Просмотр содержимого документа
«Информационные ресурсы современного общества»
Информационные
ресурсы
Информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
- Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность.
- Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных ресурсов.
- Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ.
- Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговли.
Информационный продукт – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. Информационными продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация.
Информационная услуга – это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества.
Информационные ресурсы входят в интеллектуальный фонд общества, определяемый накоплением, распределением и практической реализацией знаний квалифицированной рабочей силы, включающей выраженный в информации научный и производственный опыт не только современников из всех стран мира, но и предшественников за все времена.
Информационная
культура
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Критерии информационной культуры человека
- умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
- эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
- перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
- вести индивидуальные информационно-поисковые системы;
- адекватно отбирать и оценивать информацию;
- способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
Уровни реализации информационной культуры
1. Когнитивный уровень - знания и умения; 2. Эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения; 3. Поведенческий - реальное и потенциальное поведение. Каждый из этих уровней представлен рядом показателей
Когнитивный уровень (знания, умения)
- Интернет-грамотность
- Навыки обращения с информацией:
- умение организовать поиск необходимой информации;
- умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;
- умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.
Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения)
- Содержание информационных потребностей и интересов.
- Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.
- Предпочтительность каналов получения необходимой информации.
- Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.
- Отношение к девиантному поведению в Интернет.
Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение)
- Способы поиска и каналы получения необходимой информации.
- Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика.
- Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности.
- Способы распространения новой информации.
- Степень включенности в Интернет-сообщество.
- Формы деятельности в Интернет.
Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.
Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.
Итог урока
- Что называется ресурсом?
- Перечислить традиционные виды общественных ресурсов.
- Что называется информационными ресурсами?:
- Примеры информационных ресурсов.
- Различие между традиционными ресурсами и информационными.
- Что можно положить в основу классификации информационных ресурсов?
- Что запрещено относить к информационным ресурсам с ограниченным доступом?
- Перечислить национальные информационные ресурсы.
- Кто или что является поставщиками информационных ресурсов?
- Какие информационные услуги оказывают поставщики?
Домашнее задание
- Учить определения
- Составить кроссворд по данным понятиям
-