«Инновационные технологий на уроках физики»
Учитель физики МОУ «СОШ №66 им. Н. И.В авилова»
Мелихова Людмила Васильевна
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, какая из них лучше, поэтому для достижения положительных результатов желательно использовать комбинации из современных и традиционных технологий, делая каждый урок не похожим на предыдущий.
В условиях реализации требований ФГОС и ФОП наиболее актуальными становятся следующие технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Эти технологии подойдут для любого этапа урока физики, поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека. Использование информационно-коммуникационных технологий в изучении или повторении материала многократно повышает эффективность обучения.
Например:
При изучении равномерного прямолинейного движения можно использовать шагомеры и секундомеры, а при изучении атмосферного давления — барометр и высотомер. Со многими мобильными приложениями легко разобраться, нет необходимости калибровки.
Активно использую на уроках информационные продукты:
виртуальные лабораторные работы,
интерактивные творческие задания,
электронные приложения к учебникам и пр.
Информационно-коммуникационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамику и выразительность, легко интегрируются в любой урок.
В курс по физике включены контрольные тесты, аудиолекции, 3D-модели приборов, процессов и явлений, интерактивные задания, демонстрации, лабораторные работы, интерактивный теоретический материал. Учитель может дополнять структуру пособия другими медиаобъектами.
Разработано с учетом Федерального государственного образовательного стандарта.
Механические явления
Компьютеризированный практикум по молекулярной физики
Компьютеризированный практикум по волновой оптике
Компьютеризированный практикум по механическим колебаниям и волнам
2. Технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления — это совокупность приемов, позволяющих заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для получения, обработки и обобщения информации, способствовать развитию критического мышления.
Технология развивающего обучения
Человек учится не только в школе — ему предстоит учиться всю свою жизнь. Поэтому основная задача технологии развивающего обучения — подготовить учеников к самостоятельному освоению новых знаний и применению их в повседневной жизни. Очень важно внедрять эту технологию на разных этапах урока.
Например:
При закреплении нового материала можно спросить у учеников: «Где встречаются данные технологии?» или «Где нам пригодится изученный закон?». Важно показать, что физика не в книжках — она вокруг нас, на каждом шагу.
В качестве повторения и обобщения определенного раздела физики учитель может предложить ученикам разбиться на две группы: первая составляет вопросы по изученной теме, вторая на них отвечает. Потом группы меняются ролями.
Заранее следует объяснить учащимся, насколько важно умение составлять и задавать вопросы (умение задать глубокий вопрос показывает развитость интеллекта человека), и проговорить критерии оценивания.
Игровые технологии
Игра — один из древнейших и лучших методов познания мира и обучения. Применение игры на уроках физики позволяет решить ряд задач:
осуществлять более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний;
исключить болезненные реакции на неправильные ответы;
повысить мотивацию к изучению физики.
Чаще всего игровые технологии применяются при закреплении пройденного материала в конце разделов. Могут быть частью урока или занимать все время занятия. Использование игровых технологий в преподавании физики усиливает познавательную деятельность учеников и повышает интерес к предмету. Но самое важное — ученики понимают, что физика — это не только сложный теоретический материал, определения и формулы, но и простые красочные опыты, демонстрации, которые понятны и доступны абсолютно всем.
Цель работы учителя – способствовать формированию активной творческой личности, владеющей информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!