Конспект урока по информатике для 8 класса на тему: «Информация и знания. Восприятие информации человеком»
Учитель: Швайко Лариса Анатольевна,
МБОУ «СШ №13» города Евпатории, РК
Цели урока:
1. Образовательные:
- формирование опорной системы знаний по теме «Информация и знания». Ввести понятия «информация», «декларативные» и «процедурные» знания, «информативность», формы восприятия информации, язык – знаковая форма представления информации.
2. Развивающие:
- развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.
- развитие логического мышления при анализе нового материала.
- формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.).
- развитие эмоциональной и двигательной сфер при выполнении практических заданий.
- развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач.
- воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе.
- формирование аккуратности и умения организовывать своё рабочее место.
- формирование системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
- создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, проектор, презентация.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы и целей урока. (слайд 1)
II. Актуализация опорных знаний. (слайд 5)
Дайте ответы на вопросы:
Какие профессии, на ваш взгляд, в наибольшей степени связаны с информационной сферой деятельности человека: бухгалтер, повар, водитель, программист, учитель, портной, продавец, журналист или актёр?
( Бухгалтер, программист, учитель, журналист, актёр. )
В чём отличие пользователя и программиста?
( Пользователь работает на компьютере с готовыми программами, которые созданы программистами. )
Расскажите, для чего вы сами используете (если он у вас есть) или могли бы использовать (если у вас его нет) свой домашний компьютер?
( В последнее время участились ответы «Сижу в социальных сетях», «Для работы», «Для получения различной информации». )
Какие проблемы со здоровьем могут возникнуть у людей, нарушающих санитарные нормы работы на компьютере (перечислить не менее трёх)?
( При нарушении санитарных норм работы за компьютером возможны:
1) ухудшение зрения,
2) искривление позвоночника,
3) головные боли, нарушение сна,
4) психологическая зависимость и т. д. )
Что такое информатика и что она изучает?
( Информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией с помощью компьютера. )
Как вы понимаете слово «информация»?
( Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся. )
Что такое компьютер?
( Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией. )
III. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы ознакомимся с понятием, которое сопровождает нас ежедневно на протяжении всей жизни – это понятие «информация».
Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать и использовать.
В XX веке слово «информация» стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования. Одно из них: «Информация - это отображение окружающего нас мира с помощью знаков и сигналов или иначе сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы».
(Слайд 6) В других источниках «информация» (лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомлённость) — одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.
Мы часто используем это понятие в словосочетаниях: «оперативная информация», «информационное сообщение», «СМИ». Приведите свои примеры таких словосочетаний.
Вы должны знать, что информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Её носителем является сообщение. Цель сообщений – довести до нас сведения о каких-то событиях, о которых мы не знали до этого. Все наши знания, все, что мы знаем и умеем, мы получили от родителей, учителей, друзей, окружающих нас людей, из книг, из личного опыта и сохранили в своей памяти. Учеба в школе – это получение знаний, т. е. информации. Приведите примеры своих знаний (используя приём «закончи предложение»), а я буду записывать их на доске в два столбика, например: «Я знаю, что трава зелёная» и «я знаю, как приготовить кашу»
Я знаю, что… | Я знаю, как… |
…Луна вращается вокруг Земли …5х5=25 …вода замерзает при 0°C … | …пользоваться таблицей умножения …решить уравнение …включить компьютер … |
(Слайд 7) Все наши знания можно разделить на две группы:
Декларативные – утверждения о явлениях, свойствах, зависимостях (я знаю, что…)
Процедурные – определяют действия для достижения цели (я знаю, как…)
Вернёмся к сообщениям, осведомляющим нас о положении дел, о состоянии чего-нибудь в различной форме: устной, письменной речи, видео- и аудиоматериалов и др. Сообщения, которые пополняют наши знания, бывают нам интересны. Такие сообщения называются информативными. Например, сообщение о прогнозе погоды на завтра, сообщение учителя об оценках за ответ на уроке, сообщение о курсе валют. (Слайд 8)
Некоторые из них содержат информацию, которая нам уже известна или непонятна, на непонятном языке или из неизвестной области знаний. Такие сообщения называются неинформативными. Например, вчерашняя, полностью прочитанная газета не пополняет наши знания, следовательно, количество информации данного источника равносильно нулю, так и сообщение 5∙5=25 на японском языке для нас будет непонятно, то есть неинформативно.
Определение: «Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести» будет для нас информативно в 7 классе, а в 11 классе информативным будет определение «Гравитационное взаимодействие - это взаимодействие, свойственное всем телам Вселенной и проявляющееся в их взаимном притяжении друг к другу.»
Именно поэтому получение знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному, что является основой процесса обучения.
(Слайд 9) Для восприятия информации об окружающем мире у человека есть специальные приспособления – органы чувств, благодаря которым выглянув в окно, мы понимаем, какая на улице погода, можем на ощупь оценить поверхность предмета и с лёгкостью узнать на вкус любимую пищу и т.д.
Виды информации по способу восприятия:
орган | способ восприятия | вид восприятия |
зрения | зрительное (визуальное) | изображение |
слуха | слуховое (аудиальное) | звук |
осязания | тактильное восприятие | тактильные ощущения |
вкусовые рецепторы | вкусовое восприятие | вкусовые ощущения |
обоняния | обонятельное восприятие | запах |
Виды информации по форме представления (рассмотрим виды информации, которые «понимают» технические устройства):
Текстовая информация | Текст в учебнике, сочинение в тетради. В устном общении (личная беседа, разговор по телефону) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме. |
Числовая информация | Таблица умножения, арифметический пример, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации. Пример. Вы получили телеграмму: “Встречайте восьмого. Самолёт прилетает в пять утра”. В данном тексте слова “восьмого” и “пять” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами. |
Графическая информация | Рисунки, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передаёт необходимый образ (модель). |
Музыкальная (звуковая) информация | Всё, что мы слышим — человеческая речь, пение птиц, сигналы машин и т.д. |
Мультимедийная (многосредовая, комбинированная) | Цветная графика сочетается со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трёхмерными образами. |
В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной.
Полученную информацию человек может запомнить (сохранить в памяти) или передать другому. Устная речь состоит из знаков – звуков, которые лингвисты называют фонемами, слов, фраз. Письменная речь – текст, состоящий из букв, цифр, знаков препинания, т. е. из знаков. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь, сначала появилась устная речь, а затем – письменность.
IV. Закрепление изученного материала.
Фронтальная работа со всем классом (Слайды 10-13)
Ответьте на вопросы:
Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется:
а) Способом передачи сообщения
б) Временем приема сообщения
в) Наличием новых знаний и понятностью
Из предложенных сообщений выбрать декларативные и процедурные:
а) А.С. Пушкин – великий поэт
б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются
в) На улице сегодня замечательная погода.
г) Что б открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.
К какому языку относятся следующие знаки и что они обозначают? а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж) 
Что может означать запись 18-15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда, ученика на уроке математики?
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Приём «Закончи предложение»
- Мне удалось выполнить … .
- У меня лучше всего получалось … .
- У меня вызвало трудности … .
- Было интересно … .
Объявить оценки за урок, оценить работу всего класса.
VI. Домашняя работа
Запишите в дневники домашнее задание на следующий урок: §1, 2 (читать, учить определения), Д/з №2 (письменно) (Слайд 14)
Текст письменных домашних заданий выдан на прошлом уроке. Приложение 1
Литература:
Cемакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Cемакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. - 3-е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 3-е изд. испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
https://kopilkaurokov.ru/informatika/presentacii/informatsiia-i-znaniia-vospriiatiie-i-priedstavlieniie-informatsii
http://festival.1september.ru/articles/313251/
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/75341/
http://www.5byte.ru/8/0001.php