.д.; (Взрослый поет, а ребенок смотрит на лицо взрослого, на артикуляцию).
3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- 3.2. Формирование активной речи:
- учить дуть на лицо, играть на дудочке, подражать действиям губами: па-па-па; ба-ба-ба; ма-ма-ма; да-да-да; действиям языка – делать щелчок; надувать щечки «Надуем шарики»; хлопать ручками по лицу взрослого – вот, вот, вот.
- дуть на бабочки «бабочки летят»; дуть на снежинки «снежинки летят»;
- активизировать звукоподражания: игры –«Кто в домике живет?» , «Кто в гости пришел? (прискакал)?» и т.д.;
- активизировать простую фразу: «Дай», «На», «Возьми», «Так», «Вот»;
- учить высказывать свои желания и потребности: «Хочу пить», «Хочу кушать», «Дай сок», «Хочу спать» и др.;
- обыгрывать эпизоды из сказок: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу» и др.
- 3.3. Логопедический массаж
4.Формирование ПРЕДПОСЫЛОК К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ деятельности
Условия для интереса к рисованию
4.1.Формирование интереса к рисованию
- Рисует взрослый, а затем вместе с ребенком: Рисовать на бумаге фломастером различные линии: «Дождик-кап, кап», «Лучики от солнца», «Дорожки для колобка», «Веселые ладошки», «Радуга» и т.д. Давать возможность рисовать клубочки на доске, бумаге (мелом на доске, фломастером).
4.Формирование ПРЕДПОСЫЛОК К ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕТСКОЙ деятельности
- 4.2. Формирование интереса к конструированию
- Строит взрослый, привлекая внимание ребенка к постройкам из различного строительного материала (мягкие формы, конструктор лего, деревянные наборы, и т.д.); дорожки, башенки, лесенки, гаражи, домики и т.д.
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи:
- Совершенствовать навыки ходьбы:
- ходить по прямой дорожке, перешагивая через палочки,
- учить ходить по лесенке – вверх и вниз,
- учить ребенка удерживать мячи, шары в руке, бросать их в корзину, говорить: «Бах!»; вначале бросать вместе с ребенком, затем по показу действиям взрослого; учить бросать мяч целенаправленно другому человек и ловить его.
ВЫВОД: Индивидуальная программа
I часть:
общие рекомендации к созданию условий воспитания ребенка
III часть:
рекомендации
для родителей
II часть:
содержание
коррекционной работы