ТЕМА 1. Инфекционный контроль.
План занятия.
Понятие безопасной больничной среды.
Факторы риска для пациента и персонала.
Инфекционный контроль.
Инфекционная безопасность.
Санитарно-противоэпидемический режим.
Нормативная документация.
Безопасная больничная среда.
В настоящее время безопасная больничная среда является одной из актуальных и в то же время сложных проблем в профессиональной деятельности медицинских работников. Безопасной больничной средой называется среда, которая в наиболее полной мере обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все свои жизненно важные потребности. Безопасная больничная среда обеспечивает медицинскому персоналу отсутствие профессиональных заболеваний и сохранение здоровья.
Больничная среда имеет те или иные элементы, отрицательно влияющие на здоровье как медицинского персонала, так и пациентов факторы риска. Фактор риска – это обстоятельство (внешнее или внутреннее), отрицательно влияющее на здоровье человека и создающее благоприятную среду для возникновения и развития заболеваний. Для сохранения здоровья человек должен быть хорошо адаптирован к таким факторам риска. Больной человек попадает в такую среду при снижении способности к адаптации. Он ослаблен, страдает физически и психологически как от самой болезни, так и от непривычной для него обстановки стационара. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают его изменить привычный образ жизни и по-новому удовлетворять свои потребности.
Факторы риска для пациента и персонала
В зависимости от причины, вызвавшей тот или иной вред здоровью человека, все факторы риска делятся на четыре группы.
Биологический – инфекционный. Только постинъекционные осложнения составляют 42% ИСМП. Больничная среда может способствовать заражению гриппом, ВИЧ-инфекцией, гепатитом, туберкулезом, сальмонеллезом. Резервуары, содержащие вредные микробиологические факторы, в окружении сестры в МО: судна, мочеприемникии, калоприемники, постельное белье, выделения, секреты, раны, повязки, воздух, лекарственные средства (вакцины). Профилактика внутрибольничных инфекций – это соблюдение универсальных и стандартных мер предосторожности, санитарно-противоэпидемического режима МО
Химический – токсический. Токсические вещества (вдыхаются, попадают на кожу, в глаза, ротовую полость). Контактные дерматиты и аллергические состояния возможны, прежде всего, при использовании кожных антисептиков, дезинфектантов, стерилянтов, медикаментозных средств. Дезинфицирующие средства, моющие средства, лекарственные средства.
Физический – травмирующий. Физическая нагрузка, связанная с перемещением тяжестей, в том числе пациентов. Источники излучения в МО: аппараты (рентгеновские, сканеры, ускорители, электронные микроскопы), радиоактивные выделения пациентов (моча, фекалии, рвотные массы, мокрота), радиоактивные изотопы (отходы изотопов, оборудование и загрязненные поверхности; негерметичные источники).
Профессионализм медиков по соблюдению техники безопасности при использовании источников радиационного, ультрафиолетового воздействия, правил биомеханики по перемещению пациентов, оборудования, приборов обеспечит безопасную больничную среду.
Психологический – эмоциональный, стрессорный.
Факторы риска возникновения стрессов у медсестер:
высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье человека;
выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами;
частые ситуации, связанные с проблемами общения: требовательные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничающие коллеги
профессиональный риск инфицирования
посменная работа, частые бессонные ночи, особый режим дня.
Обеспечение безопасной больничной среды – обязательное условие для медперсонала с целью создания комфорта пребывания пациента в стационаре
Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациента и создать в МО такие условия, которые обеспечат пациенту безопасность все время, пока он там находится.
Если на больного человека факторы риска действуют только определенное время, то медицинский персонал подвержен их влиянию длительно, годами. В случае, когда медицинская сестра не знает, как защитить себя от их воздействия, неизбежен вред ее собственному здоровью.
Организация работы любого стационара направлена на то, чтобы создать безопасную среду – как для своих пациентов, так и для медицинских работников.
Получая теоретические и практические знания по МДК «Организация безопасной среды для пациентов и персонала», вы учитесь выполнять основную заповедь медицины - «Non nocere!» (Не навреди!).
Инфекционный контроль.
Наиболее частыми осложнениями, возникающими при нахождении в медицинских организациях, являются инфекционные осложнения – возникновение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). На профилактику данного вида осложнений направлены значительные усилия медицинского персонала медицинской организации.
Инфекционный контроль — это система организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний в ЛПО, которая базируется на результатах эпидемиологической диагностики.
Целью инфекционного контроля является снижение заболеваемости, легальности и экономического ущерба от внутрибольничных инфекций. Для достижения этой цели разработаны конкретные комплексы мероприятий для ЛПУ разной специализации.
Система инфекционного контроля включает восемь аспектов.
1. Структура управления и распределение обязанностей по инфекционному контролю.
Каждое ЛПУ должно иметь комитет инфекционного контроля, полномочия которого распространяются на все его подразделения и службы. В состав комитета входят председатель (заместитель главного врача по лечебной работе), врач-эпидемиолог и/или помощник эпидемиолога, главная медицинская сестра и врачи-специалисты (хирург, терапевт, инфекционист и т.д.). Состав комитета может быть расширен за счет привлечения других специалистов, исходя из профиля ЛПУ. Комитет инфекционного контроля решает вопросы распределения обязанностей и обеспечения мероприятий по инфекционному контролю, согласовывает проводимые мероприятия с администрацией ЛПУ и координирует их.
2. Система учета и регистрации ВБИ.
Принципиальное положение этого направления — наличие в стационаре системы активного выявления госпитальных инфекций.
3. Микробиологическое обеспечение инфекционного контроля.
Необходимые микробиологические исследования своевременно и полно выполняют на базе клинико-диагностической лаборатории учреждения или на договорных условиях с внешней лабораторией. Объем и качество микробиологических анализов должны соответствовать микроэкологическим условиям данного ЛПО. По результатам исследований специалисты анализируют и оценивают чувствительность выделенных штаммов микроорганизмов к антибиотикам, дезинфектантам, антисептикам и физическим факторам воздействия. Создание базы данных штаммов, полученных в микробиологической лаборатории, обеспечивает проведение полноценного эпидемиологического анализа.
4. Эпидемиологический анализ ВБИ.
Эпидемиологический анализ проводится в соответствии с четко сформулированными целями и задачами, исходя из потребностей и особенностей данного ЛПУ. Он невозможен без информационного обеспечения. Для этого используют стандартные и специально разработанные учетные формы, а также компьютерные базы данных. Обработка полученной информации проводится общепринятыми методами эпидемиологического анализа:
ретроспективным — на его основе формулируются гипотезы о ведущих факторах, причинах и условиях возникновения ВБИ в данном ЛПУ;
оперативным — диагностика фазового состояния эпидемического процесса ВБИ, слежение за формированием госпитальных штаммов и прогноз эпидемической ситуации.
Результаты эпидемиологического анализа своевременно и регулярно сообщают администрации и комитету инфекционного контроля ЛПУ.
5. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в системе инфекционного контроля.
Реализация данного направления предполагает разработку инструкций, указаний, алгоритмов эпидемически безопасных диагностических и лечебных процедур, а также проведение эффективных процедур стерилизации, дезинфекции и обработки рук персонала. В ЛПО должна быть разработана и применена адекватная технология использования антибиотиков, антисептиков и других средств лечения и профилактики ВБИ с учетом микробиологических данных о резистентности циркулирующих штаммов.
6. Обучение персонала.
Приоритетным направлением данного аспекта является разработка дифференцированных программ для обучения специалистов разного профиля по проблемам инфекционного контроля с учетом специфических особенностей ЛПО. Следует обязательно проводить обучение персонала в области инфекционного контроля при приеме на работу и в дальнейшем регулярно продолжать его.
7. Охрана здоровья персонала.
Основу этого направления составляют:
выявление и оценка профессиональных факторов риска в данном ЛПУ;
подготовка и анализ соответствующей информации;
разработка и внедрение программ профилактики профессиональной заболеваемости.
8. Охрана здоровья пациентов.
Направление заключается в выполнении медицинской сестрой требований санитарно-противоэпидемического режима:
соблюдения чистоты самого пациента, белья, посуды, предметов личной гигиены, предметов ухода, помещения;
предотвращения распространения инфекции.
Ухаживая за больным, медицинская сестра должна помнить, что при несоблюдении санитарно-противоэпидемического режима можно заразиться от него инфекционным заболеванием или заразить другого больного.
Инфекционная безопасность
Инфекционная безопасность отражает уровень безопасности медицинской помощи в данном учреждении, а также является одним из компонентов, характеризующих «индекс здоровья нации».
В учреждениях здравоохранения – это комплекс санитарно-противоэпидемических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение занесения и распространения инфекции в данных учреждениях.
Инфекционная безопасность в учреждениях здравоохранения достигается соблюдением в первую очередь санитарно-противоэпидемического режима.
Санитарно-противоэпидемический режим
Санитарно-противоэпидемический режим (СПЭР) - это комплекс мероприятий, направленный на предупреждение внутрибольничных инфекций. Он соблюдается во всех отделениях и вспомогательных помещениях (прачечная, кухня и т.п.); обязанности по контролю за санитарно-противоэпидемическим режимом возлагается на сестринский состав отделения. Регулярный контроль за соблюдением режима осуществляется санэпиднадзором, основной метод оценки - бактериологические посевы; их результаты позволяют объективно оценивать степень микробного обсеменения помещений, воздуха, предметов ухода, белья, инструментов.
Основными элементами санитарно-противоэпидемического режима являются:
деконтаминация – общий термин, под которым понимается процесс обработки для удаления возбудителей инфекционных заболеваний, в результате чего использование обрабатываемого предмета становится безопасным;
очистка – процесс удаления видимых загрязнений (пыли, грязи, органических и других инородных материалов), обычно осуществляется водой с мылом, детергентами или ферментными продуктами; очистка должна всегда предшествовать дезинфекции и стерилизации;
дезинфекция – процесс уничтожения большинства патогенных микроорганизмов, за исключением бактериальных спор; этот термин применяется исключительно в тех случаях, когда речь идёт о неодушевлённых предметах, для биологических тканей употребляется термин «антисептика»;
стерилизация – процесс уничтожения всех форм микробной жизни, включая бактерии, вирусы, споры и грибы.
Способы достижения санитарно-противоэпидемического режима:
санитарная уборка помещений;
организация обращения с медицинскими отходами;
дезинфекционно-стерилизационные мероприятия;
использование спец.одежды;
соблюдение правил асептики и антисептики;
поддержание микроклимата в помещениях;
личная гигиена больного;
личная гигиена персонала;
контроль за посещениями больного и переданными продуктами.
Нормативная документация
Нормативная документация, регламентирующая работу медицинской организации:
ФЗ № 52 от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
ФЗ № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан РФ»;
ФЗ № 38 от 24.02.1995 «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
ОСТ 42-21-2-85 от 01.01.1986 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы»;
МУ № 286/13 от 26.05.1988 «Контроль качества предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения с помощью реактива азопирам»;
МУ № 287-113 от30.12.1998 «Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения»;
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами. Правила и нормативы»;
СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»;
Приказ МЗ РФ №342 от 26.11.1998 «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом»;
Приказ МЗ СССР № 408 от 12.07.1989 «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране»;
Приказ МЗ РФ № 335 от 26.12.1988 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с распространением ВИЧ-инфекции в РСФСР»;
Приказ МЗ РФ № 170 от 16.08.1994 «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в РФ».