Использование личностно – ориентированного подхода к учащимся на уроках русского языка и литературы
Боднарь Ольги Николаевны
учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ № 13
Г. КАЛИНИНГРАД
2019 г.
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 13 находится на окраине Калининграда, нашей школе 60 лет. Контингент учащихся в ней разный: это и дети из благополучных семей, и дети из неполных семей, и воспитанники детского дома №1. Каждый из них личность со своими достоинствами и недостатками, проблемами и желаниями. Задача каждого педагога школы помочь ребенку найти и раскрыть себя, реализовать более полно свои способности.
Исходя из целей современной школы – дать каждому общее образование и предоставить условия для гармонического развития личности, индивидуальности, помочь преодолеть трудности, поддержать, поощрить успехи, в своей педагогической практике использую возможности, которые предоставляет каждому педагогу личностно-ориентированный подход к учащимся, ориентируюсь на моделирование таких учебных ситуаций, в которых каждый учащийся мог бы максимально самореализоваться.
В течение пятнадцати, работая в МОУ СОШ № 13, мне постоянно приходится обучать детей, имеющих нарушения развития. К сожалению, количество таких детей, по данным психологов, возрастает. Опыт работы с такими детьми показывает, что для предоставления им равных возможностей получения как среднего, так и высшего образования, помощи им в адаптации к школьному коллективу, к современным реалиям жизни, мною выбрана оптимальная система работы с учащимися, основанная на личностно- ориентированном подходе. Я стараюсь так построить занятия с классом, чтобы все учащиеся чувствовали себя комфортно, получая как базовый, так и продвинутый стандарты образования. Провожу тестирование и анкетирование учащихся, чтобы понять, что представляют собой учащиеся, имеющие различные отклонения, каковы причины, в силу которых они оказываются в группе риска, как оценить, в каком объеме помощи педагога нуждаются, какой должна быть эта помощь, в сложных случаях обращаюсь к психологу школы, логопеду, социальному педагогу: в школе создана система диагностики и выявления учащихся, не готовых к школьному обучению, нуждающихся в специальных развивающих занятиях. ( см. приложение № 9 )
Характеристика классов 2009-2010 учебный год
Класс | Кол-во Уч-ся | Имеют рекомендации ПМПК | Логопедические проблемы | Пришли в 10 класс, имея знания базового уровня стандарта образования | Проблемы со здоровьем |
7 «А» ККО | 16 | 3 | 4 | - | 2 |
7 «Б» интегрированный | 26 | 1 | 6 | - | 1 |
9«А» общеобразо- вательный | 21 | - | 6 | - | 2 |
11 «А» общеобразо- вательный | 17 | - | - | - | 1 |
11 «Б» оборонно- спортивный | 20 | - | 2 | 5 | 2 |
Правильный выбор методики обучения дает возможность корректировать знания учащихся на ранних этапах образования. Проблема выбора является наиболее острой в современной педагогике, а в частности, в нашей школе. Пути преодоления неуспеваемости, трудностей школьной адаптации находятся на основной и средней ступенях обучения. Среди учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении, адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития. У таких учащихся недостаточное формирование способностей к усвоению знаний сочетается с ослабленным нервно-психическим здоровьем. Трудности в обучении могут быть обусловлены незрелостью эмоционально-личностной сферы, снижением уровня развития познавательной деятельности или сочетанием тех или иных факторов. В связи с этим классификация разнообразных нарушений развития, выявление причин, осложняющих обучение позволяет мне выбрать формы и методы работы с данным контингентом учащихся, при работе обязательно учитываю рекомендации психолога и логопеда (приложение № 9).
Для педагогической помощи детям с дисгармоническим развитием, со слабым здоровьем, с трудностями в поведении в школе созданы классы компенсирующего обучения (ККО). Классы компенсирующего обучения –это классы для детей с сохраненным интеллектом, не имеющих противопоказаний для обучения по общеобразовательным программам. В этих классах дети учатся год в год со своими сверстниками из обычных классов, в случае необходимости это позволяет переводить ребенка из класса компенсирующего обучения в общеобразовательный класс и наоборот ( по заключению педконсилиума). В школе такие классы работают 18 лет ( я работаю в таких классах 15 лет), и, как показал опыт, обучение в данных классах дает положительный результат.
Основными положениями концепции компенсирующего обучения в МОУ СОШ №13 являются:
-своевременное выявление и классификация тех или иных неблагоприятных вариантов развития ребенка, связь с дошкольным учреждением ( детский сад № 133);
-вариативность учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе разноуровневых по содержанию и срокам обучения;
-активная интеграция учащихся в общеобразовательные классы из классов ККО после 2-3 лет обучения, а также после окончания начальной и базовой школы.
Система классов ККО наиболее полно дает мне возможность динамического наблюдения за продвижением каждого ребенка, коррекции поведения, устранения пробелов знаний , специалисты школьного ПМПК, работая по индивидуальной программе с каждым ребенком, дают свои рекомендации, обсуждение их проводится один раз в четверть на малых педсоветах.
Работая в МОУ СОШ № 13 15 лет, веду русский язык и литературу не только в классах ККО и общеобразовательных классах, но и в интегрированных классах, в составе которых есть учащиеся, не имеющие показаний ПМПК , а также учащиеся, имеющие такие показания. В этом учебном году учебная нагрузка состоит: 7 «А» ККО (веду с 5-ого класса), 7 «Б» (класс интегрированного обучения, веду с 5 класса), 9 «А»(веду с 6 класса, общеобразовательный), 11 «А» (общеобразовательный, веду с 10 класса) , 11 «Б» (оборонно-спортивный, веду первый год).
Цель моей работы в классах разного уровня - создание такой педагогической системы, которая наиболее полно отвечает современным требованиям и с предельной глубиной раскрывает воспитательные и образовательные функции общеобразовательной и коррекционной школы. В программу развития включены следующие стратегические направления школьной деятельности:
1.Воспитание как психокоррекция личности школьника. Овладение новыми формами и методами коррекционного обучения и средствами воспитания, внедрение новых инновационных технологий психокоррекционной работы с детьми.
2.Повышение эффективности педагогического общения в школе.
3.Укрепление психофизического здоровья детей.
4.Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
В организованном мною учебно-воспитательном процессе складывается система уважительного отношения к личности ребенка, самоуважения к самому себе, развивается чувство собственного достоинства и ответственности. Чтобы скорректировать развитие детей, пришедших «с улицы», из неблагополучных семей, школьную жизнь строю на принципах уважения, доверия, безусловного принятия ребенка со всеми его недостатками. Как показал опыт работы, нельзя подавлять ребенка своим авторитетом, ученик такая же личность, как и учитель, со своим миропониманием, личностными ценностями, запросами. Часто эти ценности не соответствует общепринятым, но в том–то и моя задача как учителя скорректировать их, помочь ребенку определить приоритеты, показать новые возможности и др.
Личностно-ориентированное обучение дает возможность осуществлять коррекционную работу в двух формах: индивидуальная работа с каждым ребенком, ее провожу на каждом уроке, а также общение с детьми в группе. Здесь ребенок видит самого себя во взаимодействии с другими, в зеркале отношений и поступков других. Такая педагогическая система коррекции позволяет ребенку, имеющему недостатки личностного развития, достичь такого уровня в своем развитии, при котором появляется мотивация обучения, реальная возможность получения профессии, необходимой для адаптации в социуме, конечный результат доказывает успешность такого подхода к реабилитации школьников: они либо продолжают обучение на более высшей ступени образования в школе, либо поступают в ПУ.
В связи со сложностью задач, возникающих в коррекционно-развивающем обучении, остро стоит вопрос теоретической и практической подготовки учителя. Для работы с такими детьми необходимо владеть основами знаний смежных наук, хорошо ориентироваться в вопросах коррекционной педагогики. В МОУ СОШ №13 разработана система как теоретической, так и практической подготовки для педагогов, работающих в классах ККО. Постоянно прохожу курсы подготовки и переподготовки в КОИПК и ПРО (приложение № ), знакомлюсь с новыми технологиями, включающими изучение теории и практики коррекционно-развивающего обучения, знакомлюсь с опытом работы коллег города и области, посещая семинары и открытые уроки. В школе через систему семинаров, открытых уроков, заседаний методических объединений знакомлюсь с передовым опытом коллег, обсуждая наиболее важные вопросы учебно-воспитательного процесса. Выступая на семинарах и педсоветах по дифференцированному обучению и коррекционной работе, личностно-ориентированному обучению, использую наработки, полученные при обучении учащихся с разного рода проблемами .
Являясь руководителем «Школы молодого специалиста» постоянно провожу занятия и открытые уроки , помогающие молодым учителям овладеть методами и приемами работы с учащимися , требующими индивидуального подхода. Так в течение 2009-2010 учебного года для молодых специалистов были проведены теоретические занятия по темам «Дифференцированный подход к слабоуспевающим учащимся», «Дифференцированное обучение в классах ККО», «Игровые формы работы на уроке» и др. Проведены открытые уроки для молодых специалистов с применением данных технологий в 7 «А» ККО (сентябрь 2009 г, ноябрь 2009г.) Все уроки в моих классах считаются открытыми, их может посетить любой педагог школы для обмена опытом работы.
В своей педагогической практике постоянно решаю задачу личностно-ориентированного подхода к конкретному ученику. Она представлена следующими этапами деятельности с целью помощи ученикам: диагностическим, поисковым, договорным, деятельным.
Диагностический этап- выявляю и фиксирую факт проблемы, наличие трудностей. При данном этапе задача- помочь ученику сформулировать самому проблему и поддержать его.
Поисковый этап- организую совместный с учеником поиск причин возникновения трудностей и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа. Договорной этап представляет собой совместное проектирование действий. Здесь необходимо стимулировать ученика самостоятельно преодолевать трудности, открыть путь к проектированию своих действий.
Деятельный этап- нужно защитить интересы ребенка, его права. Решение проблемы выбора требует привлечения специалистов: психолога, врача. Это не только обращение к специалистам за помощью, но и координация действий по оказанию помощи ученику в разрешении проблем.
Рефлексорный этап- провожу совместное обсуждение с учеником его удач и неудач. Важно помочь учащемуся заметить те изменения к лучшему, которые произошли.
Как показала практика, именно такая организация поддержки дает наиболее ощутимые результаты.
Личностно-ориентированный подход предусматривает:
- вариативность учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе разноуровневых по содержанию и срокам обучения.
Так, работая в 7 «А» ККО, создала 2 рабочих программы с учетом рекомендаций специалистов и возможностей учащихся на основе стандарта общего образования базовую и продвинутого уровня. В 7 «Б» классе рабочая программа продвинутого уровня и, так как в классе 1 ученик, имеющий рекомендации ПМПК, базового уровня.
-максимальную социально-трудовую адаптацию учащихся классов ККО к современным социальным условиям , в том числе– в условиях рынка труда. Работая классным руководителем 7 «А» ККО, в котором учится 6 воспитанников детского дома № 1, постоянно провожу классные часы и беседы по данным вопросам, на уроках, особенно на уроке литературы, стараюсь показать связь современных требований к гражданину и выпускнику и задачами, стоящими перед ними, учениками школы.
Система личностно-ориентированного подхода дает большую свободу выбора форм и методов обучения. В ее рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразными технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем обучения ребенка. Цели обучения взаимно согласовываются между мной, учителем, и учеником, в старших классах учащиеся более мотивированы, осознают свои запросы и требования к обучению, отсюда вытекают цели учителя: не только дать знания по предмету, но и показать их значение при выборе профессии, жизненного пути. В среднем звене дети, особенно воспитанники детского дома, не имеют достаточной мотивации обучения, задача учителя, т. е. моя, выстроить систему уроков таким образом, чтобы через интерес к отдельному предмету, показать нужность и важность получения знаний в целом .
Личностно-ориентированный подход к учащемуся развивает личность в процессе познания и компетенций, а ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу позволяет учащемуся сделать самостоятельные открытия, что повышает его самооценку. Одной из основных технологий , применяемых мною на уроках в рамках личностно-ориентированного обучения, является технология дифференцированного подхода. Это такая организация учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся или с одним учащимся с учетом у них (у него) каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Технология данного вида обучения является приспосабливающейся, по типу управления познавательной деятельности- система малых групп + «репетитор». Преобладающий метод обучения- объяснительно-иллюстративный с элементами программирования и на более поздних этапах обучения- частично-поисковый. Так в 5 «А» класс ККО ( 2007-2008 учебный год) в силу неравномерности развития личных качеств, медицинских показаний и других причин пришли и успевающие и слабоуспевающие ученики. При тематическом планировании были учтены рекомендации психолога школы, логопеда : на повторение и закрепление материала отводилось больше часов, чем в общеобразовательном классе, в поурочном планировании учитывались и учитываются возможности ученика, его физические и психические особенности, отсюда выбор форм и методов обучения. С помощью индивидуализированного обучения можно перевести учащихся на более высокие уровни познавательной самостоятельности. Способом раскрытия содержания технологии индивидуализации обучения становятся технологические карты по русскому языку и литературе, созданные для каждого класса с учетом особенностей учащихся, в нем обучающихся. При подготовке к конкретному уроку из карт выбираются те формы и методы работы, которые наиболее целесообразны для целей и задач, поставленных на данном занятии.
Технологическая карта «Русский язык. 6 класс»
1. Устная работа:
-повторение правил;
-приведение примеров на данное правило;
-проверка домашнего задания (фронтальная, выборочная и др.);
-работа с пособием «Подсказки на каждый день» Т.Угроватовой;
-задания с обратной связью, работа в парах и др.
-задания на развитие логического мышления;
-словарная работа с записью в «Словарик»; выбору
-задания творческого характера
2.Объяснеие нового материала. Постановка проблемы. Применение опорного конспекта, схемы для самостоятельной доработки и детализации, дополнения своими примерами (продвинутый уровень обучения), подсказки (для базового уровня).
3. Отработка правил. Работа с учебником. Индивидуальные задания разного уровня сложности. Индивидуальная работа учителя со слабоуспевающими учениками. Учебная дискуссия.
4.Закрепление материала.
5. Работа по развитию речи. Задания творческого характера.
6.Дифференцированное домашнее задание (при необходимости- разбор домашнего задания для слабоуспевающих учеников)
7.Оценка выполненных заданий, выяснение пробелов знаний, трудностей в усвоении нового материала. Подведение итогов урока учащимися.
Конспект урока по теме « « с использованием алгоритма технологической карты.
Наиболее продуктивной является индивидуальная, дифференцированная работа на уроке с учеником. Положительным аспектом дифференциации является исключение уравниловки и усреднения учащихся, появилась возможность дозированно помогать каждому, уделять конкретное внимание конкретному ученику.
Дифференцированная работа осуществляется на всех этапах: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, при контроле. При подготовке к уроку, определению сложности материала предусматриваю следующие аспекты: обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями, навыками, обеспечение определенной самостоятельности детей в учении и постоянной помощи им на уроке со своей стороны. Между заданиями разного уровня сложности существует строгая преемственность, в каждой теме есть определенный уровень ЗУН, которым должен овладеть учащийся, без этого овладения нет пути вперед.
Например, в 7 «А» ККО (2009-2010 учебный год) по теме урока: «Понятие о наречии» на базовом уровне учащиеся должны знать формальные признаки наречия, семантику, уметь опознавать наречие с опорой на формальные признаки наречий; на продвинутом уровне должны уметь работать со справочной литературой. При планировании урока предусмотрено повторение темы «Словосочетание» (базовый уровень), которая помогает понять новую тему. Учащиеся, после изучения новой темы, получают карточки трех уровней. Задания минимальной сложности требуют многократного повторения, умения выделять главное, знания приемов запоминания. При работе с карточками первого уровня проводится инструктаж, как выполнять задание: «делай по образцу»; на что обратить внимание, какой следует сделать вывод.
Задания А должен уметь делать каждый- это задания базового уровня.
Задания В второй группы сложности включают дополнительные сведения, которые расширяют программу, помогают глубже понять материал, делают знания более цельными.
Задания С третьей группы предусматривают свободное владение материалом, приемами учебной и умственной работы. Ученику даются развивающие сведения, углубляющие материал, представляющие возможность перспективы творческого применения. Задания этой группы сложности включают в себя материал из вспомогательной учебно-методической литературы, таким образом, обеспечивается базовый уровень и открывается простор для творчества.
Карточка №5 (уровень А) Тема «Наречие»
Вставьте пропущенные буквы, подчеркните наречия. Раскройте скобки.
Третий, трижды, тр.як, тро.кратно, (в) третьих,
Свеж.сть, свеж.,.свежий, освежить;
Друж.ский, (по) дружески, дружба, дружить
2. Напишите текст из 3-4 предложений, продолжающий описание деятельности или действий. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Употребите следующие наречия: (по) переменно, (на) скаку, (на)встречу.
Карточка №6 (уровень В) Тема «Наречие»
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Раскале(н,нн) ая за день крыша, как хорошая ру(с,сс)кая печь, щедро о.дает тепло в комнату. А на улице вечерняя пр.хлада. Она пр.несла людям ж.ланную пер.дышку_ от напряже (н,нн)ой работы на со.нце от горячей пыли бе((з,с)жалостного зал.вающего мир света.
Подчеркните слово, которое может быть наречием, существительным, категорией состояния. Составьте предложения, подтверждающие это.
Карточка №7 (уровень С) Тема «Наречие»
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Со стены в комнат. улыба. тся большая круглая африканская маска. Обычно они св..репы на вид ведь чаще всего их назн..чение_ отпугивать злых духов. Эта маска улыба..тся всем своим круглым ж..лтым выпуклым лицом п..крытым орнам..нтом.
2.Подчеркните наречия.
3.Найдите в тексте слова в сравнительной степени типа гуще, страшнее. Докажите примерами, что они могут быть отнесены к разным частям речи в зависимости от контекста.
4. Составьте текст-размышление , в котором опишите свое отношение к маскам и украшению ими квартир.
Задания части А обычно не вызывают затруднений, так как реализуется принцип «пиши по известным правилам», «загляни в подсказку». Задания части В содержат более сложные примеры, знаки препинания ставятся на основе синтаксического разбора предложений (обособление определений, выраженных причастными оборотами, однородные члены предложения), слова содержат двойные согласные, надо классифицировать правила, чтобы правильно вставить буквы и др. Вопрос о правописании решается на основе разбора слова по составу. Задания части С характеризуются существенными различиями в правописании и произношении. Именно в этой группе слов школьники делают наибольшее количество ошибок. При работе над этими словами повторяется фонетический ,морфемный разбор, школьники учатся искать аналогии. Дифференцированные задания помогают развивать умения работать самостоятельно, обучают построению логических связей между явлениями языка. На уроках организую ролевую игру «Я учитель», построенную дифференцированной работе в паре (сильный - слабый) , она активизирует знания детей, заставляет более ответственно относиться как к своей работе, так и к работе товарища.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Формы проведения занятий различны: работа по группам, работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), внеурочные дополнительные занятия, индивидуальные занятия, консультации и другие. Дети, интересующиеся предметом, имеющие достаточно высокие показатели, входят в группу продвинутого уровня. Вторую группу составляют дети овладевшие базовым уровнем, третью - усиленной педагогической поддержки. По мере усвоения программы перевожу учащихся из одной группы в другую. Для распределения детей по группам используется тестирование, вводный контроль в начале учебного года. Для перевода в другие группы- промежуточный контроль.
При подготовке к уроку в интегрированном классе продумываю систему заданий, отбирая для учащихся , имеющих рекомендации ПМПК, задания базового уровня, с которыми они должны справиться, для остальных- продвинутого. При выполнении заданий базового уровня помочь слабым учащимся могут ученики подвинутого уровня обучения. Уже в пятом классе я обратила внимание на то, что ученица А., имеющая рекомендации ПМПК по здоровью, не успевает за темпом урока, не отвечает на вопросы, замкнута, к учителю не обращается, однако ученица имеет хорошую память, улыбается, если ее похвалишь. Ученица этого же класса З. – отличница, обладающая ровным, спокойным характером, постоянно помогает ученице А., указывая на ошибки, помогая успевать за темпом урока. Девочки образовали постоянную пару в течение двух лет сильный - слабый, в которой А. имеет стабильные знания базового уровня по русскому языку, а во 2-й четверти 7-ого класса я оставила ей оценку «5» по литературе за труд и желание повысить свои знания, показав ее потенциальные возможности. Такая работа повышает мотивацию обучения у слабых учащихся, для З. –это способ реализовать свои способности в коллективе, повысить свой рейтинг в классе. Таких стабильных пар в классе несколько. Я наблюдаю за их работой в течение трех лет и вижу положительную динамику повышения успеваемости у ранее отстающих по предмету учащихся.
Мною создан дидактический материал по всем разделам программы с 5 по 11 класс, включающий несколько сотен карточек , рассчитанный на отдельного ученика с учетом его познавательных способностей, установленного объема знаний. Учащимся со слабой успеваемостью предлагаются схемы, таблицы, алгоритмы по теме карточки, помогающие правильно выполнить задание на повторение и закрепление нового материала: при создании схем и таблиц учитываются виды памяти конкретных учеников и идет развитие всех когнитивных сфер ребенка, а это память, внимание, мышление, воображение, речь. Основной частью познавательной самостоятельности учащихся является перенос знаний и умений в новую ситуацию, к сожалению, не все ученики могут это сделать самостоятельно. Для помощи ученику в такого рода деятельности этот процесс осуществляю в несколько этапов:
1 этап. Отработка учебно-познавательных умений Учащийся получает задание. На первом этапе работы требуются вставить пропущенные буквы. По ключу можно проконтролировать решение задания, если есть ошибки - исправить, выписав слово, выделив орфограммы, сделав морфемный разбор.
11 этап. Выполненное задание проверяется соседом (работа в паре). Происходит взаимоопрос, выполненное задание оценивается в паре. Возможен вариант обмена карточками. Главное в таком опросе- регулярное проговаривание основного материала вслух, его повторение.
Такой опрос занимает мало времени, оценки могут выставлять друг другу ученики, если не согласна с их оценкой, задаю вопрос по теме карточки. У учеников вырабатывается самостоятельность, самоанализ, критическое отношение к ответу другого, а если изменить систему оценки, то можно выставить оценку паре, тогда учащиеся начинают отвечать не только за правильность выполнения своего задания, но и за ответ товарища, что повышает ответственность ученика.
111 этап. Со словами, использованными в карточке, провожу словарный диктант или даю творческое задание, в котором данные слова будут опорными. При успешном выполнении задания на следующем уроке дается карточка более сложного уровня, если количество ошибок более 65%- снова дается карточка уровня А и работа ведется под моим наблюдением.
После занятий по карточкам у учащегося развивается зрительно-слуховая, слуховая, зрительная память, концентрируется внимание не только на русском языке, но и по другим предметам, развивается мышление ребенка. Ученики лучше пишут, рассуждают, речь становится логически связной. Творческие работы становятся более содержательными, богатыми художественно. Виден прогресс в речи ребенка, меньше становится слов-паразитов, особенно это прослеживается в классах ККО. (см. приложение № )
. Для повышения познавательной активности учащихся, чтобы сделать урок более эффективным и развивать качества личности ученика, среди которых на первом месте способность к адаптации в условиях информационного общества в своей деятельности активно применяю ИКТ: и презентации, и учебные фильмы, возможности Интернета. Разработала систему уроков, включающую компьютерные презентации, сообщения, созданные учащимися по русскому языку или литературе, ученики сами выбирают нужную и интересную им тему, самостоятельно работают в библиотеке или в Интернете, получают мои консультации по теме презентации, а затем выступают с ними на уроках или внеклассных мероприятиях
Использование на уроках элементов ИКТ является одним из условий реализации возможностей ребенка в полном объеме. Работа с компьютером на уроке для любого ребенка интересна и позволяет показать умения владеть современной техникой, одновременно показывая знания по предмету. Мною разработаны задания по русскому языку для закрепления, повторения материала уроков и опроса учащихся с использованием возможностей ИКТ. Такая работа способствует созданию ситуации успеха на уроке как для слабых учеников так и для сильных. Для слабых учащихся перед заданием всегда повторяется алгоритм решения упражнений, имеется подсказка, что позволяет избежать ошибок при выполнении заданий, повысить свою самооценку, мотивирует на выполнение заданий более сложного уровня. Сильнее учащиеся могут делать то же задание, но без подсказок или задания более сложного уровня. Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.
Задание уровня А (для слабых учащихся) по русскому языку тема «Чередование гласных в корне»
Подсказка-алгоритм:
Чтобы нам не ошибаться,
Когда –кас- должен писаться,
А когда напишем –кос-,
Мы ответим на вопрос:
Есть за корнем суффикс –а-?
_Кас- напишем мы всегда;
-Кос- напишем мы тогда,
Когда нет за корнем –а
1.Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Прик.сновение, прик.саться, к.снуться, к.саться, к.сание, к.сательная, к.- сающийся, к.снувшийся,
2.Определите, есть ли в данных предложениях слова с корнем –кас-//-кос-?
1.У сестры маленькая косичка. 2.На косогорах росли березки. 3.Я коснулся плечом ветки. 4. Вопрос касался литературы.5. Мы вышли косить траву. 6.Опасное прикосновение. 7.Лошадь косится на меня одним глазом
Ответы:
1.о,а.о, а, а, а, а, о.
2.Чередование: 3, 4, 6.
Задание уровня В (для сильных учащихся) по русскому языку тема «Чередование гласных в корне»
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.
Прик.сновение, прик.саться, к.снуться, к.саться, к.сание, к.сательная, к.- сающийся, к.снувшийся,
2.Определите, есть ли в данных предложениях слова с корнем –кас-//-кос-? Способ образования слова «к.согор»? Расставить пропущенные знаки препинания.
1.У сестры маленькая к.сичка. 2.На к.согорах росли березки. 3.Я к.снулся плечом ветки. 4. Вопрос к.сался литературы.5. Мы вышли к.сить траву. 6.Опасное прик.сновение. 7.Лошадь к.сится на меня одним глазом. 8. В споре брат к.снулся вопроса которого мы давно (не) к.сались. 9. К.сательная которая была нечерчена на доске была подсказкой для учеников.
Ответы:
о, а, о, а, а, а, а, о.
Чередование: 3, 4, 6, 8, 9.
Создаваемые для уроков мультимедийные презентации направлены как на решение традиционных задач: усвоение знания и их систематизация, так и на выполнение на современном этапе инновационных задач: формирование мотивации и навыков самоконтроля, коммуникативных навыков и развития информационной компетентности.
Использование мультимедийных презентаций на уроке применяется для того, чтобы:
Совершенствовать систему управления обучением на различных этапах урока
Усилить мотивацию учения;
Улучшить качество обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
Учитель | Ученик |
Расширяет возможности применения интерактивных форм работы | Увеличивает время самостоятельной работы на уроке |
Совершенствует подбор материала и его методическую обработку | Активизирует работу, даже при очень низком уровне их индивидуальной готовности |
Структурирует урок в соответствии с внутренней логикой построения | Каждый сможет видеть, слышать и анализировать изучаемый материал |
Повысить уровень подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
Демонстрировать возможности компьютера, не только как средства для игры, но и как обучающее средство.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения. Дети учатся самостоятельно работать с источниками информации по предмету. У учеников появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания, чтобы получить более высокий результат
Применяя нетрадиционные возможности мультимедийных презентаций, я пришла к следующим результатам: повысилось качество обучения учащихся в период их обучения со 6 по11 класс
Также повысился уровень качества самостоятельных работ, и произошло увеличение доли самостоятельной работы учащихся в 7 «Б», 9 «А» , 11 «А» классах на уроке до 36%.
В школе проходят конкурсы на лучшую компьютерную презентацию, в течение двух лет работы моих учеников завоевывали первые места в школе в этих конкурсах. В них принимают участие как ученики 6-х классов, в т.ч. и ККО, так и учащиеся старших классов. Оценивает работы жюри, состоящее из учеников школы. Школьное жюри разработало критерии оценки работ: длительность – не более 5-8 минут, информативность, иллюстративность материала, точность в отборе материала., практическая направленность работы. (см. приложение № 14). Таким образом, личностно-ориентированная модель обучения, используемая мною, помогает ориентировать учащихся на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия.
Я считаю, что успех ребенка – определяющее условие интереса к учению, ко всякой работе. Поэтому на своих уроках создаю ситуацию успешности, считаю важным похвалить даже самого слабого ученика за успешно выполненное задание. Когда ученик совершил самостоятельное открытие, он счастлив, если же он сам сделать это открытие не может, включаю его в группу более способных учащихся, тогда он становится соавтором открытия. Главное в каждом ребенке видеть личность- вот основа моей педагогической философии. Важно воспитать человека думающего, имеющего собственное мнение.
Как я уже говорила, в основе моей методической системы лежит дифференциация и индивидуализация обучения, которая помогает учащимся анализировать изученный материал, применять полученные знания и их результаты в стандартных и нестандартных ситуациях, развивать свои способности, ставить вопросы и аргументировать ответы. Все это помогает на высоком профессиональном уровне проводить уроки литературы. Технологии развивающего обучения, технология критического мышления, технология дебатов также применяются на уроках по этому предмету. Так, работая над анализом текста, применяю приемы, которые помогают учащимся понять проблему текста, вычленить ключевые понятия, дать им определение, выяснить причинно-следственные связи. При изучении сказки-были «Кладовая солнца», например, создаем «сказочный лес» и его охрану-двух лесовиков, которые следят за порядком в лесу. Читаем текст (можно по ролям). Лесовики просят помочь героям сказки, ответив на вопросы по произведению, требующие хорошего знания текста. Лесовики оценят точность ответов, при необходимости могут помочь наводящими вопросами. В результате ученики должны сделать вывод: только дружба может помочь Настене и Митраше победить. На следующем уроке учащиеся должны сами сформулировать вопросы, которые помогут проанализировать текст, определить идею и мнение автора. Для того чтобы учащиеся говорили полными предложениями, развивая монологическую речь, предлагаю сыграть в игру «Да- нет не говорите, простые вопросы не задавайте», предлагаю конкурс на лучший вопрос по тексту. Ученикам нравится эта игра, они начинают контролировать свою речь, используют развернутые речевые конструкции. .
При проведении уроков литературы постоянно использую приложение «Фонохрестоматия» к учебнику «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Использование «Фонохрестоматии» учит школьников правильной русской речи через аудирование. Фонетические записи, сделанные профессиональными артистами, по произведениям, включенным в программу, помогают на уроках при анализе текста произведения, учат любить и понимать художественное слово. На уроках включение записи концентрирует внимание ученика, помогает выделить главное в прочитанном тексте. На уроках учащиеся , прослушав записи стихов, часто просят повторить запись, чтобы научиться читать так, «как артисты», т.е. выразительно читая , правильно произнося текст интонационно грамотно.
В старших классах собираю медиатеку, она составлена из произведений, включенных в программу. Просмотр записей позволяет организовать дискуссии по разным вопросам, например, «Соответствие экранизации произведению», «Глубина проникновения режиссера в образы литературного произведения» и др. К сожалению, учащиеся читают все меньше, а показ фильма-экранизации, диспут по книге и экранизации стимулирует обращение к оригиналу, т.е. литературному произведению.
Повышению научного метода преподавания, эффективности учебно-воспитательного процесса способствует проверка знаний и умений учащихся, на основании которой можно судит об овладении ими основным содержанием курса. Она дает возможность контролировать процесс восприятия, запоминания, осмысления учащимися фактов, закономерностей, теорий,, а также использование их для широких выводов, обобщений, решений практических задач. Проверка помогает ученику совершенствовать свои знания, делать их боле прочными, систематизированными, так как является одновременно и повторением учебного материала.
Самый доступный способ опроса – индивидуальный. Он способствует развитию речи ученика, его мышления, умению анализировать материал, делать выводы и обобщения, правильно и точно излагать материал. Для повышения эффективности опроса веду его по определенной схеме:
Четко формулирую и проговариваю вопрос, выясняю , всем ли он понятен.
Вызываю ученика, который будет на него отвечать.
Даю время на обдумывание ответа.
Требую четкого, логического изложения материала с примерами и обобщениями.
Даю возможность рецензировать ответ другим ученикам или делаю это сама.
Ставлю отметку.
Обычно такой опрос сочетаю с другими методами: самостоятельной работой других учеников с учебными пособиями, таблицами, индивидуальными карточками, тестами и др.
Если ученик не уверен в своих знаниях, стеснителен, хорошие результаты дает «тихий» опрос (ученик дает ответа полушепотом, не вставая с места, в то время как другие ученики заняты своими заданиями). Для проведения такой формы опроса от меня , как учителя, требуется хорошее знание индивидуальных особенностей учащихся. В каждом классе есть учащиеся, которые требуют именно такой формы опроса. Их 2-3 человека, но они есть. В дальнейшем, при хорошем знании материала, с ними можно проводить опрос в обычной для данного класса форме. Часто применяю «Игровой словарик», пособие, помогающее ученику проконтролировать самого себя и дать правильный ответ ( приложение № 13 )
При «щадящем» опросе разбиваю класс на группы, каждой группе задаю свой вопрос, на него отвечают члены первой группы: в каждой группе есть ученик, который может проверить ответы товарищей, группа слушает ответы, добавляет , сравнивает., оценивает. Данный вид опроса очень результативен, нравится ученикам, ответы товарищей оцениваются очень объективно. Я иногда проверяю результаты работы, но чаще верю оценкам учащихся, они этим доверием дорожат.
Для учащихся, не имеющих хорошей памяти, отстающими по предмету в силу разных причин, хорошие результаты дает опрос-беседа с опорой конспекты, «подсказки», схемы. Ученику дается время на подготовку ответа, а потом проводится беседа по данной теме с разбором примеров в индивидуальном темпе.
Интересен и результативен дополнительный опрос по заданиям, полученным индивидуально, т.е. по дополнительному материалу, первоисточникам. Обычно провожу его при объяснении нового материала, особенно на уроках литературы. Ученики используют материалы Интернета, диски «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» и др. Работу оценивает весь класс.
Личностно-ориентированная педагогика дает возможность дифференцировать опрос в тех классах, где учатся дети с очень разным уровнем восприятия. 7 класс ККО: у учащихся этого класса разный уровень памяти, одни лучше все воспринимают на слух, другие- зрительно, поэтому на уроках приходится использовать разные способы передачи материалы и разные виды опроса, оказывая посильную помощь каждому ребенку, не ущемляя его самолюбие при оценке знаний. Для себя составляю «Таблицу памяти», в которой отмечаю все пробелы знаний по теме у каждого конкретного учащегося.
ФИО | Темы уроков | Зачет/ Незачет | Работа, проводимая по устранению пробелов знаний | Результат, показанный после проведен-ной работы по устранению пробелов знаний |
Индии. работа на уроке, | Другие формы работы | консультации по теме |
Уче-ник А | Причастие: Причастие как часть речи Склонение причастий Причастный оборот Действительные причастия. Суффиксы действительных причастий Страдательные причастия. Суффиксы страдательных причастий Краткие причастия Частица НЕ с причастиями Суффиксы Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных Буквы Ё в суффиксах причастий | + + - + - + _ + - - + | + + + + + | + + + + + | + + + + + | Зачет Зачет Зачет Зачет зачет |
Такие таблицы составляются по всем темам курса, учитываются знания всех учащихся.
Быстрые темпы формирования личностных качеств в подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы обучения и воспитания придут в противоречие с уровнем развития школьника. Однако, повышая требования, взвешиваю силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованию или к недостаточно полному, поверхностному выполнению заданий, а значит, к пробелам знаний по теме уроков. Показать свои знания, преодолеть чувство неуверенности в себе, стимулировать стремление к сотрудничеству, устранить пробелы знаний у слабоуспевающих учащихся с помощью хорошо успевающих учеников могут помочь специально разработанные комплексы уроков, включающих игровые формы обучения.
7 класс. Комплекс уроков по теме «Причастие», включающих игровые формы обучения.
Тема уроков | Элемент комплекса | Цели развития и воспитания | Цели обучения |
Причастие | Игра «Кто правильнее?» | Развитие логических связей, умение видеть связь явлений. | Повторение полученных знаний по теме «Имя прилагательное и глагол» |
| Составление кроссвордов по теме «Причастие» | Развивать гибкость ума, умение формулировать вопросы. | Закрепление полученных знаний. |
| Тест «Кто первый?» (тема конкретного урока) | Развитие внимания, сообразительности, умения сопоставлять теоретические знания и практические задания. | Проверка знаний по теме «Причастие» |
| Нестандартные задания, редактирование текста, поиск ошибок на употребление причастий. | Преодоление стереотипов мышления. | Повторение по теме «Согласование главного слова и зависимого, выраженного причастием. |
Урок-закрепление | Викторина «Что ты знаешь о причастии?» | Развитие внимания, адекватной самооценки и оценке работы товарища. | Повторение и закрепление пройденного. |
Обобщающий урок по теме «Причастие» | Урок развития речи Творческая работа «В государстве причастий» | Развитие творческой фантазии, воспитание уверенности в своих знаниях | Повторение по теме «Причастие» |
При создании подобных комплексов учитываю знания учащихся, их интересы. В подготовке викторин и уроков-состязаний, составлении кроссвордов непосредственное участие принимают ученики, которые получают задания, соответствующие их знаниям и умениям, задания носят практическую направленность, учат самостоятельно работать со справочной литературой, формируют умение формулировать свою точку зрения, стремление отстаивать свою позицию с помощью убедительных аргументов, находить общее решение. Дифференцированные задания при подготовке к урокам, включающим такие формы обучения, повышают качество знаний учащихся, создают ситуацию успешности, они формируют у школьников познавательную самостоятельность, то есть стремление и умение самостоятельно усваивать новые знания и способы деятельности в процессе целенаправленного поиска. Такие комплексы создаются по шаблону, включают разные темы по разделу «Морфология». При необходимости в них вношу изменения, учитывающие знания конкретного класса. Так в 7 «А» ККО больше времени уделяется повторению пройденного, а в 7 «Б» упор делаю на самостоятельную работу, творческую работу с привлечением компьютерной технологии.
Вызвать интерес ученика к предмету помогает открытое обучение в рамках личностно-ориентированного подхода к ученику, при котором основные аспекты обучения не сдерживаются строго регламентированными рамками, оно дополняется и модифицируется с учетом мнения ученика. Это дает мне возможность в дополнение к уроку, как основной форме учебной деятельности, выбрать и другие формы учебной деятельности: домашнюю, самостоятельную (в библиотеке, работа с компьютером), внеклассную, в том числе в рамках олимпиад и конкурсов. Учащиеся могут выбрать домашнее задания из большого количества вариантов.
Примером дифференцированного по степени сложности задания могут служит следующие:
Тема «Имя числительное»
1.Вариант А. Подобрать загадки, пословицы, поговорки, в которых встречаются числительные.
2.Вариант В. Подобрать загадки, пословицы, поговорки, в которых встречаются числительные. Распределить встретившиеся числительные по разрядам, доказать свою точку зрения.
В конце Изучения темы использую прием, который поддерживает и реализовывает психологический механизм формирования учебной деятельности школьника: детям предлагается заполнить таблицу:
Что я узнал по теме «Имя числительное»
Что такое имя числительное? ________________________
Какую роль играют числительные в нашей жизни? ________________________
Разряды числительных. ________________________
Как изменяются числительные? ________________________
Правописание мягкого знака в числительных.
Проанализировав ответы учащихся, планирую дальнейшую работу так, чтобы устранить пробелы знаний, определить темы и объем, повторение и закрепление материала, выбрать для каждого индивидуальное домашнее задание.
На уроках литературы в 7 классе в качестве домашнего задания по рассказу Е.Носова «Кукла» предлагаются следующие варианты:
1. Пересказ от первого лица.
2.Пересказ по ролям.
3.Лексическая работа: найти диалектные слова и объяснить их, пользуясь толковым словарем.
4.Сделать компьютерную презентацию «Е.Носов. Страницы биографии». (см. приложение № 15)
5.Ответить на вопросы учебника.
6.Внеклассное чтение :самостоятельно прочитать один из рассказов Е.Носова , пересказать и проанализировать его на уроке.
Основным критерием успешности своей деятельности считаю качественную подготовку учащихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации за курс основной и полной школы, овладение ими стандартов образования базового и продвинутого уровня. В результате освоения содержания курса русского языка и литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных навыков, умений и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Работу по подготовке к итоговой аттестации начинаю с 5 класса через систему дифференцированных заданий, дифференцированное тестирование, так как в КИМ 9-х и 11-х классов задания части А и В предложены в тестовом виде. К 7-ому классу ученики овладевают этим видом работы и не испытывают дискомфорта при решении тестовых заданий. Мониторинг 2009 года по русскому языку в 8 «А» классе показал, что пропедевтическая работа дала свои положительные результаты: средний балл по классу был 3,3, учитывая контингент учащихся данного класса, это хороший результат.
Разработана система подготовки учащихся к итоговой аттестации, включающая следующие направления:
-диагностика знаний учащихся ( через вводный контроль, мониторинги);
-ликвидация пробелов знаний (индивидуальная работа, групповая, фронтальная);
-контроль знаний (решение вариантов ЕГЭ и ГИА, тесты тематические, диктанты и др.)
( приложение № 14 );
-сравнение результатов мониторингов и выявление причин низкого качества знаний у слабоуспевающих учеников, дозированная помощь учителя.
Обучая учащихся 10-11 классов, готовя их к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, беря классы от другого учителя, делала вывод, что ученики часто не могут проанализировать текст, не знают лексического значения некоторых слов. Для преодоления этих трудностей веду целенаправленную словарную работу: с 5-ого класса приучаю учеников на уроках постоянно пользоваться разного рода словарями: орфографическими, толковыми, орфоэпическими и др. При подготовке учеников к ГИА и ЕГЭ использование словаря при выполнении заданий становится нормой работы на уроке. Такая ежедневная работа дает положительный результат: учащиеся расширяют свой словарь, используют в речи фразеологические обороты, могут найти их в тексте, лучше справляются с заданиями по орфоэпии. Словарная работа проводится как на уроках русского языка, так и литературы. Прочитав текст, выясняется значение всех непонятных ученику слов, в трудных случаях ученик обращается к толковому словарю. Затем объясняет это слова всему классу.
В течение ряда лет ведется большая внеклассная работа, помогающая воспитывать уважение к родному языку и литературе, помогающая в преодолении косности мышления, учащая школьников самостоятельности, активной жизненной позиции. Практически все учащиеся в моих классах принимают участие в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех». Эта игра-конкурс интересна как по содержанию для учащихся, так и по форме. Не все школьники показывают высокие результаты, но все стремятся улучшить свои знания, занять более высокое место. Ученики 7-9 классов принимают участие в различных конкурсах: в этом году приняли участие в конкурсах, посвященных Дню Победы – международный литературный конкурс Республики Беларусь, литературный конкурс, объявленный Комитетом по образованию администрации городского округа «Город Калининград». Учащиеся постоянно принимают участие во всех школьных литературных конкурсах, выступают с литературно-музыкальными композициями по произведениям поэтов Х1Х и ХХ века:
«Поэты Серебряного века», «Стихи военных лет» и др. Учащимся среднего звена интересны инсценировки, которые они делают для уроков. В дни декады русского языка и литературы традиционно готовится Праздник Знаний(игра-смотр знаний, умений, навыков учащихся), в котором принимают участие все школьники, каждый из них может выбрать задание, соответствующее его возможностям: составить кроссворд , сделать какую-либо иллюстрацию, оформить свой кабинет, подготовить задание для станции ( по русскому языку или литературе). Все ждут этой игры, так как она позволяет каждому проявить себя, отстающих в ней нет.
Использование на уроках русского языка и литературы личностно-ориентированного подхода к учащимся, тех возможностей, которые предоставляет данная технология, ориентированная на поиск развития задатков учащихся, способностей, заложенных природой, позволяет добиться положительных результатов обучения, адаптировать содержание, методы, темпы учебной деятельности ученика к его особенностям, следить за его действиями при решении трудных задач.
Как пример надежности такой практики обучения можно привести организованные в разные годы классы компенсирующего и интегрированного обучения, в которых я вела и веду уроки русского языка и литературы, являюсь классным руководителем. Занятия со специалистами, учет физических, психических возможностей, коррекция поведения, индивидуализация и дифференциация обучения дали и дают положительную динамику: с 2007 по решению педконсилиумов из класса ККО в общеобразовательные классы было переведено за время обучения 4 учащихся. Сейчас в 7 «А» классе ККО успеваемость составляет 100%, качество знаний-12,6%, в 7 «Б» (интегрированном)- успеваемость 100%, качество знаний- 50% ( русский язык).по литературе: 7 «А»- 37,5%. и в 7 «Б»-77% соответственно. Учащиеся 9-ого класса «А» ККО выпуска 2006 года успешно сдали итоговую аттестацию за базовый курс общеобразовательной школы, что позволило 8 учащимся класса перейти в 10-й класс, закончить общеобразовательную среднюю школу и, поступив в высшие и среднеспециальные учебные заведения, успешно в них обучаться. В этом учебном году в 11-м классе успешно обучается 5 учащихся , получивших базовое образование в классе ККО и успешно продолжающих обучение в оборонно-спортивном классе.
Следовательно, можно получить одинаковые педагогические результаты от детей с разными способностями, в том числе с нарушениями развития через более гибкую систему образования, которая и будет способствовать осуществлению реального права на образование.
Расширяет возможности применения интерактивных форм работы
Увеличивает время самостоятельной работы на уроке
Совершенствует подбор материала и его методическую обработку
Активизирует работу, даже при очень низком уровне их индивидуальной готовности
Структурирует урок в соответствии с внутренней логикой построения
Каждый сможет видеть, слышать и анализировать изучаемый материал
1.Объявляется тема урока, использование презентации позволяет переключить внимание учащихся после перемены. |
2.Объявление целей и задач урока представлено наглядно, что дает учащимся возможность уже в начале урока видеть, чем он будет заниматься. |
3.Использование анимации при проведении опроса может использоваться в трудных случаях как подсказка. |
4.Объяснение нового материала основано на трансформации реальной информации в схематичную, чтобы поставить проблемный вопрос: «Зачем нужны знаки препинания?» |
5.Использование наглядно-иллюстративного метода позволяет учителю помочь учащимся сделать самостоятельный вывод о том, зачем человеку понадобились знаки препинания и их значение в речи.. |
6.Вывод, сделанный детьми, появляется на слайде. |
7.Знакомство с основными понятиями темы происходит с использованием схем и заданий , выполненных с помощью ИКТ. |
8.Практическое задание позволяет визуализировать поставленную задачу и после выполнения представляет правильный ответ для проверки. |
9.Знакомство правилами постановки знаков препинания в сложном предложении основывается на наглядно-иллюстративном методе для постепенного погружения в изучаемый материал. |
10.Ученик не только видит задание, но и может сравнить свой ответ с правильным ответом. |
11.После выполнения первого задания совместно с детьми выводим правило постановки знаков препинания сложном предложении. |
12.Подведение итогов урока может проходить с использованием наглядности. |
24