I. Устранение дефектов звукопроизношения. | 1. Комплексы артикуляционной гимнастики № с 1-10 2. Порядок постановки звуков: ш. ж. 3. Автоматизация каждого исправленного звука по мере постановки в слогах, в словах, в чистоговорках, предложениях, в стихах, в скороговорках. 4. Дифференциация звуков: ш-ж-с-з, л-ль-р-рь. 5. Автоматизация звуков в спонтанной речи (дома и в группе). |
II. Развитие фонематического слуха. | 1. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти. - Упражнения на дифференциацию звуков (всех), различающихся по тональности, высоте и т.д. Воспроизведение ритмического рисунка на слух. 2. Развитие фонематического восприятия. - Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях. - Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам. 3. Формирование звукового- и слогового анализа и синтеза слова. - Выделение первого звука в слове |
III. Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря. | - Накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения. Расширение словаря синонимов и антонимов. - Обогащение глагольного словаря и словаря признаков. - Обучение подбору родственных слов. - Знакомство с многозначными словами. |
IV. Совершенствование грамматического строя речи. | - Упражнение в согласовании существительного и прилагательного, существительного и глагола. - Образование родительного падежа множественного числа имени существительного. - Образование относительных и притяжательных прилагательных. - Упражнение в употреблении предлогов. |
V. Развитие связной речи. | - Обучение построению высказывания. - Составление описательных рассказов по опорным схемам. - Совершенствование грамматического строя речи. - Овладение сложными синтаксическими конструкциями, отражающими причинно- следственные и пространственно-временные связи. - Работа над просодической стороной речи. |
VI. Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков. | 1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. - Пальчиковая гимнастика. - Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой. - Работа с конструктором. - Работа с лекалами и трафаретами. - Упражнения для выработки свободных движений руки. - Штриховка в различных направлениях, раскрашивание. 2. Развитие зрительно-моторных координаций. - Работа по зрительно-двигательным траекториям. - Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание - Рисование по точкам, пунктиру. - Рисование орнаментов. 3. Развитие слухо-моторных координаций. - Слуховые диктанты. - Работа по словесной инструкции. |
VII. Развитие зрительного восприятия,. | 1. Формирование целостности зрительного восприятия. - Работа с силуэтами, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов - Узнавание знакомых предметов, находящихся в непривычном ракурсе. - Восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу. - Работа с цветными матрицами - Упражнения с досками Сегена. - Конструирование фигур из палочек и отдельных элементов. 2. Развитие способности концентрировать и распределять внимание. - Лабиринты. - Рисование орнаментов. 3. Развитие избирательности зрительного внимания. - Нахождение заданного изображения среди ряда аналогичных изображений. |
VIII. Развитие высших психических процессов. | 1. Развитие концентрации, распределения и переключения внимания. 2. Развитие видов памяти. - Упражнения на развитие объема кратковременной слуховой памяти «Каскад слов». - Упражнения на развитие зрительной памяти «Посмотри, запомни, найди», «Посмотри и нарисуй». - Игры на развитие памяти «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат», «Гуляем по лесу», «Игра в слова», «Запомни фигуры и знаки». 3. Развитие наглядно-образного и словесно- логического мышления. - Формирование умения понимать и задавать вопросы. - Развивать способности обобщать. Овладение родовыми понятиями. - Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их. - Упражнения на установление закономерностей и логических связей. - Развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение. 4. Упражнения на развитие временных понятий, представлений о частях суток, днях недели, временах года. 5. Совершенствование умений и навыков пространственного ориентирования. 6. Комплекс упражнений на количество и счет. |