Информация для родителей
Роль театрализованной деятельности в развитии речи и творческих способностях у детей раннего возраста
У детей раннего возраста речевое развитие формируется не одинаково. Понимание речи сопровождается формированием эмоционального общения со взрослыми, которое включает мимику и жесты.
Дети раннего возраста способны участвовать в играх – драматизациях на основе личного материала. Ребёнок берёт на себя роль любого персонажа, который его привлекает и старается ему подражать при помощи слов, движений, действий.
Перед изобразительной деятельностью воспитатель предлагает руками показать: какое большое солнышко, как светят лучики, какой оно формы; какая маленькая была репка, а потом стала большая, круглая и тд.
Рассматривая иллюстрации в книгах, можно попросить детей показать действия, которые они видят: медведь идёт вразвалочку, зайка сидит, котёнок умывается… Этот этап называется – включением этюдов и упражнений в различных видах деятельности. Их можно использовать в режимных моментах, подвижных играх, НОД и тд.
Во время рассказывания сказок детей вовлекают в процесс рассказывания, т. е. воспитатель начинает, а ребёнок продолжает; дети помогают вспомнить действия героев: кто за кем действует, какую песенку поют и тд. (р.н.ск. «Колобок», «Репка», «Кот и петух» и др.)
Детям предлагается игра «Кому что принадлежит?» - дети раскладывают детали костюма, атрибуты соответствующим персонажам. Например: в сказке «Заюшкина избушка» - коса – петуху; деду – шляпа, бабке – платок, фартук, на окно положить «колобка» …
Ознакомление со сказкой.
- рассказывание сказки с одновременным рассматриванием иллюстраций;
- показ настольного театра с одновременным рассказыванием;
- игра-инсценировка по сказке;
- игра-драматизация по мотивам сказки.
Настольный театр
В группу вносим коробку с персонажами сказки. Дети рассматривают их, доставая по очереди, называют, показывают, как они передвигаются: мышка - бегает; зайчик - прыгает; дед – идёт, прихрамывая и тд.
Затем воспитатель рассказывает сказку. После этого дети выбирают фигурку персонажа и повторяют рассказ воспитателя с действиями: передвигаются, стучат…
Игра-драматизация.
Игра-драматизация подразумевает самостоятельные действия детей в роли персонажей сказки. Дети используют маски, атрибуты. Воспитатель помргает распределить роли (учитывая пожелания детей), повторно рассказывает сказку, привлекая к действиям детей – берёт малыша за руку, двигаясь вместе, произносит слова роли, так чтобы ребёнок мог вставить несколько слов. По окончании игры воспитатель спрашивает о впечатлениях детей: понравилось и, что именно; нацеливает на продолжение игры.
Игра-инсценировка.
Воспитатель предлагает создать из строительного материала декорации (теремок, избушку…), достаёт игрушки различных персонажей ( можно предложить игрушки, которые не являются героями произведения). Дети с воспитателем разыгрывают диалоги, передвигают фигурки соответственно содержания.
Система работы по театрализованной деятельности с детьми раннего возраста способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, формирует различные виды речи (диалогическую, монологическую), ораторские способности. Ребёнок в более старшем возрасте более свободно общается со сверстниками и взрослыми, может сформировать и высказать собственное мнение.