Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Татарско-Бурнашевская СОШ»
Верхнеуслонского муниципального района РТ
Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на межаттестационный период
2022-2027 гг.
учителя истории и обществознания высшей категории
Дадыкиной Ирины Николаевны
Мудрец ищет всё в самом себе,
а глупец – в другом человеке.
(Конфуций)
План профессионального развития педагога
в межаттестационный период
1.Пояснительная записка
Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период.
Потребности и мотивы:
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус.
Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.
2.Личные данные
1.1. | Фамилия | Дадыкина |
1.2. | Имя | Ирина |
1.3. | Отчество | Николаевна |
1.4. | Должность | Учитель истории и обществознания |
1.5. | Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Татарско-Бурнашевская средняя общеобразовательная школа», с 1989 г. |
1.6. | Населенный пункт (город, район) | Село Татарское Бурнашево Верхнеуслонского муниципального района РТ |
1.7. | Стаж (педагогический) | 33 |
1.8. | Стаж (по специальности) | 33 |
1.9. | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа) | Высшее профессиональное (педагогическое) образование. Казанский государственный педагогический институт, квалификация по диплому «Учитель истории, обществоведения и английского языка», Диплом № РВ 192713, выдан 24 июня 1989 года |
1.10 | Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | 1 Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в условиях реализации ФГОС», в объеме 96 часов, Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», удостоверение о повышении квалификации КФУ УПК082210 №УПК-20-035037/2018, выдано 13 апреля 2018 г. «Создание интерактивного виртуального методического кабинета для конструирования учебного занятия по истории и обществознанию», в объеме 32 часа, Учреждение высшего образования «Университет управления «ТИСБИ», удостоверение о повышении квалификации 162412470088, №2565 выдано 30 октября 2020 г. «Уроки истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС: компетентностный подход (от проектирования к анализу)», в объеме 72 часа, Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр социально-гуманитарного образования», удостоверение о повышении квалификации серия 0016 номер документа 202101300837, № ЦСГО00637/2021, выдано 2 апреля 2021г. «Формирование и оценивание читательской грамотности школьников в контексте международных сопоставительных исследований», в объеме 24 часа, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Татарстан ИПиО ФГАОУ ВО КФУ, удостоверение о повышении квалификации серия 0016 номер документа 202132205846, № ЦНППМПР05846/2021, выдано 16 сентября 2021г. «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя», в объёме 36 часов, ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», удостоверение о повышении квалификации161802661072, номер ИРО_000558_ИО выдано 02 марта 2022 г. «Реализация требований обновленных ФГОС ООО в работе учителя истории и обществознания», в объёме 36 часов, ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», удостоверение о повышении квалификации161802662061, номер ИРО_001448_ИО, выдано 22 апреля 2022 г. |
1.11 | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | Высшая. Присвоена – 11 декабря 2012 года, окончание срока действия –11 декабря 2017 года |
3. Методическая тема «Формирование социальной и предметной компетентности на уроках историко - обществоведческого цикла и во внеурочное время образовательными технологиями деятельностного типа».
4. Индивидуальная тема самообразования
«Повышение компетентности учителя в условиях внедрения ФГОС ООО»
Цель: обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволило бы найти такие подходы и методы организации деятельности учащихся в связи с требованиями ФГОС ООО, при которых обучающиеся приобретут умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- повысить профессиональную компетентность учителя для проектирования и реализации собственной педагогической деятельности в плане системно-деятельностного подхода;
-повысить качество преподавания на основе внедрения новых инновационных технологий:
(информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской проблемно- диалогической, игровой);
- проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми.
- овладеть методами и приемами, позволяющими формировать творческие способности учащихся на основе формирования у них универсальных учебных действий;
- проводить учебные и внеурочные занятия с формированием УУД;
- внедрение социального проектирования в учебно-воспитательный процесс;
- систематизировать и обобщить опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, через УУД.
4.Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета
Разработать и провести открытые уроки по инновационным технологиям
Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой муниципальных семинарах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие системно-деятельностному и личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
5. Источники самообразования
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет.
Медиа-информация на различных носителях.
Семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, методической и индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию:
6.Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. 2.Продолжить экспериментальную работу по теме «Применение инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности», по личной теме «Эколого - нравственное воспитание учащихся на основе краеведческой работы», на базе Центра педагогических инноваций и развития «Новый век», свидетельство №769ц-АЩ 3.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 4. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории и обществознания 5. Систематически изучать методическую литературу по предмету. 6.Принять участие в муниципальных профессиональный конкурсах . 7. Принять участие в профессиональных грантах. 8. Обобщать и систематизировать свой педагогический опыт на страницах методический изданий и в сети интернет. | 2022- 2027 межаттестационный период межаттестационный период межаттестационный период межаттестационный период межаттестационный период межаттестационный период регулярно межаттестационный период |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию в контексте требований ФГОС ООО. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания в рамках ФГОС ООО. 3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 4. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 8. Проводить открытые уроки для учителей района . 9. Выступать с докладами по теме самообразования. 10.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории и обществознания. 12.Участвовать в вибинарах, конференциях по предмету. 13. Активизировать работу учителей истории и обществознание через руководство РМО и личный пример. 14.Активизировать работу учителей гуманитарного цикла через руководство ШМО и личный пример. 15.Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения). | регулярно регулярно регулярно ежегодно регулярно регулярно ежегодно 2025г ежегодно ежегодно ежегодно регулярно |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по истории, обществознанию, педагогике и психологии. 3. Совершенствовать персональный сайт для распространения опыта | регулярно регулярно регулярно |
Охрана здоровья | 1. Использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно регулярно |
Внеурочная работа по предмету | 1.Продолжить работу над муниципальным проектом «Свияжские узники». 2. Продолжить работу над муниципальным проектом «Исчезнувшие деревни». 3. Начать работу над исследовательским школьным проектом «Исчезнувшие школы» 4. Пополнение экспонатами основного и вспомогательного фондов школьного историко- краеведческого музея. 5.Обучение экскурсоводов и проведение новых экскурсий. 6. Создание новых музейных экспозиций. 7. Разработка туристко- краеведческих экскурсионных маршрутов. 8. Участие в республиканских конкурсах. ( Путешествие к истокам. Горная сторона. Камаевские чтения) 8.Проведение музейных уроков. 9. Организация и проведение уроков, посвящённых «Дню народного единства», «Дню героев». 10. Организация и проведение муниципальной научно- практической конференции «Васильевские чтения», посвящённой памяти учёных Васильевых, к 200 летию со дня рождения В.П. Васильева ученого- востоковеда | межаттестационный период 2022-2027 ежегодно |
Тьюторское направление | 1.Разработка плана работы по тьюторскому сопровождению преподавания предмета «История» и «Обществознания» в Верхнеуслонском районе в условиях обновленных ФГОС ООО» 2. Муниципальные семинары по теме « Использование УУД педагогами в организации и проведении учебной, познавательной и социальной практик» 3. Практические занятия по теме «Возможности достижения предметных и метапредметных результатов образовательной деятельности на уроках историко- обществоведческого цикла 4. Круглый стол по теме «Конкретизация требований к результатам обучения как условие успешного планирования педагогической деятельности учителя» 5. Практическое занятие по теме «Требования к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения (личностные, метапредметные, предметные) педагогический феномен, сущность, особенности» 6.Выступление «Роль образовательных технологий деятельностного типа при изучении Истории России в 6-9 классах в формировании личностных и метапредметных результатов обучения» | 2022-23гг 2023 г 2023-2024гг 2023г 2024г. 2024г. |
7. Основные этапы работы по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | 1.Выбор критериев и показателей результата самообразования, разработка диагностического инструментария | | 1.Выступление на заседании школьного РМО учителей истории и обществознания |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. Изучение психолого-педагогической литературы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблем. 3.Прогнозирование результатов. | | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла цикла . |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. 4. Создать электронную медиатеку олимпиадных заданий по истории, праву, обществознанию, истории Татарстана | 2022- 2027 | 1.Выступление на заседании педагогического совета 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4.Разместить в сообществе учителей истории и обществознания |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы 3.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.) | 2022-2027 | 1 Творческий отчёт на заседании районного РМО учителей гуманитарного цикла 2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Интегрированный и метапредметный урок в контексте требований ФГОС» 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | 1.Распространение опыта работы, через публикации . 2.Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы. 3.Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы. | 2022-2023 | 1.Результаты работы над темой самообразования разместить на персональном и школьном сайтах |
8.Формы представления результатов педагогической деятельности
9.Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)
Рабочие программы по учебным предметам, элективным, факультативным курсам.
Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
Программно-методическое обеспечение курса.
Модель технологии обучения, описание методической системы.
Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.
Список литературы.
1.Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей. .-М., Владос, 2000
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории.-М., Владос, 2000
Грицевский И. М., Грицевская С. Э. От учебника - к творческому замыслу урока. - М., 1990.
Идрисов А.Е. Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории.// http:// som.fio.ru/subject.asp?id=10000189
История 5-9 класс. Повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционной форме.// Авторы-составители Парецкова С.В., Варакина И.И.- Волгоград, Учитель, 2007
История внеклассные мероприятия 5-11 классы/ Автор -составитель Кузьмина Н.В. - Волгоград, Учитель, 2005
Карцов В. Г. Очерки методики обучения истории СССР в 8-10 кл. -М. 1990.
Коваль Т.В. Методика организации работы с визуальными источниками.// Преподавание истории и обществознания, 2006, №10
Короткова М. В. Наглядность на уроках истории.-М., Владос, 2000
Короткова М. В. Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М., 1999.
Короткова М. В. Студеникин М. Т. Методика обучения истории. Книга авторизованного изложения. - М.,-1993.
Короткова М.Т., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях.-М., Владос, 1999
Малышева Т.В. Дидактические игры на уроках истории. - Екатеринбург, издатель Возякова, 2005
Малышева Т.В. Открытые уроки истории. - Екатеринбург, издатель Возякова, 2006
Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1981.
Методика историко-краеведческой работы в школе // Под ред. Н. С. Борисова.-М., 1982.
Осипова М. Я. Нестандартные уроки учителя истории.// http:// som.fio.ru/subject.asp?id=10000189
Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
Познавательные процессы и способности в обучении // Под ред. В. Д. Шадрикова. - М., 1990.
Степанищев А. Т. История России в вопросах, задачах, графике. - М., 1995.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. В 2-х томах.-М., Владос, 2002
Стражев А. И. Методика преподавания истории. – М., 1964.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.-М., Владос, 2000
Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. – М., 1992. Борзова Л.М. Игры на уроках истории. -М., Владос, 2006
Шаповал В.В. Задания, мотивирующие познавательную деятельность.// Преподавание истории и обществознания, 2006, №3
Шаталов В. Ф. Точка опоры. - М., 1987.
Шкарлупина Г.Д. преподавание истории и обществознания.- Ростов - на - Дону, Феникс,2005
Ясвин В.А. Образовательная среда М. 2007
Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей. – С-Пб . Издательство «Каро», 2012
Рогова О. Б., Рогов А. А., Клюкина Е. А. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении./ сост. И. В. Зверева. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2013
Организация и ведение исследовательской деятельности со школьниками. Сборник тезисов участников городского семинара ГДТДиМ, 2010
Гафурова Н.В Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одаренности учащихся на этапе "школа-вуз" // Инновации в образовании.2014.N 4.С.119-129.
Савенков А., Беляева Н. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование.-2011.-N 9.-С.183-185.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2011.
Одаренность //Словарь-справочник по педагогике /Авт,-сост. В.А. Мижериков. –М.: ТЦ Сфера, 2012. С.249-250.
Интернет - ресурсы:
Информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества
Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика.
Исследовательская деятельность школьников в рамках гуманитарных наук
Интернет-журнал «Эйдос»
Блог со ссылками на ресурсы по теме "Исследовательская деятельность учащихся "