СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Индивидуальная работа с детьми по - ИЗО деятельности »

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Индивидуальная работа с детьми по - ИЗО деятельности »

Просмотр содержимого документа
««Индивидуальная работа с детьми по - ИЗО деятельности »»

Консультация  для воспитателей:  «Индивидуальная работа с детьми по - ИЗО деятельности »

Важной и неотъемлемой частью моей работу в обучении детей рисованию является индивидуальная работа с детьми.

Основная цель индивидуальной работы, я считаю, заключается не в натаскивании ребенка в теоретических знаний и техническим приемам, а в обогащении его внутреннего, глубоко личностного эстетического восприятия, формировании чувства гармонии с окружающим миром через умение видеть и понимать красивое, изящное. Необходимо развивать у ребенка эстетический вкус, стремление обогатить свои опыт и знания в общении с прекрасным, умение самостоятельно вести поиск самовыражения, используя многообразие средств художественной выразительности, их сочетание.

Ребенок - это личность. Каждая личность индивидуальна и неповторима во многом. Это и понятно. Существуют факторы наследственности, темперамента /ВИД/, индивидуальных анатомических особенностей, манеры общения, личностных эмоциональных волевых качеств, приобретенного жизненного и практического опыта.

Я глубоко уверена, убедившись на собственном опыте работы, что учитывая все эти качества личности ребенка, знание психологии дошкольника, широкое применение методических приемов в соответствии с поставленными дидактическими задачами можно и нужно проводить индивидуальную работу. Работа с учетом всех этих аргументов помогает мне, как педагогу учитывать индивидуальные особенности ребенка и на практике применять вариативность индивидуального подхода к каждому ребенку отдельно.

Индивидуальная работа с детьми в процессе занятий и вне их - важное условие развития детей, обучения их необходимым навыкам и умениям. Здесь дети проявляют себя по-разному. Используя ранее имеющийся опыт, знания.

Индивидуальный подход можно разделить на два направления:

Первое направление заключается в выравнивании пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов изо-деятельности. Такие дети имеют ряд причин отставания от детей, хорошо освоивших изобразительные навыки и умения, знания и представления. Это пропуски посещаемости, индивидуальные психические процессы, тормозящие позна­вательную активность, любознательность. Отсутствие настроения на данном этапе снижает интерес к заданию. Это и является отправной точкой для педагога в индивидуальной работе с ребенком в изобрази­тельной деятельности.

Второе направление в индивидуальной работе имеет цель расширить, углубить, уточнить, закрепить возможности у детей с более высокими способностями к изо-деятельности. На данном этапе возможно формирование яркой индивидуальности, «характерности" детских рисун­ков и поделок.

Индивидуальные различия детей определяют и характер дей­ствий педагога по отношению к тому или иному ребенку. Чтобы достичь нужных результатов от каждой личности отдельно, необходимо тщательно изучить характер этой личности, ее творческие способности и действо­вать осторожно, "не перегибая палки", но и без лишних заигрываний, в зависимости от темперамента и способов восприятия каждого ребенка отдельно. По мере необходимости консультируюсь с родителями ребенка, педагогами-предметниками, занятия которых он посещает.

Одни дети спокойны, уравновешены, все, за что они берутся, делают серьезно, даже по-возможности основательно. Другие - подвиж­ны, легковозбудимые, с неустойчивым вниманием, быстро переключаются с одного действия на другое.

Индивидуальные различия определяются воспринимающим аппара­том /сенсорным/: зрение, слух, тактильные ощущения. Есть дети, которые посмотрев на предают, как бы делают с него снимок, на основе которого создают отчетливое изображение, используя свои технические способ­ности, освоенные ранее на занятиях ИЗО.

Есть дети, которым требуются длительные наблюдения под руко­водством педагога для достаточного яркого, отчетливого представле­ния предмета или явления в изобразительной деятельности.

Различаются дети и своим отношением к тому, какому содержа­нию изображения они отдают предпочтение, какие предметы или явле­ния стремятся отразить. Дети, предпочитающие изображать каждый пред­мет отдельно, чаще передают внешние особенности этих предметов, не заботясь о композиционном решении, пространстве.

И, наоборот, предпочитают создавать сюжетные композиции, передавать окружающую обстановку, взаимодействие предметов, не отра­жая их характерных особенностей, мелких деталей.

По-разному дети относятся и к передаче цвета при изображе­нии. Одним это интересно: они сами, без побуждения взрослого, активно выбирают цветовые материалы, используют цвет как признак предмета, средство украшения. Стремятся самостоятельно добиваться новых цветосочетаний и оттенков.

Другим детям цвет не главное. Они могут все решить одним, двумя цветами. Здесь важно подводить детей к знаниям и оперативным действиям с каждым цветом отдельно, подбирал под него предмет и наоборот. Пользоваться цветовым кругом для выбора цветового реше­ния своего рисунка и при рассматривании репродукции известных художников для более тонкого и глубокого анализа своих наблюдений. Индивидуальна и манера исполнения изображения: одни дети рисуют достаточно крупно, создают изображение обобщенно, силуэтное, без деталировки; другие сравнительно мелко, с деталями, украшениями. И сами детали и украшения могут быть заменены 2-3 штрихами, другие тщательно прорисовываются, да еще и увеличиваются в несколько раз. Здесь необходимо подключить разные способы восприятия: слуховой, зрительный, перцептивный. Больше наблюдать, сравнивать, подмечать особенности внешнего вида, пропорций и т. д., трогать, гла­дить, обнимать, рассказывать, искать свет-тень, переход тона от свет­лого к темному. Отвечать на вопрос «Почему?»,  «Расскажи, почему так?»

Изобразительные действия рук ребенка отличаются разным характером: силой, быстротой, размахом, слитностью или прерывностью.

Одни дети действуют смело, уверенно даже тогда, когда их навыки и умения находятся на невысоком уровне. Они радуются самому факту изображения, активному действию. Они к себе не требовательны, не исправляют своих ошибок и не обращаются к педагогу за помощью. Их устраивает любой рисунок. Здесь требуется от меня поощрение к самостоятельности и индивидуальные рекомендации по технике. Такие дети быстрее придут к самовыразительности  и индивидуальности в рисунках.

И, наоборот, требуется внимание к детям, которые переживают, даже плачут при неудачах. Здесь требуется помощь педагога, исправ­ление ошибок, преодоление трудности "вместе". Требуется поддержка, заверение в успехе, тонкое побуждение к самостоятельности в исправлении ошибок. Таким детям рекомендуются частые технические упражнения нетрадиционные способы изображения, эмоциональные минутки /стихи, музыка, сказки/.

Есть дети, которые вообще мало самостоятельны. Они по любому поводу обращаются к педагогу за помощью. В таком случае, учитывая неуверенность ребенка, с низкой самооценкой, требуется чаще привле­кать к ведущим ролям в играх, к самостоятельным показам перед группой детей способов и приемов изображения, самостоятельности, общения, объяснениям. Первые шаги к самостоятельности такие дети должны делать вместе с педагогом, с его помощью, постепенно, поэтап­но, чтобы избежать формирования комплекса отрицательных самооценок у ребенка.

Но есть дети с завышенной самооценкой своих работ, похвала, частые поощрения без указания на ошибки, неаккуратность сформируют излишнюю самоуверенность. Здесь необходимо вовремя подсказать с учетом индивидуальности характера ребенка, чтобы не задеть «струн" обиды, огорчения, разочарования в душе.

Такая подсказка может быть дана по-разному. Или только для ребенка, исключая внимания окружающих /шепотом/, или, как пример выполнения определенного способа изображения с небольшим исправ­лением или поправкой технических неточностей, чтобы не вызвать у них негативного отношения к занятиям изодеятельности.

Если какие-то дети все-таки говорят: "У меня все равно ничего не получится", - значит, негативизм к изображению уже сформирован. Они даже бравируют этим, желая вызвать улыбку, тем самым привлечь к себе внимание. Здесь необходимо поговорить отдельно с каждым таким ребенком. Выявить, что именно вызывает у него нежелание, труд­ность. Такому ребенку требуются индивидуальный показ, объяснения, поощрения удач и даже неудач, т. к. сама попытка самостоятельного изображения для такого ребенка, старание применить новый способ изображения - уже удача! Последующие игровые упражнения придадут уверенность и большую самостоятельность, сформируют интерес, желание изобразить самому. Здесь важно не перехвалить, обращать внимание на техническую сторону изображения. Поощрение его рисунков при анализе детских работ после занятий вдохновит, даст уверенность ребенку трудиться дальше, стремление добиваться своего и не только в рисо­вании.

При анализе детских работ лучше отметить тех, кто очень ста­рался, преодолел затруднения.

характеризует деятельность педагога по осуществле­нию индивидуального подхода к детям в процессе обучения изобра­зительной  деятельности так: "Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обсто­ятельного объяснениям отношении детей не уверенных в себе требу­ется, особенно уверенный, поощряющий тон; для детей, излишне уверен­ных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний вос­питателя должна сквозить большая требовательность, критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон вос­питателя должен быть категоричным и требовательным?

Индивидуальная работа необходима педагогу для создания детьми выразительных образов изображений, возможности полно и свободно воплощать свои вдохновения, задуманные содержания, прояв­лять инициативу, творчество, характерность. Индивидуальность, свойст­венные ребенку манеры изображения. Это легко осуществляется на занятиях "По-замыслу", "Укрась по-своему", «По-представлению " и т.

Важно не сковывать инициативу, не подводить к однообразным решениям, чаше обращать внимание на индивидуальные различия детей, подбирая "ключик"